Прикладная социология в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:32, реферат

Краткое описание

Теоретико-методологические основы изучения прикладной социологии в США. В качестве предмета исследования я решила выбрать прикладную социологию, так как именно она стала одним из основных приоритетов в дальнейшем развитии науки. В подтверждение этому служат слова Кравченко: «Прикладная социология на службе у бизнеса — не только настоящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественных социологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно и прочно вступили передовые страны. Это путь служения не абстрактным идеалам туманного будущего, а вполне прозаическим потребностям тех, кто управляет поведением многомиллионной массой людей».

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.2
Глава 1. Понятие и особенности прикладной социологии.
Становление прикладной социологии……………………………..стр.3
Что такое прикладная социология?...................................................стр.4-7
Подходы в прикладной социологии………………………………..стр.7-9
Функции прикладной социологии………………………………….стр.10-11
Глава 2. Применение прикладной социологии.
2.1 Прикладная социология и менеджмент……………………………..стр.12
2.2 Разница между прикладным и академическим исследованием…..стр.13
2.3 Положение социолога-прикладника………………………………..стр.14-16
2.4 Особенности прикладного социологического исследования……..стр.17-19
Глава 3.Социология в США.
3.1 Развитие прикладной социологии…………………………………..стр.20-22
3.2 Основные этапы и направления развития социологии в США…...стр.22-28
Заключение……………………………………………………………….стр.29-30
Список использованной литературы……………………………………стр.31

Вложенные файлы: 1 файл

prikladnaya_sociologiya_v_ssha.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Как пишет А.И. Кравченко, «клиницист интересуется глубоко скрытой  от нас сущностью явлений, вскрывает  латентные переменные и выясняет отклонения (патологию) реальных процессов. Он подходит к любому клиенту, а им может быть бездомный или безработный, максимально серьезно и индивидуально. Неторопливое углубленное интервью с человеком заставляет клинициста в интерпретации данных избегать стереотипов здравого смысла, суждений "на скорую руку"».

Например, социоинженер предлагает новую форму групповой работы на конвейере, а клинический социолог консультирует администрацию компании "Панасоник" по совершенствованию организации труда на ее предприятиях. Клинический социолог чаще всего использует в своей работе глубинное интервью и нестандартные методы анализа, что дает ему возможность улавливать не только особенности и характерные черты изучаемых социальных объектов, но и тенденции их возможных изменений, учитывать их в рекомендациях по совершенствованию деятельности изучаемых организаций.

 

1.4Функции прикладной социологии.

 

Какие же функции выполняет  прикладная социология?

Первая из функций  прикладной социологии - познавательная. Она выражается в том, что прикладная социология наряду с общей социологией помогает обществу глубже понять сущность социальных процессов и явлений, раскрыть динамику, тенденции и перспективы их развития.

Вторая функция прикладной социологии - информационная, заключается в том, что она на основе познания социальных процессов и явлений предоставляет в распоряжение общества, его обучающих и управляющих структур, предпринимательских, коммерческих и иных организаций информацию об интересующих их социальных объектах, особенностях их изменения и развития в современном обществе. Эта функция позволяет прикладной социологии стать важным фактором информатизации социологического пространства, в рамках которого происходят все явления и процессы общественной жизни.

Третья функция прикладной социологии - диагностическая, выражающаяся в том, что она позволяет установить и изучить признаки, характеризующие состояние изучаемых социальных объектов, в том числе признаки социальной напряженности, экстремальных ситуаций, конфликтов, а это содействует своевременному принятию необходимых управленческих решений, способствующих поддержанию социальной системы в динамичном и устойчивом состоянии.

Прикладная социология выполняет и четвертую функцию - созидательно преобразующую, инновационную, воплощающуюся в активном воздействии на социальные процессы и явления, их прогнозировании и проектировании в целях создания более благополучных условий для развития социальных объектов и систем.

Наконец, пятая функция  прикладной социологии заключается  в том, что она способна выполнять технологизацию социального пространства, т.е. разрабатывать и применять в практике управления социальные технологии, методы выявления и использования скрытых резервов и потенциалов социальной системы, помогать управляющим структурам получать оптимальные социальные результаты при наименьших материальных и организационных издержках.

Органичное взаимодействие и взаимодополнение этих функций  превращает прикладную социологию в  эффективно действующий рычаг совершенствования  управления социальными процессами и явлениями, в мощное средство оптимизации  развития и функционирования социальных объектов и систем.

 

                Глава 2. Применение прикладной социологии

 

2.1 Прикладная  социология и менеджмент

 

Прикладная социология на службе у бизнеса — не только настоящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественных социологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно и прочно вступили передовые страны. Это путь служения не абстрактным идеалам туманного будущего, а вполне прозаическим потребностям тех, кто управляет поведением многомиллионной массы людей.

