Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 03:24, курсовая работа
Цель исследования: провести сравнительный анализ отношения к военной службе в подростковом и юношеском возрасте
Объект исследования: отношение как целостная система индивидуальных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности.
Предмет исследования: отношение к военной службе у юношей и подростков
Для достижения поставленной цели и подтверждение выделенной гипотезы мы выдвинули следующие задачи:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Выявить особенности эмоционального, когнитивного, поведенческого компонентов отношения к военной службе в подростковом и юношеском возрасте
Введение
3
Глава I. Теоретические основы отношения в психологической науке
6
1.1. Проблема отношений в психолого-педагогических исследованиях
6
1.2. Определение содержания понятия «отношение» и его составляющие компоненты
9
Глава II. Проблема отношения к военной службе у молодежи
13
2.1. Имидж современной Российской Армии глазами молодежи
13
2.2. Социальные и психолого-педагогические причины армейской
дедовщины
24
Заключение
34
Список литературы
Организационно-управленческая причина дедовщины. Типичный для офицеров стиль управленческой деятельности по отношению к подчиненным можно охарактеризовать как обезличенный, функционально-механистический. Начальник зачастую видит в подчиненном исполнительный придаток механизма или служебной инструкции, но не самоценную личность. При таком отношении подчиненный, даже наилучшим образом исполняя свои обязанности, не может стать для начальника Личностью, не может удовлетворить в служебных отношениях свои базовые социальные потребности, находится в позиции "исполнительного органа". Такое отношение начальства в сочетании с низким качеством материального вознаграждения и социальной защиты (реально офицеры не защищают своих подчиненных от "дедовщины"), в сочетании с дополнительной эксплуатацией со стороны "дедов", порождает ответное равнодушие или неприязнь подчиненного и к командирам, и к служебным обязанностям. А "дедовщина" в условиях обезличенных служебных отношений для солдат становится извращенным средством "компенсации" неудовлетворенной потребности быть для других значимой личностью. А раз так, то офицерам и прапорщикам приходится применять меры принуждения для того, чтобы заставить незаинтересованных в службе подчиненных исполнять свои обязанности. Уставных мер принуждения оказывается для этого недостаточно, и начальники вынуждены или сами применять неуставное насилие и принуждение (по некоторым данным это делают до 86% офицеров) или опираться на неуставное насилие и принуждение "дедов", которые наряду с "выбиванием" из "молодых" выгод для себя параллельно принуждают их выполнять и служебные обязанности. [21, 89].
Создается порочный круг - низкое материальное и социальное вознаграждение, обезличенность служебных отношений, "дедовская" эксплуатация стимулируют всех.
Военнослужащих
"спустя рукава" исполнять свои
обязанности, а худших из них подвигают
на участие в "дедовщине". Это
приводит к неудовлетворительному
функционированию воинских подразделений,
к попыткам офицеров через неуставное
насильственное принуждение или
через опору на авторитет и
силу "дедов" принудить одних
улучшить показатели службы, других - сократить
участие в "дедовщине". В результате
происходит прорастание неуставного
насильственного принуждения в
официальную систему военно-
Пресечь процесс
срастания можно двумя
Первый метод вполне реализовывался в годы "развитого тоталитаризма" - со времени принятия закона о всеобщей воинской повинности в 1939 г. и до 1953 г. Именно на 1953-й год - год прекращения тотального доносительства и репрессий по доносам приходится первое упоминание о "дедовщине" как о стабильном социальном явлении в воинских подразделениях. Но именно летом того же года происходит и общее падение дисциплины в тех частях и подразделениях, у тех командиров, где порядок поддерживался репрессивными методами.
В рамках первого метода реальной альтернативой государственному тотальному контролю и жестокому наказанию является тотальный контроль и жестокое наказание офицерами тех подчиненных, кто не желает добросовестно исполнять свои обязанности. В этом случае методы военно-социального управления закономерно эволюционируют к стукачеству и мордобою, иным формам неуставного принуждения. Применение второго метода, основанного на личностно-ориентированном отношении к подчиненным и на адресной социальной коррекции, позволяет решить обе задачи военно-социального управления: обеспечить приемлемый уровень удовлетворенности своей службой у солдат-призывников и пресечение "дедовщины".
Однако такое пресечение невозможно без понимания сущности и содержания отношений в ней. Особый взгляд на "дедовщину" обоснован многолетней работой по ее пресечению, анализом значительного круга литературных источников, мнений экспертов. Он апробирован в НИР "Товарищ", выполненной в Социологическом центре ВС РФ в 2004-2005 годы. [6].
Неформальные
социальные отношения "дедовщины".
Она имеет три
Содержание материальной эксплуатации: отъем вещей, денег, пищи, иных материальных ресурсов; использование времени, труда, знаний, интеллектуального потенциала подвластных для создания материальных благ "дедам", - облегчения их службы, повышения их статуса путем получения ими заслуг за не принадлежащие им, но отнятые у подвластных и присвоенные результаты чужой деятельности.
Психологическая эксплуатация "молодых" заключается в том, что дефицитарная доминирующая личность, страдая от низкой самооценки и нуждаясь в ее улучшении, осуществляет ее не через личностный рост, а извращенно, через самосравнение со специально униженными, деперсонализированными и дезадаптированными ею людьми; использование унижений и насилия (в том числе садистских издевательств над "молодыми") в качестве своеобразной "психологической защиты", отвлекающей от неприятных переживаний в связи с сохраняющимся осознанием своей несостоятельности.
