Прикладная социология в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:32, реферат

Краткое описание

Теоретико-методологические основы изучения прикладной социологии в США. В качестве предмета исследования я решила выбрать прикладную социологию, так как именно она стала одним из основных приоритетов в дальнейшем развитии науки. В подтверждение этому служат слова Кравченко: «Прикладная социология на службе у бизнеса — не только настоящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественных социологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно и прочно вступили передовые страны. Это путь служения не абстрактным идеалам туманного будущего, а вполне прозаическим потребностям тех, кто управляет поведением многомиллионной массой людей».

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.2
Глава 1. Понятие и особенности прикладной социологии.
Становление прикладной социологии……………………………..стр.3
Что такое прикладная социология?...................................................стр.4-7
Подходы в прикладной социологии………………………………..стр.7-9
Функции прикладной социологии………………………………….стр.10-11
Глава 2. Применение прикладной социологии.
2.1 Прикладная социология и менеджмент……………………………..стр.12
2.2 Разница между прикладным и академическим исследованием…..стр.13
2.3 Положение социолога-прикладника………………………………..стр.14-16
2.4 Особенности прикладного социологического исследования……..стр.17-19
Глава 3.Социология в США.
3.1 Развитие прикладной социологии…………………………………..стр.20-22
3.2 Основные этапы и направления развития социологии в США…...стр.22-28
Заключение……………………………………………………………….стр.29-30
Список использованной литературы……………………………………стр.31

Вложенные файлы: 1 файл

prikladnaya_sociologiya_v_ssha.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Среди особенностей прикладного  исследования, существенных в организационном плане, назовем следующие:

1. Ориентация на кого-то, находящегося вне профессиональной социологической среды: клиента или заказчика.

2. Изучение явлений,  поддающихся некоторому воздействию со стороны лиц, принимающих решения.

3. Изучение процессов, происходящих в определенных социальных подсистемах, конкретных социальных общностях, организациях.

4. Концентрация внимания  на тех компонентах социальной  системы, которые непосредственно связаны с человеком, активизацией человеческих возможностей, оказывают непосредственное влияние на его практическую деятельность.

5. Использование гибких и комплексных методов исследования: методика и техника меняются по ходу работ в зависимости от получаемых промежуточных результатов.

6. Факультативность учета мнения коллег.

Вследствие этих различий, с одной стороны, в последние  годы во всем мире идет активное размежевание фундаментальных ("академических", "чистых") и прикладных направлений в социологии, размежевание между социологами, ориентированными на исследования первого или второго типа (что, впрочем, не мешает академическим ученым проводить прикладные исследования, а "прикладникам" — разрабатывать какие-либо общие теории).

С другой стороны, попытки  провести четкую демаркационную линию  между "академической" и прикладной социологией или определить, что  является частью, а что — целым, обычно заканчиваются неудачей: и наука, и практика не стоят на месте, и то, что еще недавно казалось чрезвычайно абстрактным, через некоторое время становится полностью ясным.

 

                                   Глава 3. Социология в США.

 

3.1 Развитие  прикладной социологии.

 