Одним словом, миссия прикладной социологии – обслуживать интересы и потребности менеджмента. Если говорить по правде, то в этом ничего нового нет. Сотни и тысячи заводских  социологов в стране – с разной степенью успешности – многие десятилетия занимались сервисными разработками. По всей видимости, такая тенденция, даже если она на время замедляется, в будущем должна усилиться, стать наконец-то профессиональным занятием людей, специально для этого подготовленных. Итак, прикладная социология и менеджмент связаны между собой родственными узами. Они органические части одного целого. Их союз естествен, как естественно их тяготение друг к другу. Прикладная социология на Западе возникла, оформилась и развивается сейчас в тесной связи с потребностями менеджмента и предпринимательства. Наука впитывает культурные ценности своего заказчика, приспосабливается к его интересам, целям, задачам, обогащая его научными идеями и открытиями, практическими рекомендациями и методами. Обучение социологов-прикладников основам менеджмента сегодня так же необходимо, как обучение руководителей-практиков основам социологического знания.

 

2.2 Разница между прикладным  и академическим исследованием.

 

Основное отличие прикладной социологии от академической заключается не в используемых каких-то специальных методах (методы те же), не в особых процедурах (процедуры в принципе ничем не отличаются), не в теоретических моделях (они разнообразны в обоих случаях). Основное различие заключается в том, что прикладная социология имеет исключительную практическую ориентацию. А это значит, что результаты кем-то используются в социальной практике.

У академической и  прикладной науки различные методы и предмет исследования, различные  подходы и угол зрения на социальную действительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной (а в нее необходимо включать теоретическое и эмпирическое знание) практической направленностью. Фундаментальная наука занимается исключительно приращением нового знания, прикладная – исключительно приложением апробированного знания. Добывание нового знания — это авангард или периферия науки, апробация нового знания – это его обоснование и проверка, превращение текущих исследований в «твердое ядро» науки, приложение – это деятельность по применению знаний «твердого ядра» к практическим проблемам. Как правило, «твердое ядро» науки отображается в учебниках, учебных пособиях, методических разработках и всевозможных руководствах.

Прикладные эмпирические исследования можно отличить от неприкладных эмпирических (академических) исследований, прежде всего по названию. Первые всегда очень конкретны и связаны с решением локальных проблем в условиях ограниченных пространственно-временных параметров. Вторые (академические эмпирические исследования) не имеют таких жестких ограничений.

 

2.3 Положение социолога-прикладника.

 

Большинство потребителей, оказавшись в организации в качестве ее сотрудников, являются исполнителями. Исполнитель – категория менеджмента. Она описывает всех тех, кто не издает, а выполняет приказы. Социолог-прикладник всегда выступает в роли исполнителя, а менеджеры или администраторы – в роли заказчика, а позже и потребителя научной продукции. Социолог производит то, что потребляет менеджер. Получив заказ, социолог становится заинтересованным партнером администрации – тех высших лиц в компании, которые определяют ее цели и политику. Рабочие, которых изучает социолог, называются на научном языке респондентами. Но они, как правило, не являются партнерами социолога. Он действует по заказу администрации и заинтересован в сотрудничестве с ней, а не с рабочими. Последние часто воспринимают социолога как «агента» администрации. Ситуация несколько меняется, когда социолог проводит исследование по заказу профсоюзов.

Такова сложная мозаика  ролей и отношений, в которые вступает социолог-прикладник. Она еще более усложняется, когда мы принимаем во внимание положение прикладника в системе научного знания и научного сообщества. Академический социолог и прикладной социолог – две совершенно различные по статусу, вознаграждению, месту в обществе, приемам работы и оценке достижений фигуры. Первый – творец фундаментальной науки, свободный в выборе темы исследователь и преподаватель. Второй – создатель прикладных разработок, имеющих сиюминутную ценность, зависящий в тематике от вкусов и интересов заказчика наемный работник. Первый волен распоряжаться результатами своего исследования как хочет, второй не имеет права так поступать, ибо результаты его работы – собственность компании. У первого выше авторитет и престиж, но ниже зарплата, у второго ниже престиж, но выше зарплата. У первого гарантированная работа, у второго никаких гарантий занятости нет.

Прикладники гораздо  более «всеядны», нежели академические  социологи. Они не брезгуют применять  методы, казалось бы, далекие от социологии: системный и стоимостной анализ, психологические тесты или социометрию. В сфере промышленности, например, прикладник изучает, каковы цели организации, при помощи каких критериев можно измерить или оценить то, насколько они выполняются, каким образом подобные критерии соотносятся с данными, собранными в выборочном обследовании, какие практические мероприятия необходимы для совершенствования и улучшения дел в организации.

