Правовые аспекты внедрения спортивного стиля в молодежную среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях привлечение детей, подростков и молодежи к активным занятиям физической культурой и спортом – это прежде всего формирование здорового образа жизни, морально-волевых качеств, что является важным фактором в профилактике таких социально-негативных явлений, как наркомания, алкоголизм, правонарушения.
Детский, юношеский спорт - не только условие формирования здорового человека в физиологическом смысле, но и опыт становления общественного человека, приобретения традиций и культуры, процесс воспитания молодого поколения в необходимом для государства направлении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ МАССОВОГО СПОРТА
1.1 История развития законодательной базы в области массового спорта.
1.2 Современное состояние нормативно-правовой базы в области массового спорта
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Долгосрочная целевая программа «Основные направления развития физической культуры, спорта и молодежной политики в Тюменской области на 2013 – 2015 гг.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний день основным нормативным правовым актом, регламентирующим полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в том числе в области физической культуры и спорта, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот закон призван совершенствовать систему управления в области физической культуры и спорта по вертикали (федеральный центр – субъекты Российской Федерации – местный уровень), а также наполнить систему управления качественным содержанием.

Необходимо отметить, что в первоначальной редакции 131-го Федерального закона физическая культура и спорт не входили в перечень вопросов местного значения. Компетенция муниципальных образований в сфере физической культуры и спорта могли рассматриваться только в контексте реализации полномочий органами местного самоуправления в сфере создания условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры. И лишь 31 декабря 2005 года Федеральным законом № 199-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных образований были отнесены вопросы обеспечения условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью.

В 2006 году принята Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Одним из преимуществ программно-целевого метода является комплексный подход к решению проблем в сфере физической культуры и спорта, оздоровления населения; распределение полномочий и ответственности; эффективное планирование и мониторинг результатов реализации мероприятий Программы.

Целью Программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом[6].

Программа состоит из следующих основных блоков:

1. Развитие спорта в образовательных учреждениях. При этом за счет капитальных вложений предполагается построить 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок.

2. Развитие спорта по месту жительства. За счет капитальных вложений предполагается осуществить на базе долевого финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации строительство спортивных центров по месту жительства для удовлетворения потребностей в занятиях физкультурой и спортом всех членов общества. В результате реализации программы в Росспорте рассчитывают втрое увеличить число людей, регулярно занимающихся спортом, что составит более трети населения России. По расчетам специалистов, благодаря этому бюджет сэкономит не менее 12 млрд. рублей только на оплате «больничных листов».

3. Пропаганда физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни.

4.  Развитие спорта высших достижений. При этом  
за счет капитальных вложений предполагается осуществить строительство и модернизацию 7 федеральных спортивных центров, реконструкцию и модернизацию 20 спортивных центров, предназначенных для занятий различными видами спорта, реконструкцию и модернизацию спортивной базы образовательных учреждений для подготовки олимпийского резерва, а также оборудовать антидопинговый центр.

Реализация Программы рассчитана на 10 лет. При этом за счет капитальных вложений предполагается осуществить строительство и модернизацию 7 федеральных спортивных центров, реконструкцию и модернизацию 20 спортивных центров, предназначенных для занятий различными видами спорта, реконструкцию и модернизацию спортивной базы образовательных учреждений для подготовки олимпийского резерва, а также оборудование антидопинговый центр.

Объем финансирования Программы в 2006 - 2015 годах составляет более 100 миллиардов рублей. Отмечая важность принятия Программы, Президент России В.В. Путин заявил, что это уже «не ординарный подход, а попытка прорыва в данной сфере»[7].

Законодательство в сфере физической культуры и спорта необходимо совершенствовать. В современных условиях оно должно предусматривать создание благоприятных условий в первую очередь для организаций, реализующих программы развития физической культуры и спорта среди детей, инвалидов, сирот, способствующие формированию здорового образа жизни; спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и сборной команды России для участия в Олимпийских и Паралимпийских играх [8].