(англ. applied sociology) — совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. В США П. с. называют также “проблемно ориентированной”, “прикладной социальной наукой”, “ориентированной на клиента”, в то время как академической социологией считается фундаментальная, базисная, чистая, “ориентированная на дисциплину” наука. П. с.— это социол. работа, сделанная для кого-то. Обычно это клиент или заказчик: гос. учреждение, правительственные организации, частная фирма, федеральные органы власти и др. П. с. в США отличается от академической не только содержанием и характером научной деятельности. Главное здесь — ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания, научный вклад в фундаментальные открытия. Она иначе связана с заказчиком, здесь приняты др. критерии оценки конечного рез-та, оплаты труда и профессиональной карьеры, в гораздо большей степени прикладники зависят от экономического положения компании-работодателя и конъюнктуры на рынке труда. Исторические корни П. с. восходят к работам де Токвилля, Дюркгейма, Смолла. Последний еще в 1895 г. высказал идею о необходимости прикладных работ в амер. социологии. Именно с этого момента специалисты начинают периодизацию П. с. и выделяют три этапа. Для ранней фазы (1895— 1920) характерен интерес к социальным реформам, понимание научной теории как совокупности филос. рассуждений об идеальной модели об-ва, а ее практического использования — скорее как подвижнического акта одиночки, чем запланированной системы мероприятий. С 1920 по 1950 г. приоритетным направлением в амер. социологии становятся эмпирические исследования, начало к-рым положили представители чикагской школы. Интенсивно разрабатываются методология, статистические методы анализа и техника сбора информации. Большая заслуга в институционализации эмпирической и П. с. принадлежит Лазарсфельду. В начальный период своей деятельности он основал в Германии небольшое частное предприятие под названием “Экономико-психологический исследовательский ин-т”, в к-ром со своими коллегами-студентами бихлеровского семинара проводил коммерческие исследования. Эмигрировав в 1934 г. в США, Лазарсфельд перенес на амер. почву принципы организации научного предприятия неуниверситетского типа. В послевоенный период ин-ты П. с. быстро появляются при амер. и европ. ун-тах. Ныне в США насчитывается большое число организаций (крупных и мелких, гос. и частных), занимающихся исследованиями, рез-ты к-рых оформляются в социоинженерные проекты, системы управленческих решений и практические рекомендации. Нек-рые крупные учреждения подобного типа содержат в своем штате больше ученых с докторской степенью, чем мн. признанные ун-ты. В 1980 г. около 14,5 тыс. социологов (69,5% их общего числа) трудились в ун-тах и колледжах США, а 6,8 тыс.— в П, с. (частный бизнес, неприбыльные организации, правительство и т. д.). В ближайшее время, как ожидают, количество социологов-прикладников будет быстро возрастать. Все более популярными в стране становятся курсы по П. с. Если в 1970 г. из 241 социол. отделения в ун-тах и колледжах только 11% имели такие курсы, то в 1979 г.— уже 44%. Студенты практикуются как в полевых исследованиях, так и по месту будущей работы (напр., госпиталь, юридическая фирма). В амер. социологии прикладников различают в зависимости от того, какими методами они оперируют. Выделяются два главных —социальная инженерия и клиническая социология. Инженер-социолог чаще пользуется маломасштабными дешевыми опросами, сериями полевых экспериментов, разрабатывает проекты социальной перестройки небольших сообществ (напр., молодежных кемпингов или производственных бригад), занимается планированием и дизайном. Задача “клинического социолога” — поставить диагноз, предложить альтернативу, проконсультировать и наметить “терапевтические” меры. Так, социоинженер разрабатывает новую форму брачного контракта, а “клиницист” просвещает молодоженов о том, как им лучше распределить обязанности по уходу за ребенком. Первый, обобщив данные о финансовом положении компании, делах на рынке сбыта и технологии производства, предлагает перестроить управленческую структуру, а второй проводит психологический тренинг с менеджерами с целью переориентировать их сознание. Как правило, оба специалиста работают в тесном контакте. Информация, полученная социологом,— это собственность корпорации, к-рая вольна поступать с ней так, как считает нужным: сдать в архив или библиотеку, принять к сведению, запретить публикацию или, наконец, внедрить в практику.

 

3.2 Основные этапы и направления развития социологии в США.

 

Наибольшее развитие социологические исследования получили в США. Исследователи истории социологии считают, что если в XIX веке центром социологической мысли была Западная Европа, то начиная с 20-х годов XX в. США прочна удерживают позиции лидера в мировой социологии. Решающее влияние на бурное развитие социологии в США оказали два взаимосвязанных фактора: быстрое прохождение социологией всех пяти стадий внешней развития и большой объем конкретных, эмпирических социальных исследований.

В Западной Европе социология долго развивалась на инициативной основе. Например, О. Конт не имел постоянного  заработка, и многие социологи, за исключением  Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюрк-гейма, были вынуждены работать вне университетской сферы. И США же социология с самого начала начинает складываться как университетская наука. В 1892 году была открыта первая в мире кафедра социологии и социологический факультет в Чикагском университете (декан Дж. Смолл). В 1901 году курс социологии преподавался в 169 университетах и колледжах, а к концу 80-х годов почти в 250.

