Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является, изучение проблемы безработицы среди молодежи.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме
2. Дать характеристику понятиям занятость и безработица.
3. Дать характеристику молодежи как социальной группы.
4. Выявить причины безработицы среди молодежи.
5. Познакомиться с опытом социальной работы за рубежом.
6. Проанализировать деятельность отдела занятости в решении проблемы безработицы среди молодежи.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ: БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ 5
1.1 Занятость и безработица: содержание, характеристики 5
1.2 Молодежь как социальная - демографическая группа 8
1.3 Проблема безработицы среди молодежи 13
1.4 Социальная работа с безработными за рубежом 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ЗАНЯТОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПО ТРУДУ, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ЛОГОЙСКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА 20
2.1 Обоснование исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Большую работу проводит в этом плане профсоюз. Одним из направлений его деятельности является разработка хартии прав молодого трудящегося. Ее основными положениями являются:
а) право на информацию, для чего создаются центры по информации для безработных, которые будут предоставлять молодежи, ищущей работу, сведения о ней;
б) право на подготовку, для чего
могут производиться
в) право на труд - имеется в виду борьба с трудом несовершеннолетних и подпольным трудом, охрана прав трудящихся, занятых неполный рабочий день, на сезонных и нерегулярных работах (основная часть здесь - молодежь);
г) профсоюзные права - предоставление молодым трудящимся и безработным права выбирать собственных представителей в профсоюзные структуры и делегации, ведущие переговоры.
Итак, необходимо отметить, что обязательным видом помощи безработным за рубежом является страхование по безработице. Также, во многих странах безработным выплачивается в качестве пособия единая сумма, размер которой не зависит от предыдущей заработной платы. Пособия обычно устанавливаются лишь на основании статуса семьи или возраста работника. Единовременное пособие по безработице выплачивается в Великобритании, Италии, Финляндии. Во Франции, Ирландии в дополнение к единому пособию выплачиваются дифференцированные надбавки, равные определенному проценту от средней заработной платы.
Исследование проводилось в условиях отдела занятости управления по труду, занятости и социальной защите Логойского районного исполнительного комитета. Отдел насчитывает штат 4 человека: начальник отдела занятости в должности заместителя начальника управления, 2 ведущих специалиста и бухгалтер. Исследование проводилось по результатам работы отдела за 2010 г.
Цель исследования – определить направления работы отдела занятости управления по труду, занятости и социальной защите Логойского районного исполнительного комитета с безработными из числа молодёжи.
Объект данного исследования – безработные из числа молодёжи.
Предмет: механизмы и направления деятельности отдела занятости управления по труду, занятости и социальной защите Логойского районного исполнительного комитета
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Описать проблему безработицы среди молодежи и установить ее причины нам помогли следующие методы и методики: наблюдение; опросы, беседы со специалистами отдела, молодежью, обратившейся в центр, анализ отчётной документации.
Одной из основных задач социальной работы является помощь в реализации жизненного сценария, то есть социальная работа должна помочь решить проблемы клиента, в контексте его жизненной ситуации. Поиск работы занимает одно из ведущих мест в жизненных планах молодежи. Для каждого представителя молодого поколения является очень важным вопрос о том, где он будет работать, сможет ли зарабатывать столько, сколько ему необходимо, возможен ли будет карьерный рост и сможет ли он содержать собственную семью и помогать своим близким. Нередко происходит так, что работа, предлагаемая современной молодежи в центрах занятости, не отвечает основным требованиям молодых, определение «подходящей работы», существующее в законодательстве, зачастую отличается от реально необходимого. Это связано, прежде всего, с тем, что в законодательстве реализация планов клиентов прописана в достаточно узком ключе, а социальная работа подразумевает решение проблем занятости в широком ключе, обеспечивая реализацию жизненного сценария.
Законодательством о труде и занятости для молодежи предусмотрены дополнительные гарантии со стороны государства в этой области:
- бронирование рабочих мест;
- гарантия первого рабочего места выпускникам государственных профессиональных учебных заведений;
- преимущественное право при обучении по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
- равная с взрослыми оплата при сокращенной продолжительности рабочего дня и др.[8]
Согласно ст. 11 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон о занятости) государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости впервые ищущим работу в возрасте до 21 года [8].
Согласно установленному законодательству отдел занятости управления по труду, занятости и социальной защите Логойского РИК осуществляет свою деятельность.
