Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 05:25, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать социальное проектирование.
Исходя из поставленной цели определим следующие задачи:
-изучить теоретические основы социального проектирования;
-изучить сущность социального проектирования;
-раскрыть применение прогнозного социального проектирования
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социального
проектирования 5
1.1 Сущность социального проектирования 5
1.2 Направленность социальных процессов 9
1.3 Методы социального проектирования 10
Глава 2. Изучение социального проектирования 13
2.1 Принципы социального проектирования 13
2.2 Основания разновидности социальных проектов
их разработки и реализации 20
2.3 Виды технологий социального проектирования 23
Глава 3. Практика применения социального
проектирования
3.1 Прогнозная социально-проектная деятельность 29
3.2 Проблема применения социального
проектирования 33
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Кроме того, именно в рамках проектного управления реализуется такое важное направление деятельности руководителя, как мотивация персонала, в том числе нематериальная, поскольку именно проектный формат деятельности позволяет реализовать потребность людей в личностном росте, творческом самовыражении, проявлении лучших своих качеств. Годами устоявшееся штатное расписание любого государственного учреждения не позволяет вводить новые должности, в том числе административные, но для назначения внутренним приказом «руководителя проекта» или «руководителя проектной группы» помех и преград нет. И тогда на смену просто исполнительской дисциплине приходит личностно окрашенный подход к работе, который позволяет руководителю вести более успешную кадровую политику, в том числе формировать кадровый резерв, осуществлять ротацию кадров. Таким образом, отличительными чертами проектного управления являются:
1. ответственность руководителя за внедрение инноваций; принятие коллективом необходимости и важности внедрения инноваций;
2. системная мотивация персонала, участвующего в реализации проекта;
3. четкое и ясное определение целерезультативного блока проекта;
4. оптимальное соотношение результатов и затрат (кадровых, организационных, временных, финансовых);
5. планирование, мониторинг и анализ каждого этапа реализации проекта как руководителем, так и исполнителями;
6. отказ от излишней
формализации и бюрократизации
деятельности в ущерб
7. обеспечение двусторонних
коммуникаций в ходе
8. готовность руководителя
к принятию нестандартных
9. важность конечных, а не промежуточных результатов проекта.
Проектное управление позволяет открыть для государственного учреждения такие возможности, как7:
- «мягкое» внедрение в
деятельность изменений и
- выход на качественно новый уровень развития; преимуществ по сравнению с другими игроками на рынке социальных услуг;
- расширение спектра и
форм оказания социальных
- грамотная кадровая политика,
основанная на системе
- подготовка коллектива
к новым условиям
Неразрывность проектов обусловлена не столько технологией реализации, сколько едиными ресурсами, едиными структурами и работами. Объединение отдельных проектов в систему – «портфель» – позволяет получить дополнительный эффект от совместной, скоординированной их реализации на общей технологической и ресурсной базе.
В современной социологии описаны многие разновидности социального проектирования. Однако недостаточно изучены основания выделения разновидностей социальных проектов, технологий их разработки и реализации. В социологической литературе выделяют субъективные и объективные основания социального проектирования. Особое внимание изучению субъективных оснований социального проектирования уделяют сторонники субъектно-ориентированого подхода, а сторонники объектно-ориентированного подхода преимущественно рассматривают объективные основания социального проектирования.
Сторонники проблемно-ориентированного подхода стараются в равной мере учитывать как субъективные основания, так и объективные основания социального проектирования.
При рассмотрении оснований социального проектирования сторонники субъектно-ориентированного подхода критически оценивают взгляды сторонников объектно-ориентированного подхода и наоборот. Так, например, сторонник объектно-ориентированного подхода Ж. Т. Тощенко отмечает, что при абсолютизации требований субъектно-ориетированного подхода появляется вероятность превращения проектов в прожекты. Поэтому он выступает за развитие целостного объективно-субъективного подхода в социальном проектировании8.
В свою очередь сторонник субъектно-ориентированного подхода В. А. Луков считает утверждения сторонников объектно-ориентированного подхода о закономерном характере проекта, его научной обоснованности дискуссионными. Он полагает, что научная обоснованность проектируемого объекта доказуема лишь в общих положениях и спорна в части реализации конкретного управленческого решения.
Я полагаю, что решение спорных вопросов возможно на основе развития целостного объективно-субъективного подхода в социальном проектировании. Обоснованность объективно-субъективного подхода в социальном проектировании обусловлена тем, что детерминация разработки и реализации социального проекта обусловлена как субъективными, так и объективными факторами.
В качестве объективных оснований выделения разновидностей социального проектирования можно рассматривать различные сферы общественной жизни. Наличие социально-экономической сферы общественной жизни способствует развитию социально-экономического проектирования, социально-политической сферы общественной жизни способствует развитию социально-политического проектирования и т. д. Таким образом, можно обосновать выделение следующих разновидностей социального проектирования:
- социально-экономического проектирования,
- социально-политического проектирования,
-социокультурного
- социально-педагогического проектирования,
- социально-медицинского проектирования
- других разновидностей проектирования.
В. А. Луков относит к числу социальных проектов различные проекты, которые своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь. В качестве таковых, по его мнению, могут выступать научно-технические проекты, если они выполняют определенную социальную функцию. Научно-технические проекты начинают выполнять социальную функцию после внедрения научно-технических достижений в сфере обыденной производственной деятельности людей.
На выбор предмета социального проектирования влияют субъективные интересы людей. В связи с этим можно говорить о влиянии субъективных оснований на развитие разновидностей социального проектирования. Наличие субъективных оснований социального проектирования приводит к появлению различных проектов решения одной и той же социальной проблемы.
