Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является, изучение проблемы безработицы среди молодежи.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме
2. Дать характеристику понятиям занятость и безработица.
3. Дать характеристику молодежи как социальной группы.
4. Выявить причины безработицы среди молодежи.
5. Познакомиться с опытом социальной работы за рубежом.
6. Проанализировать деятельность отдела занятости в решении проблемы безработицы среди молодежи.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ: БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ 5
1.1 Занятость и безработица: содержание, характеристики 5
1.2 Молодежь как социальная - демографическая группа 8
1.3 Проблема безработицы среди молодежи 13
1.4 Социальная работа с безработными за рубежом 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ЗАНЯТОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПО ТРУДУ, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ЛОГОЙСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА 20
2.1 Обоснование исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Специалистам отдела занятости и их клиентам мы задавали схожие вопросы, касающиеся определения подходящей работы, а также определения успеха и возраста, в котором он наступает. Работники центра занятости охарактеризовали подходящую для клиента работу, как соответствующую его образованию, квалификации и личным особенностям, а также удовлетворяющую материальные потребности. Двое из 10 специалистов ответили, что подходящая для клиента работа помимо вышеперечисленного должна отвечать требованиям работодателя. Все опрошенные клиенты ответили, что подходящая для них работа должна быть высокооплачиваемой, плюс к этому 3 человека ответили, что должна быть перспектива карьерного роста, и 5 человек, что это работа по специальности. Важно отметить, что при ответе на вопрос о подходящей работе специалисты называли заработок или удовлетворение материальных потребностей в последнюю очередь, а клиенты (7 из 10) - в первую. Что же касается понятия успеха, то специалисты определили его как способность обеспечивать себя, свою семью, наличие работы и собственного жилья. Такие же критерии к успеху предъявили и клиенты центра занятости. Определяя возраст достижения успеха, специалисты давали различные формулировки ответов, но все они сводились к тому, что «успех достигается со временем, не сразу». Среди клиентов этот вопрос вызвал больше затруднений, чем среди работников центра. Одна девушка (21 год) для которой успех - это наличие денег, работы и семьи, ответила, что сможет достигнуть успеха к 30 годам. Девушка 25 лет, одна воспитывающая 3-х летнюю дочку, определила возраст достижения успеха к 40 годам. Самый оптимистичный ответ на вопрос, «В каком возрасте, на ваш взгляд, вы сможете достичь успеха?» мы получили от 24-х летней девушки, которая ответили следующим образом: «Я думаю, что уже очень скоро, как только найду подходящую работу». В целом, можно сделать вывод, что, говоря о возрасте наступления успеха, респонденты описывают достаточно далекие перспективы.
Одной из целей проведения интервью является анализ эффективности работы центра занятости при трудоустройстве молодежи. У специалистов нам удалось выяснить, каким образом и кем отслеживаются успехи работы центра. Внутри самой организации ее деятельность оценивается с помощью отчетов о проделанной за определенное время работе, в которых отмечается также процент реализации плана.
На оценку эффективности работы центра занятости были направлены следующие вопросы для специалистов: «Что дает клиенту трудоустройство, какие помогает решить проблемы?» и «Помогает ли клиенту работа, полученная в центре занятости в достижении успеха?». Все специалисты ответили, что трудоустройство позволяет молодому безработному решить материальные проблемы, стать независимым. Один из специалистов ответил, что трудоустройство помимо самостоятельности, позволяет человеку сделать шаг к созданию семьи. На вопрос, касающийся роли работы в достижении успеха мы не получили таких четких ответов как на предыдущий вопрос. Всего 2 из 10 опрошенных ответили, что работа, которую предоставляют в центре занятости помогает клиенту на пути к достижению успеха. В связи с этим, можно заметить противоречия в ответах специалистов: вначале они отвечали, что трудоустройство дает решение материальных проблем и материальный аспект является одной из составляющих успеха, а после из их ответов на вопрос «Помогает ли клиенту работа, полученная в центре занятости в достижении успеха?» можно сделать вывод, что работа в достижении успеха не помогает.
Ответы специалистов
центра занятости отчасти
Для того чтобы проанализировать эффективность работы центра занятости и посмотреть, влияет ли нахождение работы на жизненный путь клиента и каким образом, мы провели мини-интервью по телефону с бывшими клиентами центра занятости. Нами были опрошены шесть молодых людей и девушек в возрасте от 18 до 27 лет, которые состояли на учете в центре занятости от полугода до года назад. Всем респондентам задавался один вопрос: продолжают ли они работать на том же рабочем месте, на которое были устроены и довольны ли они услугами, которые им оказали в центре занятости. В ходе опроса нам удалось также выявить, какие перемены в жизни бывших клиентов центра занятости принесла работа.
Как показал мини-опрос, 5 из 6 опрошенных респондентов довольны услугами, которые им оказал центр занятости. Недовольной осталась только одна девушка, которая хотела переобучиться, но так как по ее специальности вакансий много, то она была устроена на работу, после чего вскоре уволилась из-за низкой заработной платы.