Как и в других центрах существуют дополнительные гарантии в области содействия занятости обеспечиваются путем разработки и реализации целевых государственных программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, установления брони приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам.
Среди безработных, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, в 2010 г. молодежь составила 45,7 %. При содействии органов по труду, занятости и социальной защите в 2010 г. было трудоустроено 515 человек в возрасте 16-29 лет.
На практике бронирование рабочих мест осуществляется в соответствии с Положением о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2006 г. № 1595, с последующими изменением и дополнением.
В соответствии с законодательством о труде отдел занятости гарантирует предоставление первого рабочего места выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, лицам с особенностями психофизического развития и военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь.
Предоставление первого
рабочего места выпускникам
Выпускникам государственных учреждений образования дневной формы обучения, которым предоставлена возможность самостоятельного трудоустройства в связи с невозможностью их персонального распределения, первое рабочее место предоставляется путем трудоустройства, в счет установленной нанимателям брони.
Совместно с ГУ «Территориальным центром социального обслуживания населения Логойского района» активно проводится работа по профессиональной ориентации молодежи. В практике используется компьютерная программа «Профиль - 2». В отделе молодежи можно получить профессиональные, справочно-информационные, индивидуальные и групповые консультации.
В 2010 г. получили профессиональные консультации 475 людей молодого возраста, в том числе: индивидуальные и групповые профессиональные консультации, справочно-информационные, медицинские.
Для регистрации в качестве безработного согласно ст. 3 Закона о занятости молодой гражданин обращается лично в орган по труду, занятости и социальной защите. При регистрации предъявляет документы, предусмотренные законодательными актами.
В соответствии со ст. 3 Закона о занятости безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, в том числе граждане, не достигшие 16-летнего возраста, обучавшиеся за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы.
Основными формами работы с молодежью, обратившейся в органы по труду, занятости и социальной защите, являются: содействие в трудоустройстве; помощь в выборе и получении профессии; организация временной занятости молодежи в свободное от учебы время.
Одной из наиболее эффективных мер отдела занятости является организация профессионального обучения молодежи. Вчерашние выпускники школ, не имеющие профессии и не поступившие в учреждения образования, за счет средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения (далее - Фонд), имеют возможность получить первую профессию и стать конкурентоспособными и мобильными на рынке труда.
Так в 2010 г. прошли обучение 156 человек и были трудоустроены на территории Логойского района.
Коэффициент трудоустройства, согласно данным 2010 г., составил 86% от числа обратившихся в отдел занятости.
В рамках данного исследования был проведен опрос специалистов отдела. На вопрос: «Какая информация о клиенте для вас является наиболее значимой?» специалисты ответили, что наиболее важными для них являются цели, с которыми обращаются клиенты. На самом раннем этапе они стараются узнать, зачем обращается клиент: чтобы просто трудоустроиться или профобучиться, переобучиться, получить смежную профессию для повышения своей конкурентоспособности. На этот же вопрос профконсультант ответил следующим образом: «Важно узнать, какую работу клиент рассчитывает получить, выяснить по каким причинам. Если желания клиента не совпадают с реальной картиной на рынке труда, то клиенту предлагаются другие варианты, оцениваются плюсы и минусы». Исходя из утверждений всех опрошенных работников центра занятости, касающихся наиболее значимой для них информации о клиенте, мы можем сделать вывод о том, что значительное место при работе с клиентом уделяется его пожеланиям.
