Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является, изучение проблемы безработицы среди молодежи.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме
2. Дать характеристику понятиям занятость и безработица.
3. Дать характеристику молодежи как социальной группы.
4. Выявить причины безработицы среди молодежи.
5. Познакомиться с опытом социальной работы за рубежом.
6. Проанализировать деятельность отдела занятости в решении проблемы безработицы среди молодежи.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ: БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ 5
1.1 Занятость и безработица: содержание, характеристики 5
1.2 Молодежь как социальная - демографическая группа 8
1.3 Проблема безработицы среди молодежи 13
1.4 Социальная работа с безработными за рубежом 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ЗАНЯТОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПО ТРУДУ, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ЛОГОЙСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА 20
2.1 Обоснование исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
СОДЕРЖАНИЕ
Рынок труда
в Республике Беларусь начал формироваться
в сложных социально-
На сегодняшний день весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Чтобы наиболее чётко представить данную проблему, дадим пояснение основным понятиям, которые будут использованы в данной работе.
Безработный - человек в трудоспособном возрасте, умеющий и желающий работать, но не имеющий работы и трудового дохода по независящим от него причинам.
Безработица – социально-экономическое явление, свидетельствующее о том, что часть трудоспособного населения не находит применения своим умственным и физическим способностям в силу причин независящих от них.
Занятость - деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход. Вознаграждение за выполненную работу.
Объектом данной работы является молодёжь как социально группа на рынке труда.
Предмет: деятельность отдела занятости по работе с безработной молодёжью.
Целью данной курсовой работы является, изучение проблемы безработицы среди молодежи.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме
2. Дать характеристику понятиям занятость и безработица.
3. Дать характеристику молодежи как социальной группы.
4. Выявить причины безработицы среди молодежи.
5. Познакомиться с опытом социальной работы за рубежом.
6. Проанализировать деятельность отдела занятости в решении проблемы безработицы среди молодежи.
Описать проблему безработицы среди молодёжи и установить её причины помогли следующие методы и методики: анализ литературы по данной проблеме, опросы, беседы со специалистами отдела занятости и молодёжью.
Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом. Занятость как социально-экономическое явление можно определить следующим образом: занятость — общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок, доход, [2, с. 149].
Структура занятости
населения характеризуется
- граждане, работающие по найму и имеющие оплачиваемую работу, подтверждённую соответствующим документом;
- граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры и т.д.);
- граждане, избранные или назначенные на оплачиваемую должность;
- военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах, в органах госбезопасности и внутренних дел;
- учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, студенты средних специальных и высших учебных заведений;
- работающие граждане других стран на территории нашей республики и выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности иностранных государств и миссий;
- граждане, занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за больными, инвалидами и нетрудоспособными гражданами, [2, с. 152].
Различают несколько категорий занятости: полную, продуктивную, эффективную.
Занятость называют полной, если все, изъявившие желание иметь оплачиваемую работу, ее имеют. Полная занятость предполагает отсутствие циклической безработицы, но допускает наличие фрикционной и структурной безработицы.
Продуктивная занятость - занятость в общественном производстве, т.е. производстве материальных благ и оказании услуг, что определяет, в конечном счете, уровень и качество жизни населения. Отношение продуктивной занятости к общей занятости населения получило название уровень рациональной занятости.
Эффективная занятость использование занятой рабочей силы без потерь, когда получается наибольший материальный результат.
Невозможность обеспечения
занятости трудоспособного
Безработица – социально-экономическое явление, свидетельствующее о том, что часть трудоспособного населения не находит применения своим умственным и физическим способностям в силу причин независящих от них, таких как:
- циклическое развитие экономики;
- экономические кризисы;
- внедрение достижений научно-технического прогресса;
- изменение в демографической структуре трудоспособного населения.
К безработным относят лиц, трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период:
- не имели работы (доходного занятия);
- занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати предпринимали шаги к организации собственного дела;
- были готовы приступить к работе;
- проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости.
Для отнесения к категории "безработный" обязательно наличие у лиц трех, первых условий. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работ, были готовы приступить к ней.
Различают несколько основных видов безработицы: фрикционную, структурную, циклическую.
Фрикционная безработица связана с переменой места работы. Она существует всегда, так как граждане в поисках лучшей работы достаточно часто меняют свое место работы и идут на это добровольно.
Структурная безработица
связана с изменением
структуры производства и, как результат,
несовпадением предложения
Циклическая безработица возникает в определенные моменты жизни общества: во время спада производства, депрессии и т.д., когда спрос на рабочую силу очень низок.
Существует четыре основных теоретических направлений, объясняющих причины безработицы:
1. Классическое объяснение (
2. Марксистское объяснение исходит из того, что безработица зависит от динамики органического строения капитала в процессе его накопления и от темпа самого накопления, которое постоянно производит и при том пропорционально своей энергии и своим размерам относительно избыточное, то есть избыточное по сравнению со средней потребностью капитала, а потому излишнее или добавочное население. В условиях частной собственности на средства производства собственнику выгодно иметь резервную армию труда. Ею можно манипулировать как угодно, преследуя интересы капитала.
3. Кейнсианское объяснение:
совокупный спрос управляет
4. Современной объяснение: безработица – следствие деформации и инерционности рынка труда. Безработные люди и свободные места всегда, постоянно существуют и возникают, но требуется время, чтобы между ними установилось требуемое соответствие. Следствием этого будет наличие безработицы, виды и реальные масштабы которой определяются многими обстоятельствами, [2, с. 158].
Уровень безработицы - отношение
численности безработных к
Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на нее. Этот процесс напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наемного труда.
Молодежь как особую социальную группу рассматривают с самых разных позиций и взглядов. Исторически понятие молодежи возникло в рамках социологической проблематики. Так в социологическом плане выделяют две стороны влияния общества на социальное развитие молодёжи.
Социологи считают, что «с одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру общества» [3, с. 176], что, в конечном счете, сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости и сформированности самой социальной структуры. «С другой стороны, социально-экономические и политические процессы, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах» [3, с. 176].
Одно из первых определений понятия «молодёжь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет» [11, с. 73]. Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодёжь - это социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально - психологические особенности имеют социально - историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [10, с. 564].
Конкретные условия существования молодости как периода в жизненном цикле человека определяют особенности молодёжного сознания, набор соответствующих ценностей, которые служат своеобразной основой мотивационной составляющей поведения данной социально-демографической группы. «Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности» [3, с. 178].
Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.
В отечественном обществознании
долгое время молодёжь не рассматривалась
как самостоятельная социально-
Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в обществе.
В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. В поведении молодёжи прослеживается сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.