Проект включает в свое содержание концепцию преобразования предмета. В связи с этим возникает вопрос о соотношении между концептуальной системой и предметом социального проектирования. В. И. Курбатов и О. В. Курбатова отмечают, что социальный проект должен отражать будущее состояние социальной системы, которая может возникнуть в результате действий людей9.
Обеспечить соответствие социального проекта будущему состоянию социальной системы должна определенная технология социального проектирования.
Под технологией обычно понимается определенная последовательность действий с использованием различных средств для достижения поставленной цели.
Определенный способ действия называется методом. Поэтому технология связана с методологией социального проектирования. Методология разработки и реализации проекта объективно обусловлена спецификой предметной области социального проектирования. В зависимости от сферы применения технологий различают следующие разновидности технологий: социально- экономические, социально-политические, социокультурные и другие разновидности социальных технологий10.
2.3 Виды технологий социального проектирования
При разработке и реализации социальных проектов могут быть использованы рутинные и инновационные социальные технологии.
Рутинные технологии характеризуются малой наукоемкостью, а инновационные технологии опираются на обстоятельные научные разработки.
В случае использования инновационных технологий в процессе проектирования необходимо описать не только будущее состояние социального объекта, но и сконструировать технологию разработки или реализации социального проекта.
Различают технологию разработки социального проекта и технологию реализации социального проекта11.
Обычно разработчики социального проекта проявляют склонность к инновациям, а на этапе реализации социального проекта возможности использования инновационных технологий определяются склонностью субъектов социального проектирования к инновациям.
Часто представители различных социальных организаций и учреждений проявляют склонность к использованию рутинных технологий при реализации социальных проектов.
В зависимости от содержания поставленных целей и задач выделяют базовые и частные технологии социального проектирования.
Базовые технологии образуют общую основу в проектировании социальных объектов, а частные технологии применяются в отдельных случаях воздействия на социальный объект.
В процессе социального проектирования могут быть использованы различные проектные технологические стратегии:
Технологические стратегии, применяемые в процессе социального проектирования, варьируются в зависимости от конкретной проектной ситуации. Так, например, в случаях некоторой неопределенности проблемного поля проектного воздействия возможен выбор стратегии случайного поиска, характеризующейся отсутствием какого-либо однозначного и четко определенного плаца разработки проектных решений.
Линейная стратегия применяется, как правило, в качестве взаимосвязанных последовательных действий, в которых каждое действие зависит от исхода предыдущего, но не зависит от результатов последующих действий.
Разветвленные стратегии социального проектирования позволяют осуществлять многовариантную и альтернативную деятельность, включающую в себя поэтапное сопоставление вариантов, которые могут развиваться независимо друг от друга, проектов, что помимо других преимуществ, позволяет подвергать взаимодополнению проектные модели нескольких проектировщиков.
Применение циклической стратегии социального проектирования позволяет возвращаться непосредственно в процессе проектной деятельности к одному из предыдущих этапов конструирования.
Адаптивные стратегии предусматривают лишь начальное проектное действие, тогда как выбор последующих зависит от результатов предшествующих действий.
Стратегии приращения являются одним из вариантов адаптивного поиска в условиях традиционного проектирования.
Обобщенные же стратегии, применяемые в целях создания социальных проектов, обладают некоторыми универсальными свойствами, удовлетворяющими требования совершенно различных социальных проектов. Проектные стратегии находятся в зависимости от целей проектной деятельности, достигаемых на различных ее этапах, причем эти цели могут быть названы этапными целями, которые соответственно определяют название этапов проектирования.
Выбор проектной технологической стратегии обусловлен конкретной проектной ситуацией. При проектировании технологических процессов необходимо учитывать особенности функционирования и развития социального объекта. Управление реализацией социального проекта должно учитывать возможные естественные изменения социального объекта. В противном случае искусственное преобразование социального объекта может прийти в противоречие с естественными процессами преобразования социального объекта.
Проектирование технологии социальных преобразований должно учитывать различные уровни анализа социального объекта.
При этом можно использовать типологию систем действия, разработанную Т. Парсонсом.
Он различает четыре системы действия: систему поведения организма, личностную систему, социальную систему и культурную систему. Данные системы действия оказывают взаимное влияние друг на друга. Преобразование одной из систем действия сказывается на функционировании остальных систем действия. Поэтому при проектировании изменений в одной из вышеуказанных систем действия следует учитывать последствия данных изменений для других систем действия.
Разработка и реализация проекта преобразования социальной системы оказывает влияние на состояние системы поведения организма, личностной системы и культурной системы. Следовательно, при проектировании изменений в социальной системе необходимо учитывать влияние процессов, происходящих в системе поведения организма, в личностной системе и культурной системе.
В системе поведения организма должно быть обеспечено протекание физиологических процессов.
В личностной системе важную роль играют психологические процессы.
Необходимо учитывать роль мотивации в процессе разработки и реализации социальных проектов. В процессе разработки и реализации социальных проектов должна быть создана и поддерживаться необходимая морально-психологическая атмосфера среди участников проекта. Некомпетентные действия руководителей проекта могут устранить мотивы, которые побуждали участников проекта содействовать его реализации.
В культурной системе учитывается роль ценностных ориентаций субъектов. В процессе разработки и реализации проекта могут возникать ценностные конфликты. Поэтому для профилактики ценностных конфликтов целесообразно до начала разработки и реализации социальных проектов согласовать ценностные ориентации участников проекта.
Информация о работе Практика применения социального проектирования