Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 03:24, курсовая работа
Цель исследования: провести сравнительный анализ отношения к военной службе в подростковом и юношеском возрасте
Объект исследования: отношение как целостная система индивидуальных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности.
Предмет исследования: отношение к военной службе у юношей и подростков
Для достижения поставленной цели и подтверждение выделенной гипотезы мы выдвинули следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Выявить особенности эмоционального, когнитивного, поведенческого компонентов отношения к военной службе в подростковом и юношеском возрасте
Введение
3
Глава I. Теоретические основы отношения в психологической науке
6
1.1. Проблема отношений в психолого-педагогических исследованиях
6
1.2. Определение содержания понятия «отношение» и его составляющие компоненты
9
Глава II. Проблема отношения к военной службе у молодежи
13
2.1. Имидж современной Российской Армии глазами молодежи
13
2.2. Социальные и психолого-педагогические причины армейской
дедовщины
24
Заключение
34
Список литературы
Виртуально-стереотипный уровень восприятия порождается господством средств массовой коммуникации. Информационные потоки современных электронных и печатных СМИ приносят огромное количество однопорядковых для восприятия информационных единиц: события в Чечне, новости из Ирака, цены на нефть, счет футбольного матча, концерты поп-звезд, телесериалы, аналитические программы и т.д. Внутри информационного потока все эти и другие единицы являются равноудаленными от сознания воспринимающего субъекта, у него стирается разница между боевой операцией в Чечне. Таким образом, имидж армии на этом уровне приобретает виртуальный характер: выключил телевизор и получил исчерпывающую информацию. Картинки и рекламные блоки на телеэкране постоянно меняются. Каждую минуту происходит что-то новое. У человека не остается времени для того, чтобы объективно сформировать собственное рациональное отношение к демонстрируемым событиям. Гораздо проще положиться на уже выработанное стереотипное мнение, которое формируют СМИ. Предлагаемые стереотипы в отношении армии далеко не однозначны и противоречиво сказываются на процессе формирования ее имиджа. Психологический след информации в массовом сознании становится большим, чем фактический смысл заявляемых сведений. Так, например, часть респондентов, которая опрашивалась во время демонстрации сериала "Солдаты", отражала в своем сознании представления об армии с помощью слов, наличие которых обусловливалось сюжетной линией фильма ("прапорщик", "замполит", "медпункт", "чипок", "медсестра" и т.п.). В то время, как другие участники опроса указанные слова практически не использовали [6, 91].
Ученые отмечают, что массовое сознание (впрочем, как и индивидуальное) весьма консервативно. Все многообразие современного мира оно склонно укладывать в своеобразные схемы или стереотипы, индивидуальность при этом стирается. Для людей с разными возрастными, социальными, культурными, образовательными характеристиками общими становятся стереотипные представления, часто имеющие происхождение из прошлого. Это бывает в том случае, когда у многих из них присутствовали общие знания, полученные посредством типичных культурных источников (книги, школа, воспитание, СМИ, слухи и т.д.). Стереотипизация - это шаблонный способ мышления, помогающий человеку осознать реальность, сделать ее более понятной и менее сложной. [3,281]. В во многих исследованиях влияние подобных стереотипов проявилось наличием ассоциаций об армии с такими словами, как "портянки", "кирзовые сапоги", "гауптвахта" и др. В то время как некоторые эти явления уже более 10 лет отсутствуют вообще (вместо сапог - ботинки с высокими берцами и соответственно носками, а не портянками) или отменены (например, гауптвахта) [31, 84].
Многие из
этих стереотипов складывались годами,
другие - десятилетиями или столетиями.
Важно то, что в данный момент
ряд представлений создает у
граждан устойчивый, воспроизводимый
социальный стереотип ("армия"), который
может всплывать в нашем
Предметный (конкретный) уровень восприятия. На этом уровне происходит реальное взаимодействие людей с военной организацией, теми ее элементами, которые физически осуществляют функционирование военной системы или имели отношение к ней: районные, городские и областные военные комиссариаты, соседский сын, вернувшийся после службы, военнослужащие, встречающиеся на улице и в транспорте, и т.д. Каким бы ни был целенаправленно конструируемый имидж армии, именно на этом уровне он претерпевает самую значительную коррекцию. От взаимодействия с конкретными представителями военной организации, в конечном счете, зависит результат восприятия армии в целом.
Особенно важен положительный имидж для отдельно взятого военнослужащего. Он складывается обычно из ряда поведенческих характеристик: привлекательный внешний вид, корректное, но в то же время естественное поведение, грамотная речь, достойные манеры, спокойная реакция на похвалу и критику. Очень важны также честность, честь, достоинство и порядочность, компетентность и высокий уровень образованности, надежность и чувство справедливости. Требования к имиджу офицера хорошо отражены в современной отечественной и зарубежной мемуарной военной литературе.
Применительно
к российской действительности следует
упомянуть о следующей
На конкретном уровне отражения особенно благоприятно воспринимается образ армии, при условии, если явно просматриваются положительные для общества результаты ее функционирования. Речь не обязательно идет о военных победах, важным является обеспечение посредством армии экономических интересов России на мировом рынке, участие в подготовке исходных позиций соответствующим институтом государства в проведении эффективных межправительственных переговоров по различным вопросам. К сожалению, редко можно услышать из официальных источников о том, что статус России в мире во многом поддерживается пока еще значительной военной мощью.