Вторая составляющая - обеспечение устойчивости "дедовщины" во внешней социальной среде. Функции обеспечения устойчивости осуществляются через маскировку "дедовщины" и обеспечение лояльности и терпимости к ней со стороны официальных социальных институтов и их ответственных представителей. Все исследователи указывают на сокрытие фактов "неуставных взаимоотношений". Отмечается, что доля военнослужащих срочной службы, подвергшихся насилию со стороны сослуживцев и обратившихся за защитой к офицерам, составляет, по разным данным, от 1 до 8%.[9, 101].
Направления
этой деятельности осуществляются следующим
образом: обеспечение приемлемого
для начальников выполнения подразделением
задач (чтобы служебные проблемы
не привлекали внимания к содержанию
взаимоотношений в
Третья составляющая - принуждение. Поддержание порядка, в котором не заинтересованы "молодые" - объекты эксплуатации и к которому могут относиться члены группы, имеющие более высокие статусы, за счет принуждения, осуществляемого средствами угрозы, насилия, лишения принуждаемых необходимых им материальных, социальных и духовных ресурсов. Исследователи указывают массовое насилие как основное проявление "неуставных отношений".
Также в исследованиях
отмечается тотальность контроля за
поведением и мнениями низкостатусных
членов группы, тотальность распространения
принуждения, приобретающего признаки
террора. Принуждение идет по трем направлениям
- по отношению к подготавливаемым
к эксплуатации и эксплуатируемым
("молодые"); по отношению к агентам
субъектов власти, чьими руками "деды"
принуждают "молодых" повиноваться
эксплуатации ("черпаки" - прослужившие
от года до полутора лет); по отношению
к любым (в том числе, высокостатусным)
членам неформальной организации, нарушающим
нормы "дедовщины". Так, например,
насильственное принуждение к "молодым"
применяется, как правило, после
краткого этапа ненасильственного,
сочетающего меры убеждения и
манипуляции с показом
К методам принуждения, применяемым ради обеспечения полного послушания подвластного субъекту власти в малой социальной группе, относятся: создание постоянной и значительной угрозы благополучию, безопасности, духовному и физическому здоровью принуждаемого; лишение его материальных и организационных ресурсов, необходимых для выполнения служебных задач, а также его информационная депривация и дезориентация; поддержание фона террора как напоминание ему об угрозе наказания за нарушение предписанных ролевых функций - кто-то постоянно публично и жестоко наказывает, а наказания носят унижающий характер; тотальное применение принципа, который гласит, что "субъект власти прав всегда, а подвластный виновен всегда, когда того пожелает субъект власти"; наказание членов группы, в поведении которых субъекты власти обнаруживают признаки эмоциональной, мотивационной, волевой самостоятельности, личностной автономности; создание ситуаций, в которых эксплуатируемые неизбежно будут вынуждены вступить в конкурентную борьбу и конфликты между собой; применение групповых наказаний за "проступок" одного члена группы; применение актов публичного унижения принуждаемых членов группы, грубое вторжение в их интимную сферу, демонстративное обезличенное отношение к ним, обесценивание результатов их деятельности, в том числе принуждение выполнять бессмысленную работу. По моему мнению, с большей или меньшей последовательностью, данные меры могут применяться к подвластным как "дедами" в неформальных отношениях, так и, в меньшей степени, офицерами — в формальных. В условиях "дедовщины" их тотальное применение является крайне затруднительным, однако и их частичное применение оказывает сильное разрушающее воздействие на здоровье и личность и может спровоцировать самоубийство или иные экстремальные действия. [3, 281].
Анализ социалогических
и психологических исследований
свидетельствует о
Социальная причина существования "дедовщины" заключается в применении офицерами и прапорщиками модели военно-социального управления, основанной на функциональном, личностно-неориентированном подходе к подчиненным, исключающем заинтересованность в воинской службе проходящих ее по призыву и вынуждающем офицеров и прапорщиков к применению неуставного принуждения в качестве средства стимулирования подчиненных. Применение субъектами официальной власти личностно-ориентированной управленческой модели позволяет создать у проходящих службу по призыву заинтересованность в таковой и выдвигать на позиции субъектов неформальной власти военнослужащих, не нуждающихся в эксплуатации сослуживцев и способных к продуктивной самоактуализации в военно-профессиональных и военно-социальных отношениях. Личностная причина "дедовщины" заключается в наличии в воинском подразделении военнослужащих, нуждающихся в эксплуатации подвластных им сослуживцев. Выявление и лишение их возможности становиться и быть субъектами неформальной власти ликвидирует личностную причину социального принуждения в неформальных отношениях в подразделениях.
Таким образом, одной из проблем, которые снижают имидж российской армии и которые приходится решать сегодня Вооруженным силам РФ, являются «неуставные взаимоотношения» или «дедовщина». Не смотря на ведущуюся с нею борьбу, она, в той или иной форме, остается характерной особенностью военной службы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы ставили и последовательно решали ряд задач.
1)Провести
теоретический анализ
2)Выявить
особенности эмоционального, когнитивного,
поведенческого компонентов
3)Провести
сравнительный анализ
Обобщение и
систематизация теоретической информации
по проблеме отношения к военной
службе в подростковом возрасте привела
нас к выводу о том отношение
личности к тем или иным объектам
среды рассматривается как
Информация о работе Проблема отношения к военной службе у молодежи