Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:01, контрольная работа
Рассматривая технологии, техники и правила общения, обычно исходят из идеи конструктивного общения, общения позитивного. Считается, что если субъект имеет срывы в общении, если его общение неконструктивно, приводит к конфликтам и т. д., то причинами этого являются незнание техник общения или невладение ими на уровне умений. Предполагается, что изучение закономерностей и правил общения, отработка на практическом уровне (например, в тренинге общения) техник и приемов общения объективно ведет к повышению конструктивности, бесконфликтности общения. В принципе это, конечно, верно.
Конечно, сколько бы техник мы ни знали, важно прежде всего помнить, что общение - особое, тонкое мастерство. Человек может в точности выполнять все, чему его научили во время тренингов по общению, и тем не менее постоянно получать плохой результат. В таких случаях причина неудачи очень часто коренится в формальном усвоении правил общения и в неумении их применять адекватно реальной ситуации взаимодействия и личности партнера. А кроме того, никакие техники общения не помогут, если субъект ставит своей целью самопрезентацию, а не достижение согласия и поиск оптимального решения.
Отметим, кстати, что всегда очень важно не просто нападать на позицию оппонента, а постараться, как справедливо утверждают Р. Фишер и У. Юри, заглянуть за нее, попытаться понять, что за этим стоит. Другими словами, надо не только акцентировать свое внимание на том, почему нас не устраивает чья-то точка зрения, но и на том, каковы причины ее возникновения, в чем причины упорства, с которым оппонент ее отстаивает.
Следующая
техника, которую мы рассмотрим, отчасти
относится к разряду
Техника "айкидо", как и приемы этого вида восточных единоборств, построена не на защите или нападении, а на том, чтобы позволить партнеру сделать то, что он хочет, и усилить его действие. Собственно в борьбе это может выглядеть так: вы позволяете противнику замахнуться для удара, подлаживаетесь под его движение и сами движетесь в том же направлении, параллельно пользуясь им для своих целей. Нападение работает против нападающего. В психологическом плане весь механизм действует точно так же. Можно позволить партнеру, например, реализовать его желание сконфузить или подавить вас, и даже помочь ему в этом. Партнер вряд ли открыто проявляет свою агрессию, скорее, он добивается своей цели тонко замаскированными приемами. Можно сделать тайное явным, сказав: "Я в полной растерянности, вы меня окончательно сконфузили, я даже не знаю, как продолжать беседу". В большинстве случаев прием оказывается эффективным, удар партнера обрушивается на него самого, и он поспешно говорит: "Что вы, я не хотел, и в мыслях не было, может, я что-то не так сказал?" Желая загнать в тупик собеседника, "агрессор" попадает в него сам.
Следующий момент связан с ситуациями негативного оценивания в общении. Конечно, мы стараемся акцентировать внимание на позитивных аспектах взаимодействия, но бывают ситуации, когда негативное оценивание необходимо. Суть правила можно сформулировать так: если негативное оценивание необходимо, то порицанию, негативной оценке подлежит только само действие, проступок, промах, но ни в коем случае не личность того, кто его допустил.
Мастерство общения создается нюансами. Представим себе, как два хорошо знакомых человека в очередной раз оказываются на грани конфликта. Что может прозвучать в ответ на очередной упрек или колкость? Сравним несколько фраз с одинаковой целе-смысловой направленностью (направленность: "я не хочу с тобой ссориться"):
1. "Надо
научиться на тебя не
2. "Надо научиться не реагировать на твои выпады".
3. "Надо научиться не реагировать на твои срывы".
Проанализируем
эти фразы. Первая фраза - чрезвычайно
конфликтная, хотя тот, кто ее произнес,
сделал это в целях примирения.
Вариант ее подсознательной интерпретации
партнером вполне может оказаться
негативным: "Ты пустое место, что
с тобой ругаться, надо научиться
тебя не замечать". Это, естественно,
еще больше обострит конфликт. Вторая
фраза гораздо
Третья фраза - самый лучший вариант в описанной нами ситуации. Все-таки в слове "выпады" есть доля отрицательной коннотации, негативной оценки. А сказав "срывы", мы неявно проявляем сочувствие к человеку, который не умеет контролировать свое поведение, доказываем ему же, что в наших глазах это не вина, а беда. Конфликт тем самым смягчается, поскольку такое участие и жалость должны тронуть кого угодно. Третья фраза непременно достигнет цели, которую преследовала и первая, таящая такие возможности негативной интерпретации.
В связи
с приведенным примером напомним
известное правило техники
Мы рассмотрели
лишь самые существенные правила
и техники общения. Конечно, их гораздо
больше. Но все эти техники объединяет
одна общая закономерность. Любой
прием предполагает не механическое
его выполнение, а адекватность его
использования "здесь и сейчас".
Есть правила, которые, конечно, нельзя
менять, они как бы являются универсальными,
например проявление уважения к партнеру
по общению. Но все-таки важно помнить,
что идентичных ситуаций не бывает.
И случается, что человек в
каком-то конкретном случае добивается
успеха, избегает конфликта, располагает
к себе партнера по общению, действуя
даже вопреки правилам. И при этом
его поведение оказывается