Права ребенка переданного на воспитание в приемную семью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие приемной семьи………………………………………………….5
Права ребенка переданного на воспитание в приемную семью……….8
Содержание ребенка, переданного в приемную семью………………10
Характеристика технологии социальной работы приемной семьей…12
Заключение………………………………………………………………….…..27
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ЗПРdoc.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

- сохранность  закреплённого (при наличии такового) за несовершеннолетним имущества,  его целевое использование.

Кроме этого  правовое направление включает в себя выяснение потребностей приёмных родителей в различных видах помощи.

По результатам  обследования условий жизни и  воспитания несовершеннолетних, переданных в приёмную семью, предоставляется  в отдел опеки и попечительства акт обследования с заключением по результатам проверки.[5; 128]

Методы социально-правового  направления:

· консультация;

· беседа;

· инструктирование;

· убеждение;

· лекторий.

На данном направлении  специалист по социальной работе выполняет  охранно-защитную функцию, которая  включает в себя правовую поддержку приёмной семьи, обеспечение её социальных гарантий, помощь в создании условий для реализации её прав и свобод совместно с отделом опеки и попечительства; и координационную - установление и поддержание связей, объединение усилий педагогов и специалистов образовательного учреждения, работающих с приёмными семьями.

Целью социально-педагогического направления является содействие приёмным родителям в вопросах воспитания и обучения несовершеннолетних, их возрастных особенностей. Оказание приёмным родителям помощи в организации досуга детей-сирот, развитии творческих способностей в различных кружках, содействие приёмным родителям в устройстве несовершеннолетних в учреждения дополнительного образования.

Содействие  в организации совместной деятельности - формирование и развитие системы взаимопомощи семей в воспитании и занятиях с детьми:

- создание семейных  клубов;

- проведение  семейных праздников с обеспечением  возможности совместного участия  взрослых и детей;

- обогащение  совместного досуга экскурсиями и поездками.

Доверительные партнёрские отношения между  приёмными родителями и образовательным  учреждением, которое посещает ребёнок  развиваются поэтапно.

Первый этап - трансляция приёмным родителям положительного образа ребёнка, благодаря чему между педагогами и приёмными родителями с самого начала складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Нередко приёмные родители в повседневном общении с ребёнком упускают из виду положительные черты его личности, сосредотачиваясь на негативных проявлениях. Данный этап позволяет «переставить акценты» в отношении к ребёнку.

Второй этап - трансляция приёмным родителям знаний, которые не могли быть получены ими  в семье (например, о развитии отношений  ребёнка со сверстниками).

Третий этап - ознакомление педагогов с проблемами в воспитании ребёнка. Диалог между  приёмными родителями и педагогами сможет состояться только после первых двух этапов, когда на основе достигнутой  доверительности у приёмных родителей  возникает потребность обмениваться с педагогами результатами наблюдений, размышлений об индивидуальности ребёнка (его вкусах, поведении, привычках) дома. На данном этапе позиция педагога практическая.

Четвёртый этап - заключительный, определяющий перспективы  дальнейшего сотрудничества. Для него характерно принятие совместного решения о поддержке ребёнка в его личностном развитии.

По данному  направлению специалист по социальной работе выполняет организационно-коммуникативную  функцию - организация общения, инициирование  совместной деятельности, совместного досуга, творчества, привлечение приёмных родителей к общественной жизни образовательного учреждения.

Целью социально-психологического направления является обследование микроклимата в приёмной семье - взаимоотношения членов приёмной семьи с несовершеннолетним, взаимопонимание с законным представителем; выяснение причин возникновения в приёмной семье трудных жизненных ситуаций, конфликтных состояний. В рамках данного направления осуществляется психологическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка.

В данном направлении  специалист по социальной работе осуществляет деятельность совместно с психологом образовательного учреждения. Психологическое  просвещение приёмных родителей, других членов семьи как элемент профилактики может проходить и в процессе тренингов, проводимых психологом, которые позволяют формировать у них навыки преодоления трудностей, регулирования взаимоотношений или обучают умениям вырабатывать аналогичные навыки у других. В этом случае тренинги ориентированы на развитие коммуникативной компетенции членов приёмной семьи. Создание психологической службы, способной оказать помощь приёмной семье, попавшей в кризисные обстоятельства.

