Проблема отношения к военной службе у молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 03:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: провести сравнительный анализ отношения к военной службе в подростковом и юношеском возрасте
Объект исследования: отношение как целостная система индивидуальных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности.
Предмет исследования: отношение к военной службе у юношей и подростков
Для достижения поставленной цели и подтверждение выделенной гипотезы мы выдвинули следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Выявить особенности эмоционального, когнитивного, поведенческого компонентов отношения к военной службе в подростковом и юношеском возрасте

Содержание

Введение
3
Глава I. Теоретические основы отношения в психологической науке
6
1.1. Проблема отношений в психолого-педагогических исследованиях
6
1.2. Определение содержания понятия «отношение» и его составляющие компоненты
9

Глава II. Проблема отношения к военной службе у молодежи
13
2.1. Имидж современной Российской Армии глазами молодежи
13
2.2. Социальные и психолого-педагогические причины армейской
дедовщины
24

Заключение
34
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Ira.docx

— 75.18 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СПО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №15

 

ПРЕДМЕТНАЯ КОМИССИЯ

ШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

РАБОТА ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

 

 

 

 

 

 

Ененкова Елена Олеговна

Специальность 050702

Организация воспитательной

деятельности                    

Курс III , Группа В-33

Предмет: Методика и практика

социального образования

молодёжи          

                                                                   Руководитель:

Белозёров В.К., д.п.н.

________________ 

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

   

                                                  

Москва - 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                                                                          

Введение

3

Глава I. Теоретические основы отношения в психологической  науке                                                                                                         

6

1.1. Проблема отношений в психолого-педагогических исследованиях

6

1.2. Определение содержания понятия «отношение» и его составляющие   компоненты

9

   

Глава II. Проблема отношения к военной службе у молодежи

13

2.1. Имидж современной Российской Армии глазами молодежи

13

2.2. Социальные и психолого-педагогические причины армейской

       дедовщины

24

   

Заключение

34

Список литературы

36

Приложение

39


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Исторически в нашей стране защита Отечества  всегда считалась почетной обязанностью. Во все времена забота о воинах, как правило, выдвигалась на первый план и была прерогативой государства, материальной и нравственной основой  самоотверженного служения Родине, важнейшим  показателем состояния ее обороноспособности. Реформы, проводимые в России в последние  десятилетия, привели к глобальным экономическим, политическим и социальным изменениям. Неуверенность в завтрашнем дне, девальвация традиционных ценностей, расслоение общества и обнищание  большей части населения привели  к росту недовольства и социальной напряженности общества, в том  числе и в Российской армии.

Армия тесно  связана с основными сферами  жизни общества, поэтому ее функционирование и развитие обусловлено и определяется, прежде всего, уровнем материального  производства, состояния военно-промышленного  комплекса от которого зависят обеспечение  ее техникой и вооружением, количественный состав. Воздействие на ее состояние  оказывают социальная, национальная, конфессиональная структуры. Эти факторы  влияют на личный состав армии, на характер взаимоотношений между военнослужащими, морально-политическое единство армии  и общества. От характера взаимодействия социальных и политических факторов зависит эффективность использования, как военного потенциала общества, так и боевого потенциала армии. На состояние армии воздействуют также духовная жизнь общества, его  культура и наука. Значительную опасность  для политической стабильности государства  представляет применение армии не по функциональному предназначению. Поэтому  сегодня быстрыми темпами идет развитие военной психологии.

В современной  психологии изучение отношения молодежи к воинской службе – одна из малоразработанных  проблем. Интерес к данной проблеме возник в связи с тем, что в последние годы значительно возросло количество «отказников» и лиц, уклоняющихся от прохождения воинской службе. Для принятия необходимых управленческих решений, организации военно-патриотического воспитания, формирования военно-профессиональной пригодности необходимы знания, в частности, об отношении учащейся молодежи к военной службе.

В связи с  произошедшими  социально-экономическими изменениями, ослаблением военно-патриотического  воспитания молодежи, порядком комплектования воинских частей и подразделений  и  других изменений назрела острая необходимость изучения отношения  молодежи к воинской службе. Это  и определило проблему нашего исследования, вывить отношение к военной службе у современной молодежи. Решение  данной проблемы составила

Цель  исследования: провести сравнительный анализ  отношения к военной службе в подростковом и юношеском возрасте

Объект  исследования: отношение как целостная система индивидуальных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности.

Предмет исследования:  отношение к военной службе у юношей и подростков

Для достижения поставленной цели и подтверждение  выделенной гипотезы мы выдвинули следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования
  2. Выявить особенности эмоционального, когнитивного, поведенческого компонентов отношения к военной службе  в подростковом и юношеском возрасте
  3. Провести сравнительный анализ особенностей отношения к военной службе у подростков и юношей

Методы  исследования представлены группами:

  1. Теоретический анализ психологической, педагогической и социалогической литературы по проблеме исследования
  2. Эмпирические методы: анкетирование, проективная рисуночная методика «Я и моя будущая воинская служба».

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней рассмотрен и систематизирован материал, отражающий реальный имидж Российской армии на современном этапе развития общества, от которого во многом зависит отношение к военной службе у подростков и юношей.

Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ.

1.1 Проблема отношений в психолого-педагогических исследованиях

Теоретические основы анализа отношений человека к различным сторонам действительности еще в начале 20 века заложены А.Ф. Лазурским в его учении «об  экзопсихики» и В.М. Бехтеревым в  учении «о соотносительной деятельности».

С точки зрения А.Ф. Лазурского, отношение личности к тем или иным объектам среды  рассматривается как типическая, специфическая реакция, обусловленная  особенностями данной личности. Такие  реакции, адресованные объектам, описываются  автором также через понятия  «интерес», «склонность». А.Ф. Лазурский  рассматривает отношения человека как структурные компоненты личности. Он выделяет их в единое психическое  образование, называемое им экзопсихикой.