Социология в США  с самого начала формируется как  прикладная эмпирическая наука. Уже  в 1910 г. в стране было проведено более 3 тысяч эмпирических исследований. Сейчас их количество возросло на два порядка. Социологические исследования базируются на большой финансовой основе. В настоящее время на проведение социологических исследований ассигнуется до 2 миллиардов долларов. Причем примерно половину этой суммы ассигнует правительство США, а половину - частный бизнес. В стране имеется около 100 тысяч специалистов по социологии, которые объединяются в ряд ассоциаций. Правительство и предприниматели рассматривают социологию, как важный инструмент преодоления социальных конфликта и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. Благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии, использованию математического и статистического аппарата, моделирования и эксперимента социология в США превратилась в точную науку.

Эмпирические социологические  исследования диктовались общественными потребностями. Большое место в них занимают проблемы социализации различных социальных групп, адаптация к новым для людей социальным и культурным условиям. В этом плане наибольшее влияние на разработку социологии в США оказало вышедшее в 1918 г. двухтомное исследование Ф. Знанецкого и У. Тома-Са, где рассматривались проблемы адаптации эмигрантов к условиям США. В этой работе были вычленены основные принципы методологии и методики конкретно-социологических исследований.

Значительное развитие в США получили исследования по социологии труда и управления. Еще в 90-х годах американский ученый Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 - 1915) произвел комплексные исследования на предприятиях и создал первую в мире систему НОТ (научная организация труда). Тейлор подробно изучил социально-экономическую организацию предприятия и пришел к выводу, что технические и организационные нововведения сами по себе неэффективны. Они упираются в так называемый «человеческий фактор", в материальное и моральное стимулирование, в искусство администрации управлять предприятием. Тейлор первым из ученых раскрыл и объяснил явление рестрикционизма (ограничение), т. е. феномен «работы с прохладцей», сознательное ограничение рабочими выработки. По Тейлору, в основе этого феномена лежит механизм группового давления и блокирования формальных норм с помощью неформальных, для того, чтобы воспрепятствовать стремлению предпринимателей увеличивать эти нормы выработки через понижение расценок. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер - хронометрию, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной информации, новую структуру функционального администрирования.

Огромное влияние на развитие американской социологии труда, организации, планирования и управления оказали знаменитые Хоторнские эксперименты, проводимые под руководством Э. Мэйо в 1927-1932 гг. Хоторнские эксперименты проводились в условиях жесточайшего экономического кризиса, потрясшего США и страны Западной Европы, и их главной задачей было стремление изыскать дополнительные факторы повышения эффективности производства. Ученые-экспериментаторы в начале эксперимента разбили испытуемых на две группы: экспериментальную и контрольную. Они изменили условия работы экспериментальной группы: освещение рабочих мест, температуру в помещениях, влажность воздуха, число пауз на перерывах и другие внешние факторы. Но в ходе эксперимента было установлено, что эти факторы играют весьма незначительную роль. Главное же влияние на производительность труда оказывают психологические и социально-психологические условия трудового процесса. В данных экспериментах было открыто явление неформальной организации трудовых коллективов. Любая группа рабочих разделяется на подгруппы (клики), но не по профессиональным, а по личным признакам. В этой группе выделялись лидеры, аутсайдеры и независимые. Каждая подгруппа придерживалась особых правил поведения. Неформальные нормы, регулирующие отношения в данной подгруппе, распространялись и на трудовую деятельность. В частности, эти непредписанные нормы регулировали выработку отношений с руководством и т. д.

На основе Хоторнских экспериментов Э. Майо и его сотрудниками была сформулирована так называемая доктрина «человеческих отношений». Методологической основой данной доктрины являются следующие принципы: 1) человек представляет собой социальное существо, ориентированное на других людей и включенное в контекст группового поведения; 2) с природой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая организация подчиненности;:!) руководители предприятий в большей мере должны ориентироваться на удовлетворение потребностей людей, или на чисто технические факторы поднятия производительности труда и максимальное достижение прибыли. Такая ориентация способствует удовлетворенности индивида своей работой и благоприятствует социальной стабильности; 4) производительность труда будет более эффективной, если индивидуальное вознаграждение будет подкреплено групповым, коллективным, а экономические стимулы - социально-психологическими (благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства). Отсюда берет начало разработка новых средств повышения производительности труда, таких, как «сопричастное управление», «гуманизация труда», «групповое решение», «просвещение служащих» и т. д.

