Преимущества и недостатки телевидения как средства массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявить какие достоинства и недостатки имеет телевизионная реклама, как основной инструмент средств массовой коммуникации?
Объект исследования – массовые коммуникации и конкретно телевидение.
Предметом работы стало определение понятия и видов коммуникаций, значение телевидения в развитии общества и взаимовлияние их.

Содержание

Введение --------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3


Глава 1.
История и тенденции развития телевидения и тележурналистики ---------------------------- 5

Телевидение как средство массовой информации ------------------------------------------------ 6

Функции телевидения в системе СМИ -------------------------------------------------------------- 8

1.4.Значение ТВ в системе СМК --------------------------------------------------------------------------- 10



Глава 2.
2.1. Основные модели размещения рекламы на ТВ --------------------------------------------------- 12

2.2. Достоинства и недостатки телевизионной рекламы --------------------------------------------- 13

2.3. Анализ рекламного ролика зубной пасты «Аквафреш» ---------------------------------------- 15


Заключение ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 17

Список использованной литературы --------------------------------------------------------------------- 19

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 10 декабря.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С.О. МАКАРОВА»

 

 

Кафедра межкультурных коммуникаций

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Психология массовых коммуникаций

на тему

«преимущества и недостатки телевидения как средства массовой информации»

 

 

 

Студентки 3 курса

Гуманитарного факультета

Салтыковой А.А.

 

Научный руководитель:

кандидат филологических наук,

доцент Зенкин М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013

 

Содержание

 

Введение ---------------------------------------------------------------------------------------------------------    3

 

 

Глава 1.

    1. История и тенденции развития телевидения и тележурналистики ----------------------------     5

 

    1. Телевидение как средство массовой информации ------------------------------------------------     6

 

    1. Функции телевидения в системе СМИ --------------------------------------------------------------     8

 

1.4.Значение ТВ в системе СМК ---------------------------------------------------------------------------   10

 

 

 

Глава 2.

2.1. Основные модели размещения  рекламы на ТВ ---------------------------------------------------    12          

 

2.2. Достоинства и недостатки телевизионной рекламы ---------------------------------------------    13

 

2.3. Анализ рекламного ролика  зубной пасты «Аквафреш» ----------------------------------------    15

 

 

Заключение ----------------------------------------------------------------------------------------------------    17

 

Список использованной литературы ---------------------------------------------------------------------    19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Четвертая ветвь власти – средства массовой информации.Основной канал СМИ – телевидение и оно занимает далеко не самое последнее место в жизни каждого человека в нашей стране. По статистике люди смотрят телевизор  не менее 3 часов в день. Причем аудитория чрезвычайно разнообразна – здесь и преуспевающие бизнесмены, и пенсионеры.

Одновременность события и его отображения на телевизионном экране является едва ли не самым уникальным свойством телевидения.

Несмотря на стремительное развитие интернета и поиск новых, нестандартных и экономичных решений для продвижения товара, телевидение до сих пор остается одним из самых эффективных медианосителей с точки зрения рекламодателей - в силу своей доступности, бесплатности и, главное, популярности у массовой аудитории, которая имеет свои особые черты и потребности. Все они образуют свои плюсы и минусы. Главным плюсом,на котором хочется сделать акцент, является то, что она находится близко  и практически неотделима от потребителя. Продукты питания, техника, одежда – все это доходит до нас благодаря массовой культуре. 
Также во всем этом ей еще помогают СМИ, ведь человек это «набор информации», и поэтому именно эти средства массовой информации, которые уже проникли во все уголки земного шара, создают человека. Они диктуют всему миру свои фокусы, формы, мнение. И лучше всех это воспринимает молодежь, она как губка впитывает всю информацию. 
Наша молодежь – это люди, на которых оказал воздействие информационный мир, телевидение, радио, Hi-Tech и многое другое. Она забыла все традиции своих предков, которые складывались у них на протяжении веков. 
Большим достоинством является и то что, благородя  технологиям, любой человек может получить доступ к любой сфере культуры. Она стало более доступна для народа, это и повышает средний коэффициент образования у людей. Хотя массовая культура и обладает меньшей художественной ценностью, но зато имеет самую широкую публику.

 Однако сегодня, учитывая  всё существующее разнообразие  рекламных носителей, как никогда  важно проводить точный, взвешенный  расчет целесообразности размещения  рекламы в том или ином СМИ - особенно на телевидении, которое остается одним из самых дорогих средств рекламной коммуникации. При этом медиапланирование подразумевает не только выбор между видами СМИ, но и конкретными изданиями. В случае с телевидением - это выбор наиболее подходящих каналов, передач и моментов показа рекламного ролика.