Кроме того, необходима законодательная проработка следующих актуальных вопросов:

- борьба против использования  спортсменами допинга, наркотиков; обеспечение безопасности и правопорядка  на спортивных соревнованиях, исключающее  возможность хулиганского поведения  болельщиков во время спортивных  соревнований, проявления жестокости  и насилия, а также других антиобщественных  проявлений, оказывающих негативное  влияние на личность и общество;

- решение проблемы массового  оттока российских спортсменов  и специалистов за пределы  Российской Федерации, особенно  молодых спортсменов;

- решение проблем детской ранней  спортивной специализации, участия  детей в спортивных соревнованиях, стимулирующих форсирование спортивной  подготовки в ущерб здоровью  и нормальному развитию ребенка;

- решение проблемы государственной  поддержки общественных физкультурно-спортивных  объединений, используя для этого  мировой опыт;

- решение вопросов, связанных со  спонсорской деятельностью, привлечением  в спорт внебюджетных источников, путем внесения поправок в  соответствующие законы Российской  Федерации.

Необходимо широко обмениваться опытом правового и нормативного обеспечения физической культуры и спорта как между субъектами Российской Федерации, так и на международном уровне.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

В соответствии с Распоряжением Правительства Тюменской области от 23.04.2012 № 670-рп «О разработке прогноза социально-экономического развития области и проекта Закона Тюменской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» департаментом по спорту и молодежной политике Тюменской области разработана долгосрочная целевая программа «Основные направления развития физической культуры, спорта и молодежной политики в Тюменской области на 2013-2015 гг.»

 

2.1 Долгосрочная  целевая программа «Основные  направления развития физической  культуры, спорта и молодежной  политики в Тюменской области  на 2013 – 2015 гг.»

 

Сформированная в Тюменской области система физкультурно-спортивной работы с населением обеспечивает эффективное взаимодействие коммерческих и некоммерческих организаций (физкультурно-оздоровительных центров по месту жительства, образовательных организаций спортивной направленности, объектов спортивной инфраструктуры и спортивного предпринимательства), общественных объединений (федераций по видам спорта, физкультурно-спортивных обществ), специализированных подразделений крупных предприятий, органов управления физической культурой и спортом, а также учреждений и организаций, подведомственных органам управления образованием, здравоохранением, культурой, средств массовой информации. Она имеет многоуровневую структуру, охватывая все возрастные и социальные группы населения, предоставляя возможности для занятия физической культурой и спортом как по месту жительства, так и на местах обучения и работы. Таким образом, формируется единое пространство физкультурно-спортивной активности населения, создаются условия для непрерывного сопровождения жизнедеятельности каждого человека доступными и качественными услугами сферы физической культуры и спорта, что имеет большое социальное и профилактическое значение.

Основным показателем оценки эффективности деятельности в сфере физической культуры и спорта является уровень физкультурно-спортивной активности населения. В последние годы численность населения, занимающегося физической культурой и спортом на регулярной основе, стабильно увеличивается. По итогам 2012 года она составила 27,6% от общей численности населения или 382,2 тысяч человек (2011 год – 26,9%, или 366,1 тысяч человек). Темпы роста этого показателя соответствуют решению общенациональной задачи на период до 2015 года: приобщения каждого третьего жителя страны к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Анализ возрастной структуры занимающихся физической культурой и спортом показывает, что наиболее активной частью населения являются дети и молодежь в возрасте от 7 до 30 лет. Это объясняется вовлеченностью детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом в общеобразовательных школах, учреждениях профессионального образования, учреждениях дополнительного образования спортивной направленности, центрах физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства. Однако в других возрастных группах уровень физкультурно-спортивной активности ниже, а значит профилактический физкультурно-оздоровительный потенциал физической культуры остается недостаточно востребованным.

Необходимым условием привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом является модернизация и развитие материально-спортивной базы, повышение эффективности использования сети существующих спортивных сооружений.

