Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа
Самый верный способ разрешать конфликты - это избегать их". Так заявил судья Верховного суда США Феликс Франкфуктер на процессе, известном адвокатам под названием "Дело Western Pacifiс". Но, как знает каждый из нас, в жизни не всегда удается следовать этому совету.
Задачами данной работы являются: сформировать представление о конфликте, этапах его развития и разрешения, участниках и стереотипах поведения, а так же ознакомить с методами (приемами, правилами) профилактики и урегулирования конфликтов.
Введение........................................................................................3
1.Природа конфлифликтов………………………………………..4
1.1 Понятие конфликта…………………………………………...4
1.2 Типология конфликта………………………………………...7
1.3 Причины конфликта………………………………………….8
1.4 Этапы развития конфликта…………………………………..9
1.5 Классификация конфликтов………………………………....10
1.6 Последствия конфликта………………………………………11
2.Управление конфликтами……………………………………….12
2.1 Внутриличностные методы…………………………………12
2.2 Структурные методы………………………………………...12
2.3 Межличностные стили разрешения конфликтов…………..12
Заключение…………………………………………………………..16
Литература………….……………………………………………….17
Характерной чертой вертикальных и горизонтальных конфликтов является объем власти, которым располагают оппоненты, на момент начала конфликтных взаимодействий. Вертикальные ―предполагают распределение власти по вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия участников конфликта: начальник ― подчиненный, вышестоящая организация ― предприятие, малое предприятие ― учредитель. При горизонтальных конфликтах― предполагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов: руководители одного уровня, специалисты между собой, поставщики - потребители.
Открытые конфликты
При скрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, либо у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.
Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принцип цельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.
Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может рушить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет значения, чего конкретно касается это решение – люди всегда хотят получить больше, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.
Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. Определенные типы организационных структур увеличивают возможность конфликта. Такая возможность возрастает, например, при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия.
Различия в целях. Возможность
конфликта растет по мере того, как
организации становятся более специализированными
и разбиваются на подразделения.
Это происходит потому, что подразделения
могут сами формулировать свои цели
и большее внимание уделять их
достижению, чем достижению целей
организации. Например, отдел сбыта
может настаивать на производстве как
можно более разнообразной
Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей. Различия в ценностях – весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный может выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему говорят.
Различия в манере поведения
и жизненном опыте. Эти различия
могут увеличить возможность
возникновения конфликта. Нередко
встречаются люди, которые постоянно
проявляют агрессивность и
Ситуация, связанная с конкуренцией или ущемлением интересов сторон.
Если же не удается разрешить конфликт, то:
По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.
Конструктивный конфликт
возникает, когда оппоненты не выходят
за рамки этических норм, деловых
отношений и разумных аргументов.
Причинами являются обычно недостатки
в организации деятельности и
управления. Разрешение такого конфликта
приводит к развитию отношений между
людьми и развитию группы. Последствия
такого конфликта являются функциональными
и ведут к повышению
Деструктивный конфликт возникает в двух случаях:
Таким образом, возникновению деструктивных конфликтов способствуют, как правило, субъективные причины.
По направлению конфликты делятся на горизонтальные (в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга), вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого) и смешанные (представленные и “вертикальные”, и “горизонтальные” составляющие).
Конфликты, имеющие “вертикальную” линию, наиболее нежелательны для руководителя, так как его действия рассматриваются всеми сотрудниками (не говоря уже об участниках конфликта) через призму этого конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя в любом его шаге будут видеть происки по отношению к его оппонентам. А поскольку информационности или подготовки подчиненным часто недостает, чтобы квалифицированно оценить действия руководства, то недопонимание компенсируется обычно домыслами, преимущественно агрессивного характера. В результате конфликт усугубляется.
Конфликты бывают открытыми
(лежат на поверхности, видны невооруженным
взглядом) и скрытыми (скрыты от глаз
наблюдателя, распознаются по косвенным
признакам, среди которых главные
– напряженность в
По характеру объективности либо субъективности причин конфликта можно подразделить соответственно на объективные и субъективные.
Принципиальным для развития конфликта являются такие психологические моменты, как восприятие ситуации, ее участниками, их отношение к ней, стратегии их поведения. Именно они приводят к тому, что на основе одной и той же причины возникают конфликты совершенно разных психологических типов.
Деловой спор. В ситуации этого типа между участниками возникают разногласия по какому-то определенному вопросу, конкретному, чаще всего связанному с их совместной деятельностью. Область разногласий предмета и определена, взаимодействие участников основано на взаимной заинтересованности. Велика вероятность того, что будет найден вариант решения, удовлетворяющий обе стороны.
Функциональные последствия.
Возможно несколько
функциональных последствий
Дисфункциональные последствия.
Если конфликтом не управляли или
неэффективно, то могут образоваться
следующие дисфункциональные
Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Существует достаточно много методов управления конфликтами:
•внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
Внутриличностные методы
заключаются в умении правильно
организовать свое собственное поведение,
высказать свою точку зрения, не
вызывая защитной реакции со стороны
другого человека. Некоторые авторы
предлагают использовать способ «я-высказывание»,
т.е. способ передачи другому лицу вашего
отношения к определенному
Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. «Я-высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен. раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует навыков и практики, но это бывает оправданным в дальнейшем. «Я-высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои положения. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, что бы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.
Структурные методы, т.е. методы
воздействия преимущественно
Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. его позиция – не попадать в ситуации. которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние , пусть даже и занимаясь решением проблемы.
Информация о работе Природа социальных конфликтов и причины их возникновения