Актуальность данного исследования состоит в том, что, будучи одним из наиболее совершенных на сегодняшний день средств отражения реальной действительности, жизни общества во всех ее проявлениях, телевидение не только представляет собой богатейший источник информации и удобный инструмент массовой коммуникации,но и имеет свои достоинства и недостатки.

Цель данной работы - выявить какие достоинства и недостатки имеет телевизионная реклама, как основной инструмент средств массовой коммуникации?

Объект исследования – массовые коммуникации и конкретно телевидение.

Предметом работы стало определение понятия и видов коммуникаций, значение телевидения в развитии общества и взаимовлияние их.

Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:

- изучение исторической тенденции телевидения и тележурналистики;

- рассмотрение функции телевидения в системе СМИ;

- выявление  телевидения, как одного из средств  массовой коммуникации;

- определение влияния массовых коммуникаций на общество.

Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в том, что важным фактором развития телевизионного вещания следует признать стремительное движение к единому общемировому информационному процессу, который превратится в реальность благодаря утверждению всемирного телевидения. Учитывая огромное влияние телевидения на сознание масс людей, непременно встает вопрос о том, кто будет управлять телевидением, а, следовательно, и умами миллионов граждан. Насколько этично это управление, не таит ли в себе развитие телевидения рост внушения чужой воли и внедрения психических установок, направленных на отупение и подчинение людей.

Методологическую основу работы составили труды В.А.Саруханова, В.Саппака, А.Юровского и Р.Неймана.

Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных литературных источников, а также интернет – ресурсов. В основной части работы две главы, теоретическая часть включает в себя 4 параграфа, а практическая 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

    1. История и тенденции развития телевидения и тележурналистики

  1895 год вошел в историю человечества как год открытия радио и кино. Но еще раньше во многих странах мира предпринимались попытки передачи изображения на расстояние по проводам. В 1880 году П.И. Бахметьевым была предложена схема, легшая позднее в основу телевидения: для передачи на расстояние изображение должно быть предварительно разложено на элементы, которые передаются и вновь собираются в единое целое. В 1888-1889 гг. профессор А.Г. Столетов открыл принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую. В 1907 году Б.Л. Розинг запатентовал принцип, действующий и в современных телевизорах: для преобразования электрических сигналов в светящееся изображение используется катодная электронно-лучевая трубка (созданная англичанином В. Круксом и усовершенствованная немцем Ф. Брауном). Б.Л. Розинг во всем мире считается основоположником электронного телевидения. На практике же впервые движущееся изображение было передано на расстояние электронным способом 26 июля 1928 года в лаборатории в Ташкенте советскими изобретателями. Параллельно в США над идеей электронного телевидения работали русские эмигранты В. Зворыкин и Д. Сарнов. В основу первой в мире системы цветного телевидения легли разработки русского ученого А. Полуэктова, армянина А. Адамяна, американца Ф. Фарнсуорта, англичан К. Свинтона и Л. Бэрда. Первый в мире телевизионный сеанс был осуществлен в 1928 году в Германии, экспериментальное вещание началось в 1935 году. С 1936-го по 1939-й год велись регулярные передачи Би-Би-Си, прерванные войной. В США история телевещания началась в 1939-м. 30 апреля 1931 года из Москвы была осуществлена первая опытная телевизионная передача, с 1 октября 1931 года начались регулярные звуковые передачи в средневолновом диапазоне. Телевизионные приемники в большинстве случаев были самодельными, изготовленными радиолюбителями. Реальное массовое производство электронных телевизоров началось в 1950-м году, это был телевизор марки «КВН-49» (по первым буквам фамилий конструкторов - Кенигсон, Варшавский, Николаевский) с экраном в 18 см по диагонали. В 1950-м году телевидение имели три страны мира - СССР, США, Англия. К 1960-му - телевещание велось в 20-ти странах Европы. К началу 80-х по данным ЮНЕСКО телевидение существовало в 137 странах мира. Во 2-й половине 50-х годов в СССР началось сооружение телевизионных кабельных линий, в Европе в 50-е годы уже существовала густая кабельная сеть. В 60-е годы, с совершенствованием технических средств для наземной трансляции, начала расти сеть радиорелейных станций, посредством которых телевизионный сигнал передается на расстояние по эфиру - от одной станции к другой. Примерно в то же время начала развиваться и спутниковая телетрансляция. Другой технической проблемой, которая решалась по мере развития ТВ, была фиксация телевизионного изображения. Уже в 50-х годах в большинстве стран, где существовало телевидение, пришли к выводу о неудобствах использования в телевидении киносъемки. Выход был найден американской фирмой «Ампекс», основанной российским эмигрантом Анатолием Михайловичем Пексиным, предложившей аппаратуру и технологию записи изображения и звука на ферромагнитную пленку. Это было ни что иное, как видеомагнитная запись (ВМЗ). В процессе творческого становления телевидения и тележурналистики необходимо отметить дату 1 января 1968 года, когда в эфир вышел первый выпуск информационной программы «Время». Определенный всплеск произошел во второй половине 80-х, в период перестройки: на этот период приходится эйфория прямого эфира (прямые трансляции со съездов народных депутатов СССР, публицистические передачи в прямом эфире - «Взгляд», «12-й этаж»). С 1991 года начинает свой отсчет история телевидения новых независимых государств, образовавшихся на территории СССР. 90-е годы отмечены еще одним фактом: практически все теоретики телевидения сходятся во мнении о том, что безраздельному господству эфирного телевидения приходит конец. К концу десятилетия окончательно сформировалась группа новейших технологий телекоммуникации: кабельное вещание, непосредственное спутниковое телевидение, телерадиовещание в компьютерной сети Интернет. Кроме того, формируется группа потенциально перспективных «мегаканальных» технологий: цифровое ТВ, волоконно-оптические системы по 500 и более интерактивных каналов, сотовое радио и ТВ и т.д. Важнейшей тенденцией конца тысячелетия стал глобальный кризис государственного телевидения. Централизованные формы вещания во всем мире уходят в прошлое, происходит регионализация телевещания - во-первых, перспективными становятся интерактивные (двусторонние) телевизионные технологии - во-вторых. Впрочем, это перспективы на 21-й век, в ближайшие же десятилетия классическое эфирное телевидение лишь дополняется новейшими телевизионными технологиями, одновременно стимулируя их развитие.