Все отношения человека разделяются  им на 15 видов, в зависимости от объектов этих отношений: к вещам, к отдельным  людям, к социальной группе, к противоположному полу, к семье, к государству, к  труду, к материальной обеспеченности, к собственности, к праву и  нормам поведения, к нравственности, к мировоззрению и религии, к  науке, к искусству, к самому себе. [14, 125-130].

Наиболее  глубокая разработка категории «отношение»  была сделана в концепции В.Н. Мясищева, который определяет его  как избирательную, осознанную связь  человека со значимым для него объектом, как потенциал психической реакции  личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности.

В подходе  В.Н. Мясищева особо акцентируется  системный характер отношений человека: «Психологические отношения человека в развернутом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности объективной действительности, эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания. В.Н. Мясищевым также подчеркивается наличие «субординации» в целостной структуре отношений личности.

Отношение рассматривается В.Н. Мясищевым и  как объективная, реально существующая связь между человеком и определенным объектом и одновременно как субъективная реальность, отражаемая человеческим сознанием. Отмечаются такие характерные  черты отношения, как его избирательность, потенциальность, целостность (принадлежность субъекту в целом), конкретная предметная направленность. Неосознанное отношение  в процессе своего развития может  приобрести такое качество, как осознанность.

Понятие отношения  возникает там, где есть субъект  и объект отношения.

По мнению С.Л. Рубинштейна, именно у человека такой характер связи выступает  с полной отчетливостью. Сознательное отношение представляет собой лишь высокий уровень отношения к  действительности, и в самом осознании  этого отношения существует ряд  ступеней, проходимых человеком в  процессе развития. Изучая человека с  позиции его отношений, мы устанавливаем  его содержательные связи с окружающей общественной действительностью [26, 635].

С.Л. Рубинштейн связывал понятие «отношение» с  деятельностью. Он указывал, что, имея потенциальный характер, отношение  влияет на сущность протекания деятельности и во многом определяет глубину и  осознанность ее процессов.

По мнению С.Л. Рубинштейна, эмоции помогают личности глубже проникнуть в сущность самой  деятельности, понять ее значение и  более сознательно выразить свое отношение к ней. Он рассматривал всякий психический процесс как  имеющий не только познавательную сторону, но и сторону, затрагивающую потребности и интересы индивида, что выражает определенное эмоционально-волевое отношение к окружающему [26, 135, 562].

С.Д. Дерябо предлагает рассматривать отношение  как субъективно окрашенное отражение  личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, служащее фактором, обусловливающим  поведение.

А.Н. Леонтьев рассматривал «отношения» с введенным  им понятием личностного смысла, выступающего как отношение в деятельности субъекта.

Можно сделать  вывод, что психологи В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, С.Д. Дерябо, А.Н. Леонтьев рассматривают категорию отношения  в аспекте личности как ее проявление. Значимой характеристикой отношения  является его осознанность, которая  формируется на основе знаний и сопряжена  с переживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может  зародиться только на основе знания –  к нему должны подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности  происходящего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Определение содержания понятия  «отношение» и его составляющие  компоненты

Само слово  «отношение» в русском языке  является отглагольным существительным (от глагола «относить»), смысл которого означает, что кто-то кому-то что-то относит. Отмечается, что специфика этого действия заключается в том, что относится не вещь или предмет, а нечто идеальное, что может жить только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т.д.). В соответствии с этим говорить об «отношении» значит иметь в виду субъективную связь, которая устанавливается между индивидом и каким-то внешним объектом (предметом, человеком, событием) и проявляется в его эмоциональных реакциях, категоризации данного объекта, определенном шаблоне действий[14, 247].

Данный смысл  закреплен в классическом определении  отношений личности, которое принадлежит  В.Н. Мясищеву: отношения – целостная  система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными  сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных  компонента: отношение человека к  людям, к себе, к предметам внешнего мира.

Отношение, по Мясищеву, всегда структурно и включает простейшие эмоциональные переживания; через включение оценочных отношений  в связи с нормами и нормативными критериями формируются убеждение  и убежденность. Отдавая должное  в этой структуре потребностям и  эмоционально-волевым компонентам, особыми видами отношений он считал все же интерес, оценки и убеждения.

Интерес – понятие, характеризующее объективно значимое, нужное для индивида, семьи коллектива, класса, нации, общества в целом. В психологии интерес – это положительное эмоциональное отношение к объекту, сосредоточение внимания на нем. Интерес активизирует, организует познавательную деятельность человека.

Оценка  – предполагает наличие критериев, единиц измерения, которые в процессе сравнения, анализа и синтеза служат отправной точкой для выяснения суждений о сходстве и различии объектов, уровне развития явления, характере его связи с другими явлениями, а также позволяют соотносить отстоящие друг от друга объекты и социальные явления. Оценка как категория психологической науки предполагает определенное эмоциональное отношение (одобрение – неодобрение) к рассматриваемому явлению и может оказаться проекцией самооценки человека[20, 194].

Наряду  с понятием «отношение» в психологии используют понятия «межличностное отношение», «взаимоотношение».

Межличностное отношение – это вид отношений личности, раскрывающийся в отношении к другому, это субъект-субъектное отношение. Оно является одним из компонентов системы отношений личности наряду с самоотношением и отношением  к предметам окружающего мира. Для обозначения межличностных отношений в психологии используют термин «взаимоотношение»; для того чтобы подчеркнуть, что межличностные отношения, или взаимоотношения, есть результат взаимного восприятия, познания, воздействия, влияния, оценки.

Информация о работе Проблема отношения к военной службе у молодежи