Чтобы отследить реальную картину работы специалиста с безработным, клиентам и специалистам задавались схожие вопросы. Например, клиентам задавался вопрос «Учитывают ли специалисты центра занятости ваши пожелания при подборе для вас вакансий?», на который все опрашиваемые клиенты ответили, что «да, учитывают», однако, в каждом ответе после этих слов было слово «но». К примеру, один из респондентов ответил: «Да, они стараются подобрать наиболее выгодный вариант, но пока в тех местах, куда меня направляли, мне работодатели отказывали, то у них уже кто-то должность занял, то мне не хватало опыта и квалификации». Другой респондент на этот вопрос сказал, что «В самом начале, когда меня ставили на учет, спрашивали, на какую работу я рассчитываю, что хочу получить. Но у меня очень конкретная специальность - бухгалтерия предприятия, так что тут особых пожеланий нет». Заметим, что ответы клиентов и специалистов, касающиеся учета пожеланий безработных при подборе вакансий в большинстве своем совпадают, то есть мы можем сделать вывод о том, что мнение клиента, его представления о будущей работе учитывается работниками цента занятости при подборе вакансии. Однако в некоторых ответах клиентов присутствует неуверенность в том, что они получат именно такую работу, на которую претендуют. Приведем пример ответа состоящей на учете девушки: «Меня спрашивали, какие критерии, требования я предъявляю к будущей работе, но объяснили, что банк вакансий, то есть какие на данный момент предлагаются вакансии, не зависит от центра, они конечно, если будет альтернатива, подберут более выгодный для меня вариант». Таким образом, в данном случае видно, что специалист настроен, учитывать интересы клиента, но вакансии, которые есть в наличии на данный момент, возможно, не смогут отвечать его представлениям о подходящей работе. Итак, подводя промежуточный итог эмпирической части данной работы, мы можем выявить одну из проблем молодежи в сфере занятости и на рынке труда: предлагаемые вакансии зачастую не отвечают требованиям молодых безработных.
В интервью с работниками центра занятости нам удалось затронуть вопросы, касающиеся непосредственно реализации задач социальной работы в центре. На вопрос «Как поступает специалист, если клиент игнорирует назначенную регистрацию?», нам ответили, что ведется работа по выяснению причин неявки клиента, среди которых может быть болезнь, отказ от дальнейшего сотрудничества с центром или трудоустройство. Если клиент трудоустроился или отказывается посещать регистрацию, то специалист начинает процедуру снятия с учета. При ответе на вопрос отслеживается ли специалистами центра занятости, как долго работает клиент на новом рабочем месте, предоставленном отделом, специалисты единодушно ответили, что нет, не отслеживается. На наш взгляд, это в какой-то мере является упущением в технологии работы центр. Нельзя до конца оценить эффективность работы такой организации, если не знать долго ли проработал клиент на своем рабочем месте, или он разочаровался в услугах центра занятости и решил продолжить поиск более подходящей работы самостоятельно.
В качестве одной из основных задач интервью выступает задача по выявлению значимости в отделе занятости задач социальной работы в осуществлении помощи в реализации жизненного сценария. Безусловно, оценить этот фактор в работе центр занятости мы сможем только после завершения анализа всей эмпирической части, однако, в интервью со специалистами, мы решили узнать, как сами работники центра занятости оценивают реализацию данных задач в своем центре. Подавляющее большинство специалистов ответили, что основные задачи социальной работы в отделе реализуются, и помощь в реализации жизненного сценария клиента оказывается. В качестве подтверждающего примера мы можем привести высказывание одного из специалистов: «Поскольку мы ищем работу, значит, и, в какой-то степени, участвуем в судьбе клиента. Работа - это одна из главных составляющих жизни, ее важная часть». Все опрошенные специалисты ответили подобным образом, следовательно, мы можем сделать вывод о том, что под помощью в реализации жизненного сценария клиента в центре, прежде всего, понимается помощь в поиске работы, как одной из жизненных составляющих. Другие аспекты жизни ни специалистами, ни самими клиентами не отмечаются как необходимые. Иначе говоря, общение с клиентом регламентировано рамками услуги по трудоустройству и переобучению, а широкий жизненный контекст остается вне поля зрения.
Проведенное интервью с клиентами центра занятости было направлено на выявления причин, по которым им необходима работа, и жизненных планов в ближайшей перспективе. Обобщая ответы респондентов на вопрос «Для чего вам необходима работа?» можно выявить следующие причины. Молодым безработным работа нужна, чтобы зарабатывать деньги, быть самостоятельным, независимым и обрести уверенность в завтрашнем дне. Вопрос о причинах необходимости работы можно связать с вопросом о ближайших жизненных планах. На вопрос: «С чем на данный момент связаны ваши жизненные планы, какие вы преследуете цели на данном этапе жизни?», молодые люди и девушки высказали следующие цели: стать независимым и начать зарабатывать, обеспечивать себя и создать семью, получить высокооплачиваемую работу, решить материальные проблемы, создать семью. Анализируя вышесказанное, мы можем отметить, что основные жизненные цели молодых связаны с решением материальных проблем и направлены на перспективу создания семьи.