1.2. Телевидение  как СМИ

  Изменения в ходе промышленной и хозяйственной деятельности человека породили в социуме постоянно растущее чувство тревоги за свое существование. К этому времени все континенты стали огромной индустриальной площадкой, темпы переработки природных ресурсов катастрофически возросли, обнаружилась связь бесчисленных аварий на производстве с новейшими технологиями, выявились опасные последствия испытаний оружия массового поражения. На повестку дня вышли вопросы выживания человечества. Начали сказываться и социальные последствия макроэкономических изменений - рост народонаселения, скученность проживания людей в мегаполисах, увеличение детской смертности, количественное увеличение инвалидов, беспризорных детей как результат военных действий, более частое обращение людей к таким способам достижения психофизиологического комфорта, как алкоголь и наркотики.

Массовая коммуникация играет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.

Уникальность коммуникационного процесса в средстве массовой коммуникации, таком как телевидение, связана с его следующими свойствами:

- диахронность — коммуникативное  свойство, благодаря которому сообщение  сохраняется во времени;

- диатопность — коммуникативное  свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство;

- мультиплицирование — коммуникативное  свойство, благодаря которому сообщение  подвергается многократному повторению  с относительно неизменным содержанием;

- симультанность — свойство  коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно;

- репликация — свойство, реализующее  регулирующее воздействие массовой  коммуникации.