В целях сбалансированного развития материально-технической базы физической культуры и спорта в регионе разработана трехуровневая модель обеспеченности спортивными сооружениями, которая определяет оптимальный набор спортивных объектов, необходимых в сельском поселении, муниципальном районе и городском микрорайоне, а также в городском округе для обеспечения массовой физкультурно-спортивной активности населения:

  • сельское поселение – школьный зал и универсальная спортивная площадка;
  • муниципальный район или городской микрорайон (дополнительно) – спортивный комплекс, стадион, лыжная база и хоккейный корт;
  • городской округ (дополнительно) – бассейн, хоккейный корт с искусственным льдом, а также специализированные спортивные сооружения, исходя из практики подготовки спортивного резерва.

Разработана и внедрена методика оценки эффективности использования спортивных сооружений, позволяющая производить расчеты, как на уровне области, так и на уровне объединенных муниципальных образований, поселений и применительно к отдельным объектам спортивной инфраструктуры. Суть методики состоит в соотнесении фактической загруженности спортивных сооружений и их мощности. Эффективность использования спортивных сооружений в Тюменской области в 2012 году составила 87,20%.

Модель обеспеченности спортивными сооружениями и показатели эффективности использования имеющейся физкультурно-спортивной инфраструктуры являются основой планирования реконструкции и строительства новых спортивных сооружений в муниципальных образованиях.

Система спортивных сооружений Тюменской области по состоянию на 31 декабря 2012 года состояла из 3 168 сооружений, в том числе: плоскостных сооружений – 1 534, спортивных залов – 1 070, прочих помещений для занятий ФКиС – 322, лыжных баз и биатлонных комплексов – 74, бассейнов и ванн для плавания – 63, сооружений для стрелковых видов спорта – 74, дворцов спорта с искусственным льдом и крытых хоккейных кортов – 7, манежей – 2, гребных баз и каналов – 1,  стадионов – 18. Наиболее интенсивно происходит строительство сооружений, предназначенных для массовых занятий физической культурой и спортом.

Рассматривая материально-техническую базу сферы физической культуры и спорта по типу собственности, следует отметить, что значительное количество объектов находится в собственности местных властей. Большинство спортивных объектов муниципальных образований построено за счет средств областного бюджета и передано на муниципальный уровень.

Доля областных объектов меньше, но к ним относятся наиболее крупные специализированные спортивные сооружения, имеющие большое значение в развитии массового спорта и спорта высших достижений (спортивный комплекс «Центр-Дзюдо», теннисный центр, крытые хоккейные корты в городах Тюмень и Ялуторовск, Дворец спорта с искусственным льдом, стадион «Геолог» и т.д.).

Увеличивается доля спортивных объектов, принадлежащих бизнес организациям и учреждениям различных форм собственности, активно развивается государственно-частное партнерство.

В 2012 году в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики в Тюменской области» велось строительство 19 и реконструкция 2 спортивных объектов.

В современных условиях перед административными органами всех уровней стоит задача максимально эффективного использования существующих спортивных сооружений, улучшения качества и расширения перечня физкультурно-оздоровительных услуг, ориентированных на все категории и социальные слои населения.

Приоритетным направлением работы по формированию здорового образа жизни и развитию физкультурно-спортивной активности населения является развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по месту жительства. В центрах физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства в 2012 году регулярно занималось физической культурой и спортом 127,7 тысяч человек. При участии центров физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства на базе образовательных учреждений и клубных объединений проводятся физкультурно-оздоровительные занятия и спортивно-массовые мероприятия. Ежегодно растет число участников «Дней здоровья», «Лыжня России», «Кросс наций», сельских спортивных игр, спартакиад и соревнований.

Комплекс традиционно проводимых в Тюменской области спортивно-массовых мероприятий включает сельские игры, спартакиады (образовательных учреждений, трудовых коллективов, ветеранов спорта и т.д.), паралимпийские игры, соревнования по видам спорта, спортивные праздники и дни здоровья. При организации и проведении мероприятий особое внимание уделяется популяризации физической культуры и спорта как фактора укрепления социального здоровья. Проведение спортивно-массовых мероприятий повышает интерес населения к занятиям физической культурой и спортом, популяризирует здоровый образ жизни, дает импульс к развитию материально-спортивной базы в принимающих территориях.

Информация о работе Правовые аспекты внедрения спортивного стиля в молодежную среду