В целях социально-психологического направления выделяются следующие методы:

· метод децентрации  личности (эгоцентрическая ориентация взрослых заменяется социоцентрической, т.к. эгоизм взрослых часто приобретает  очертания любви к своему ребёнку);

· метод реконструкции  восприятия события (поменяв восприятие проблемы, клиент может в неблагоприятной ситуации увидеть добрые предзнаменования, а из ошибки сделать рациональные и полезные выводы);

· метод наблюдения (социальный работник вычленяет ряд  особенностей поведения, речи, взаимодействия);

· метод описания ситуации (полезен на первом этапе  вхождения в семью);

· метод противоречий оценки семьи (давая внешнюю оценку семье, можно сделать акцент на сильных  сторонах функционирования семьи ради повышения меры самоуважения её членов);

· метод ролевой игры (полезен для обучения способам взаимодействия между людьми);

· метод консультации (ценность консультаций будет выше, чем глубже мы знаем проблематику семьи).

Целью социально-медицинского направления является информирование по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий по снижению заболеваемости ребёнка, содействие в направлении в медицинские учреждения, нуждающихся в этом детей.

Задачами данного  направления являются:

· пропаганда общегигиенических  правил; необходимость рационального  режима и сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;

· ознакомление приёмных родителей с содержанием  физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребёнка;

· ознакомление приёмных родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребёнка;

· привлечение  приёмных родителей к составлению  индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;

· обучение приёмных родителей конкретным приёмам и  методам оздоровления;

· ознакомление приёмных родителей с лечебно-профилактическими  мероприятиями, проводимыми в образовательном  учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма ( фитотерапия, аромотерапия и т.д.).

Методы и  формы медико-социального направления:

· наглядная  агитация (стенды, памятки, брошюры  и т.д.);

· нонсультации (групповые и индивидуальные);

· устные журналы  и дискуссии (с участием медицинских работников);

· «круглый стол»;

· «дни открытых дверей» с просмотром разнообразных  закаливающих процедур.

Специалисту по социальной работе на данном направлении  отведена роль советника, общественного  деятеля, помощника, посредника, эксперта.

Итак, к обязанностям специалиста по социальной работе в  процессе социального сопровождения  приёмной семьи в условиях относятся:

- способность  обеспечивать допустимое и целесообразное  посредничество между ребёнком-сиротой,  приёмной семьёй - с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами - с другой; выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между детьми и микросредой, между детьми и взрослыми, приёмной семьёй и обществом;

- умение работать в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной позиции;

- защита интересов  детей-сирот, оказание им помощи, посредничество между ребёнком  и детским коллективом, семьёй, специалистами;

- изучение интересов и потребностей детей в различных видах деятельности, разработка программы по работе с приёмной семьёй;

- изучение психолого-педагогических  особенностей детей-сирот, условий  жизни, выявление интересов и  потребностей, трудностей и проблем,  предупреждение конфликтных ситуаций и отклонений в поведении;

- принятие мер  по созданию безопасной и комфортной  обстановки, обеспечению охраны  жизни и здоровья детей, пропаганда  здорового образа жизни приёмной  семьи;

- оказание помощи  приёмным родителям в развитии их воспитательных возможностей и положительного влияния; выявление трудностей в приёмной семье и помощь в их разрешении;

- взаимодействие  с педагогическими и медицинскими  работниками, специалистами социальных  служб, органами опеки и попечительства;

- участие в методической работе, систематическое повышение квалификации и профессионализма.

Таким образом, выделяют социально-правовое, информационное, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-медицинское направления  социального сопровождения приёмной семьи. Социальное сопровождение детей-сирот в приёмной семье направлено на защиту прав и интересов несовершеннолетнего и всей приёмной семьи, на решение повседневных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.[2; 87]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Приемная семья  является возрожденной формой семейного  воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ. Между тем в России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в чужие семьи

Приемная семья  является самостоятельной формой семейного  воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.

В приемную семью  можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.

Свой дом  и нормальные условия жизни для  ребенка могут создать приемные родители. В приемной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой. Ведь граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд заработную плату, которая может быть единственным источником их существования.

В приемной семьи  необходимо создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако прекращение правовых отношений между приемными родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не получают, что представляется неправильным.

Информация о работе Права ребенка переданного на воспитание в приемную семью