Г. Маклюэн первым обратил внимание на роль средств массовой коммуникации, особенно телевидения, в формировании сознания независимо от содержания сообщения. На основании этого он сделал вывод, что сообщением, передаваемым средством общения является само это средство. По мнению Г. Маклюэна, телевидение это не труба, по которой можно передавать все, что угодна. При передаче сообщения техническое средство не нейтрально, а передает сообщению свои свойства. Все, что передается по телевидению, само становится телегенным. Телевидение, собирая на экране все времена и пространства сразу, сталкивает их в сознании телезрителей, придавая значимость даже обыденному. Привлекая внимание к тому, что уже произошло, телевидение сообщает аудитории о конечном результате. Это создает в сознании телезрителей иллюзию того, что демонстрация самого действия ведет к данному результату. Получается, что реакция предшествует акции. Телезритель, таким образом, вынужден принимать и усваивать структурно-резонансную мозаичность телевизионного изображения. Телезрителю приходится соотносить разрозненные сообщения между собой, формируя «шарообразный космос мгновенно возникающих взаимосвязей». На эффективность восприятия информации влияют жизненный опыт телезрителя, память и скорость восприятия, его социальные установки. В результате телевидение активно влияет на пространственно-временную организацию восприятия информации. Деятельность средств массовой коммуникации перестает быть для человека производной от каких-либо событий. Средства массовой коммуникации начинают в сознании человека действовать как первопричина, наделяющая действительность своими свойствами. Происходит конструирование реальности средствами массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации, таким образом, формируют свое, мифологическое пространство. Исходя из этого, Г. Маклюэн на первый план выдвигает миф, как наиболее органичный для человека, живущего в условиях электронного окружения, способ восприятия мира. В мифотворчестве функционирования средств массовой коммуникации телевидение воспринимается как вещь, порождающая реальную телевизионную практику. Для телевизионного поколения само собой разумеющимися становятся убеждения, что средства массовой коммуникации вездесущи, всемогущи, всезнающи. Через средства массовой коммуникации потребитель проникается иллюзией собственной исключительности, проницаемости, просвещенности. Однако, усматривая в телевизионном поколении позитивные установки, Г. Маклюэн довольно пессимистично отзывался о его практических достижениях. Телевизионное поколение, по мнению Г. Маклюэна, с одной стороны — творец настоящего, а с другой — его жертва.

Телевидение остается не только главным, но и единственным для значительной части российской аудитории средством удовлетворения информационных и культурных потребностей, приобретения знаний, организации досуга.

За последние годы телевизионный пейзаж неузнаваемо изменился: ассортимент программ в столице и во многих провинциях, если и не достиг разнообразия магазинных витрин, то все же значительно превзошел самые смелые мечты недавнего прошлого.

Оперативная информация актуализирует для каждого индивида морально-этические, правовые, идеологические и прочие нормы сегодняшнего общества. Преимущественный канал распространения такой информации - массовые коммуникации. Если взглянуть на этот процесс в динамике, доля оперативной информации (относительно структурной и фундаментальной) заметно возрастает в сознании человека массового общества. Соотношение этих слоев на информационном срезе общества делает возможным два вывода. Во-первых, само содержание информации в этом случае выступает интегрирующим фактором, преодолевающим групповые перегородки внутри общества. Во-вторых, массовая оперативная информация носит надстроечный характер относительно двух базисных для индивида и общечеловеческой культуры слоев структурной и фундаментальной информации, но ее влияние ограничивается «поверхностным» положением относительно системы ценностей, установок, убеждений, базисных для отдельной личности и определенной культуры.

Итак, в процессе массовой коммуникации распространяется оперативная информация. В совокупности с перечисленными выше необходимыми условиями массовой коммуникации и характеристиками системы средств массовой коммуникации данный постулат образует определенную систему критериев отнесения того или иного элемента к числу средств массовой коммуникации.

Телевидение соответствует всем требованиям, предъявляемым к средствам массовой коммуникации, поэтому заслуженно считается одним из них.

1.3.Функции телевидения в системе СМИ

Информационная функция

Назначение всех средств массовой информации - удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Говоря об информационной функции телевидения, необходимо, вероятно, ограничиться узким и конкретным толкованием самого понятия «информация». Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Особого рассмотрения требует акцентированное обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы событиям: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Можно объяснить это явление погоней за сенсационными материалами ради повышения зрительского интереса, поднятия рейтинга и, соответственно, прибыльности вещающей компании. Однако, признавая этот фактор, необходимо отметить и другое. Для любой системы - от технического устройства до биологического организма и человеческого общества важна информация именно об отклонениях от нормы. Машина сообщает об этом включением соответствующего индикатора, живой организм - болевым ощущением. Стремление отражать ненормативные явления в жизни общества можно считать таким «индикатором», «болевым ощущением» социума. Эту информативную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Это общемировая практика, которая не допускает подмены информации агитацией. Другое дело - найти необходимую тональность для сообщений о катастрофах и войнах. Мировой стандарт, проверенный десятилетиями: выпуск новостей, невзирая на обилие новостей плохих, не должен оставлять у зрителей настроения подавленности и безысходности. Все хорошо в меру. Для оперативного освещения событий такого рода, о которых, естественно, ничего не известно заранее, необходимы три условия: профессионализм сотрудников, техническая оснащенность телекомпании и высокий уровень организованности.

Информация о работе Преимущества и недостатки телевидения как средства массовой информации