Из отношений «заказчик - наемный  работник» вытекают некоторые особенности прикладного социологического исследования. Они связаны не только с оплатой труда, жесткими договорными принципами, но и с интеллектуальной собственностью заказчика на результаты труда социолога. Последний, проводя прикладные исследования, часто лишается права публиковать в той или иной форме, полностью либо частично их результаты, не получив на то специального разрешения заказчика.

Из сказанного становится понятно, что положение прикладника-социолога  весьма непростое. Он во многом зависит  от работодателя, своего непосредственного заказчика – не только в финансовом, но и в содержательно-творческом отношении. По существу речь идет о потере значительной степени свободы в проявлениях своей социологической независимости и самостоятельности. Зато может быть достигнут – в случае хорошего заказа и его качественного выполнения – большой материально-финансовый эффект. Заработки прикладников-социологов, как правило, значительно превышают заработную плату академических социологов. Таким образом, проигрыш в свободе творчества, возможности публиковать результаты эмпирических исследований оборачивается финансовыми приобретениями.

Рассматривая профессиональную деятельность социолога, нельзя не коснуться свода  этических норм, ее регулирующих. Они  получили в литературе название этического (профессионального) кодекса социолога. Объективная необходимость его создания профессиональным сообществом социологов обусловлена ответственностью специалиста за результаты своих исследований, их возможное воздействие на социальные процессы, на формирование общественного мнения и т.п. В кодексе содержатся в первую очередь следующие правила: быть научно честным и профессионально компетентным специалистом, обеспечивать максимальную достоверность и надежность социологической информации. Еще одно важное правило — строго придерживаться в отношениях с респондентами гарантий конфиденциальности и неразглашения выявляемых данных (принцип анонимности), не применять методы и процедуры, ущемляющие личное достоинство и интересы людей.

Кодекс обязывает социолога  быть объективным и достигать  уровня научности, несовместимой с  тенденциозностью, идеологической ангажированностью и стремлением влиять на научную истину. Вместе с тем четко обозначена гражданская и нравственная позиция. К непреложным нормам деятельности относятся уважение к другим идеям и людям, их высказывающим, к труду своих коллег и предшественников, обязательное упоминание их имен в материалах. Главное для социолога, в конечном счете — неукоснительно следовать принципу: «истина превыше всего».

В условиях более широких, чем раньше, возможностей использования результатов исследований повышается цена ошибки социолога. Поэтому одной из его профессиональных заповедей становится та, что характерна для медицины — «не навреди». В кодексе провозглашается ответственность социолога за выводы и рекомендации, которые должны базироваться исключительно на достоверных данных, не вызывающих сомнения у пользователей социологической информации. Только в этом случае гарантируется доверие к социологии и социологам.

 

2.4 Особенности прикладного  социологического исследования.

 

Если тот или иной социальный заказ не удается выполнить  на основе старых, уже имеющихся  знаний, то появляется необходимость  в научном поиске, в проведении исследований для получения дополнительной информации. Как уже отмечалось, прикладным, называется не просто эмпирическое исследование, но исследование, выполняемое по заказу (хотя может быть заказано и чисто аналитическое исследование, оно вызовет иные и менее существенные организационные проблемы, и потому здесь о нем речь не идет).

В чем специфика прикладного  исследования?

Прежде всего, в том, что оно обращено к совершенно конкретной ситуации, имеющей место "здесь и сейчас", на данном предприятии в данной общности.

Планируя и проводя исследование, социолог во многом опирается на собственные опыт, интуицию, общую эрудицию. В прикладном исследовании понятия науки переводятся на язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих поведение людей по целенаправленному изменению социальных объектов. Если академическое эмпирическое исследование может быть самоцелью, то в прикладном сбор эмпирической информации, в конечном счете, подчинен оценке возможности реализовать избранную меру на практике.

Академические исследования, особенно в их позитивистских вариациях, сплошь и рядом оказываются описаниями некоторой интересной ситуации. Теоретическая, академическая наука по мере роста специализации и усиливающейся изощренности инструментария, усложнения языка исследования в своих конечных выводах как бы все больше удаляется от злобы дня, строя модели и конструкции, отнюдь не "готовые к применению". Но описания, сколь бы строго научно они ни были сделаны, заказчика (клиента) не удовлетворяют. Поэтому социолог, проводящий прикладное исследование, как правило, не просто описывает проблему, но выявляет ее причины, вырабатывает рекомендации по их изменению, а также, возможно, участвует в воплощении собственных рекомендаций в жизнь.

Информация о работе Прикладная социология в США