Возвращаясь
к анализу ответов
Итак, необходимо отметить, что любые содержательные размышления относительно имиджа армии становятся возможными, если придерживаться социологического подхода к его анализу, видеть многогранность и неоднозначность этого феномена.
Имидж армии - это, в первую очередь, на индивидуальное образование, существующее в общественном сознании населения, оно является результатом социального взаимодействия и социальных отношений, складывающихся в общественной среде, которое обусловлено множеством внешних и внутренних факторов. Он имеет структуру, направленность и уровни восприятия, а значит, есть все возможности для его целенаправленного изучения с использованием всего арсенала социологических методов сбора и обработки данных.
Таким образом, рассматривая имидж армии, следует отметить, что отдельно взятый "имидж армии" - это лишь фрагмент, одна из составных частей общего имиджа России как мировой державы, в общей палитре он должен быть по значимости сопоставимым с имиджем президента страны как главы нации, с имиджем российской экономики, образования, науки и т.д., которые связываются в единую сбалансированную систему, позволяющую программировать ожидания мировой общественности в отношении нашей Родины и влиять на жизнедеятельность и самочувствие граждан Российской Федерации.
2.2
Социальные и психолого-
В научных исследованиях нет однозначного ответа на вопрос о содержании "дедовщины". Ученые отмечают несколько причин "дедовщины, среди которых можно выделить две доминантные: личностная и организационно-управленческая.
Личностная - связана с тем, что в воинские подразделения попадают люди, притязания которых на уважение, личностно-ориентированное отношение к себе, собственную значимость для других людей, на получение от них духовных и материальных благ намного превышают их собственную "полезность" для окружающих. Они хотят получать от других "всего и много", но не умеют или не хотят "платить той же монетой" - честно "зарабатывать" в равноправных отношениях материальные и духовные блага, социальное уважение и признание. Чтобы удовлетворить свое желание, им надо уметь устанавливать режим личной неформальной власти над окружающими. Людей с такими особенностями можно определить как "доминирующие дефицитарные личности" и охарактеризовал способы их действий как эксплуатацию [11, 101].
Такие люди
есть среди всех категорий населения,
и большая часть из них пытается
удовлетворять свои притязания во взаимоотношениях.
Те из них, кто попадает в воинские
подразделения по призыву, получают
возможность организовать "дедовщину"
- особые неформальные властные социальные
отношения. Долгое время исследователи
рассматривали "дедовщину" как
явление социально-
Выступая в неформальных властных социальных отношениях в качестве "дедов" - субъектов неформальной власти, военнослужащие, обладающие признаками доминирующей дефицитарной личности, насильственно принуждают подвластных - "молодых" исполнять роль эксплуатируемых. На "гражданке" похожие отношения не являются редкостью, но "отнимание" благ у зависимых подвластных и их "принуждение" к производству осуществляется в гораздо более мягких формах. При этом неприкрытое жестокое насильственное социальное принуждение подвластных к обслуживанию потребностей субъектов власти в "дедовщине" заменяется скрытым принуждением, которое осуществляется, чаще всего, средствами психологической манипуляции. Эти средства удерживают эксплуатируемого возле эксплуататора в позиции зависимого и послушного "добровольного" исполнителя.
Итак, личностная причина "дедовщины" - это наличие в подразделениях военнослужащих с признаками доминирующей дефицитарной личности. Помимо них, активными и заинтересованными участниками "дедовщины" становятся военнослужащие, в большей или меньшей мере обладающие теми же потребностями в эксплуатации, но не обладающие умениями, достаточными для установления режима личной неформальной власти. "На гражданке" неформальные властные отношения эксплуатации могут установиться в том случае, если человеку с признаками доминирующей дефицитарной личности удается захватить позицию в официальных властных отношениях или если субъект официальной власти покровительствует или не препятствует в действиях личности, не обладающей такими полномочиями.
Многие исследователи утверждают, что отношения в "дедовщине" более жестоки, чем близкие им "на гражданке".[4]. В первую очередь это связано с тем, что принуждение и эксплуатация совершаются в воинских подразделениях - в закрытых социальных группах принудительной организации. Жертве некуда скрыться, а обращаться за помощью к офицерам чаще всего бессмысленно, они или не хотят бороться с "дедовщиной" или не могут ее пресечь потому, что не понимают ее социальное содержание и не видят способов борьбы с ней. Жертва беззащитна, а офицер, как правило, не способен реально помешать эксплуатации и насилию. Более того, официальные начальники нередко назначают именно военнослужащих с признаками доминирующей дефицитарной личности на должности младших командиров. Следовательно, микросоциальная причина "дедовщины" в том, что военнослужащие, нуждающиеся в ней, не имеют социальных барьеров на пути к занятию позиций субъектов неформальной и формальной власти.
Отсутствия
таких барьеров следует искать в
применяемого офицерами стиле управленческой
деятельности. Официальная деятельность
и официальные отношения
Информация о работе Проблема отношения к военной службе у молодежи