Доктрина «человеческих  отношений» дала толчок разработке проблем  мотивации поведения. На ее основе Абрахамом  Маслоу в 1943 г. была разработана иерархическая  теория потребностей. А. Маслоу классифицировал  потребности личности на базисные (основные) и производные (метапотребности). Базисные (в пище, в воспроизводстве, безопасности, в одежде, в жилище и т. д.), производные (в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни). Маслоу расположил все потребности в восходящем порядке - от низших физиологических до высших духовных. Главное же в теории А. Маслоу заключается не в самом расположении потребностей, а в объяснении их движения. Потребности каждого нового уровня становятся актуальными, т. е. насущными, требующими удовлетворения, лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Голод двигает человеком до тех пор, пока он не удовлетворен. После того, как он удовлетворен, вступают в действие в качестве мотивов поведения другие потребности. На основе идей Маслоу была разработана двухфакторная теория мотивации Ф. Херц-бсрга (1950) и теория стилей управления ДМакГрегора (1957). Согласно теории Ф. Херцберга, только внутренние факторы, т, е. содержание работы, повышают удовлетворенность трудом. Внешние же факторы, т.е условия работы: заработок, межличностные отношения в группе, политика компании, стиль управления и другие - Херцберг называл гигиеническими. Они могут снизить уровень неудовлетворенности трудом, способствовать закреплению кадров, но не окажут существенного влияния ва повышение производительности труда. Ф. Херцберг сформулировал такие зависимости: удовлетворенность есть функция содержания работы, а неудовлетворенность - функция условий труда. Обе системы являются разнонаправленными плоскостями поведения.

Теория стилей управления Д. МакГрегора описывает черты трех основных стилей управления: 1) авторитарный стиль/для которого характерен жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальное стимулирование; 2) демократический стиль, делающий упор на использование творческих способностей подчиненного, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, участие в управлении, акцент на моральных стимулах к труду; 3) Смешанный тип, чередующий элементы авторитарного и демократического стиля управления.

Д. Мак Грегор не считает необходимым рекомендовать как более предпочтительный тот или иной стиль управления. По его мнению, прежде чем выбрать ту или иную модель на предприятии, следует провести диагностическое исследование и выяснить ряд вопросов: каковы уровень доверительности в отношениях управляющих и подчиненных, состояние трудовой дисциплины, уровень сплоченности и другие элементы социально-психологического климата в коллективе. На основе этих исследований в США сформировались два общественных течения - внедрение новых форм организации труда и программа улучшения качества жизни.

Проведение эмпирических социологических исследований и  создание различных прикладных теорий базировались на определенных методологических установках. Долгое время в США  в методологии социологических исследований господствовал бихевиоризм. Бихевиоризм (поведение) утверждает, что социология - это поведенческая наука, или наука о человеческом поведении. Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д. Б. Уотсон, Б. Скиннер. Согласно учению бихевиористов, все поведение человека сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, вы задаете определенные реакции. Следовательно, поведение человека в значительной мере управляемо. Бихевиористы рассматривали задачу социологии как создание науки об управлении людьми.

Бихевиоризм абсолютизирует эмпирические методы исследования. Смысл  исследования социологов, с точки  зрения его представителей, состоит  не в объяснении, а в описании поведения. Поэтому главные усилия исследователя должны быть сосредоточены на собирании фактов и их описании. Всякая попытка объяснения может привести только к искажению, затмению фактов, к идеологическим спекуляциям. Исходя из этой установки бихевиористы рассматривают наблюдение и эксперимент как основные методы исследования. При обработке данных абсолютное предпочтение отдается количественным, математическим и статистическим методам-

Положительным в методологии  бихевиоризма является стремление к  строгости и точности социологических  исследований. Однако абсолютизация  поведенческого аспекта, внешних форм исследования и количественных методов анализа ведет к упрощенному взгляду на общественную жизнь в целом и на личностное взаимодействие, в частности, так как наблюдаемые объекты по многим существенным параметрам не могут быть измерены. Для проведения глубоких социологических исследований необходимо создание предварительных рациональных конструкций в виде научных гипотез, понятийного аппарата и т. д. Не менее важное значение имеет разработка методологии проникновения во внутренний интимный мир человеческой личности, познание ее ценностных, психологических и иных мотиваций. Поиски таких методологий в американской социологии привели к разработке функционализма, структурно-функционального анализа и других теорий. Рассмотрение этих теорий будет проведено в последующих темах в связи с анализом тех или иных актуальных проблем социологии.

Информация о работе Прикладная социология в США