Проанализируем, как изменились жизненные планы респондентов, после того, как они состояли на учете в центре занятости. Что касается молодых людей, то те, у кого не было семьи с появлением работы, ответили, что в скором будущем собираются ее создать, а один молодой человек, который после семинаров, проводимых центром занятости, открыл свою фирму, и у которого семья была, ответил так: «Открытие фирмы позволило мне наконец-то встать на ноги и более или менее обеспечивать свою семью всем необходимым». Таким образом, полученная работа у молодых людей, прежде всего, связана с улучшением материального положения, что в свою очередь отражается на желании создать семью и на возникновении «уверенности в завтрашнем дне».
В отличие от молодых людей, которые преимущественно были устроены на работу без переобучения, ожидания девушек в первую очередь были связаны с получением дополнительной профессии. Одна девушка из троих опрошенных не была переучена, так как по ее специальности были вакансии. Девушка, которая не имела специальности, профобучалась на курсах офис-менеджера, после чего самостоятельно нашла работу и на момент опроса продолжала работать там же. Молодая женщина, одна воспитывающая ребенка, получала дополнительную профессию с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда. Место работы она поменяла, однако, благодаря полученному опыту и специальности устроилась в другую организацию. Свой уход с первоначального места работы, полученного с помощью центра занятости, она аргументирует следующим образом: «Была маленькая зарплата, и не хватало средств, чтобы прокормить ребенка».
Подводя итог вышесказанному, мы можем отметить, что нахождение работы, безусловно, вносит в жизнь бывших безработных перемены. Согласно данному опросу в большинстве случаев услуги, предоставленные центром занятости (по профобучению, переобучению, поиску работу) в той или иной мере способствовали положительным изменениям в жизни молодых людей и девушек. Возможно, что на сегодняшний день система занятости не настолько эффективна, как хотелось бы, так как не всегда оплата предложенного труда соответствует требованиям молодежи, но имеющийся положительный эффект говорит о функционировании системы содействия занятости на достойном уровне.
Таким образом, принимая во внимание результаты эмпирической части данной работы, мы подошли к следующим выводам. В деятельности отдела занятости Логойского РИК нами были обнаружены как плюсы, так и минусы. В отношении помощи клиентам в реализации жизненного сценария, учета специалистами представлений клиента о будущей работе нам удалось выяснить, что специалисты, безусловно, стараются подобрать клиенту именно такую работу, на которую он рассчитывает, которая поможет ему реализовать жизненные планы. Однако, вакансии, которые предлагаются в центре занятости на сегодняшний день не дают возможности специалистам предоставить каждому клиенту именно такую работу, которая ему необходима, чтобы самостоятельно обеспечивать себя, создать семью, родить детей. Это в свою очередь не позволяет нам говорить о том, что в отделе должным образом осуществляется помощь клиенту в реализации его жизненного сценария.
Молодежь - это возрастная группа, находящаяся на определенном этапе жизненного цикла, отличающего ее от других групп населения. Молодые люди прибывают в состоянии, когда формируется система принципов, установок и ценностных ориентаций. В данной работе нами были рассмотрены основные проблемы современной молодежи, касающейся выбора профессионального пути, поскольку профессиональная деятельность на сегодняшний день продолжает оставаться одной из главных жизненных ценностей для молодежи.
Как показало проведенное нами исследование, существует тенденция рассогласованности между действующей системой профессионального образования и потребностями рынка труда в молодых специалистах, которая объясняется тем, что требования работодателей к своим потенциальным работникам постоянно повышаются.
В сфере занятости
молодежи помимо приведенных выше проблем
существует проблема ее низкой конкурентоспособности,
которая связана с рядом
Государственная служба
занятости населения
Обращаясь к результатам исследования, проведенного с бывшими клиентами Логойского отдела занятости, мы можем отметить, что мероприятия, осуществляемые центром занятости по содействию трудоустройству молодежи: профессиональное обучение, профориентация и переобучение вносят положительные изменения в жизнь клиентов, что является важным с точки зрения социальной работы. Однако результаты интервью со специалистами и их клиентами показали, что большинство предлагаемых вакансий молодым людям не подходят, так как не позволяют им решить основные проблемы. Работодатели неохотно берут к себе на работу молодых специалистов без опыта, а если центром занятости они все-таки устраиваются на работу, то, как правило, на маленькую зарплату. В итоге процесс профессионального самоопределения, выбора молодым человеком своего профессионального пути приобретает несколько иной характер.
Следует отметить, что служба занятости в немалой степени реализует главную задачу социальной работы - помощь клиенту в реализации жизненного сценария. Но, кстати сказать, сами клиенты не готовы обсуждать свою жизнь в более широком ключе, а это ведёт к снижению эффективности службы занятости, хотя на первый взгляд плановые показатели выполняются, регламенты соблюдаются, а финансовые средства осваиваются.
Подводя общий итог курсовой работы, мы можем отметить, что поставленные нами задачи по выявлению причин безработицы среди молодёжи и раскрытию механизмов работы центра занятости с молодежью и эффективности этой работы решены. И в заключении мы можем отметить, что, несмотря на материальные трудности, с которыми сталкивается молодежь в процессе выбора профессиональной деятельности, услуги, оказываемые центром занятости своим клиентам, имеют положительное влияние на жизненный путь клиента.