Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:48, дипломная работа
Целью данной работы является раскрытие сущности проблем развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России и определение путей ее развития.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть социальную политику государства по поддержке лиц пожилого возраста;
2. Определить социальные проблемы в обслуживании лиц пожилого возраста;
3. Дать характеристику учреждениям социальной защиты по обслуживанию пожилых людей;
4. Провести анализ эффективности социального обслуживания людей пожилого возраста и предложить меры по усовершенствованию социальной защиты пожилых людей.
Введение
Глава 1. Социальная политика государства по защите и поддержке пожилых людей
1.1. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в государственной социальной политике………………………………………….5
1.2. Объективные пути развития социальной защиты пожилых людей……..12
Глава 2. Организация социального обслуживания пожилых людей как одна из форм социальной защиты населения
2.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей.21
2.2. Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста……….26
2.3. Права граждан пожилого возраста в сфере социального обслуживания..32
Глава 3. Анализ правоприменительной практики в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста
Заключение
Список используемой литературы
Анализ Конституции Российской Федерации, а также положений отдельных законодательных актов позволяет констатировать, что нормативную правовую базу, регламентирующую осуществление государственной политики в отношении пожилых людей, составляют международные правовые акты, правовые акты федерального уровня, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты местного самоуправления.
Нормативная правовая база Российской Федерации в области осуществления государственной политики в отношении пожилых людей может быть структурирована исходя из:
- территориального деления Российской Федерации (федеральный центр, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования);
- иерархии нормативных
правовых актов (законы и
- предмета правового
регулирования (охрана
В Российской Федерации не принят единый законодательный документ, определяющий государственную политику в отношении пожилых людей. Она реализуется при регламентации различных отношений, которые можно подвергнуть определенной градации.
К настоящему времени сложилась отдельная правовая база в области социального обслуживания граждан пожилого возраста. Толчком к ее формированию послужило принятие:
- Федерального закона от 02 августа 1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
- Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Указанные законодательные акты регулируют отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливают экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста. В данной связи нельзя не отметить ряд документов в области стандартизации, регулирующих, в частности, порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста.3
Одним из элементов государственной
политики в отношении пожилых
людей следует считать
Отдельно следует выделить
отношения в области осуществле
Осуществление государственной политики в отношении пожилых людей невозможно без создания и функционирования организационного механизма и финансирования различных мероприятий.
Принимая во внимание многообразие отношений в области поддержки пожилых людей, следует констатировать, что организационный механизм в области социальной защиты пожилых людей имеет трехуровневую структуру:
- федеральный центр;
- субъекты Российской Федерации;
- муниципальные образования.
На федеральном уровне в данной связи следует выделить, прежде всего, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральную службу по труду и занятости, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, учреждения здравоохранения, учреждения (отделения) социального обслуживания.
Таким образом, принимая во внимание все вышесказанное, следует констатировать, что определение обозначения нормами нормативных правовых актов осуществления государственной политики в отношении пожилых людей в Российской Федерации должно производиться, прежде всего, посредством анализа нормативных правовых актов, регламентирующих определенные виды общественных отношений (охрана здоровья; социальное (пенсионное) обеспечение; социальное обслуживание; труд и занятость; функционирование организационного механизма), а также устанавливающих правовой статус отдельных категорий граждан (ветераны, государственные служащие, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, различные категории работников, доноры, инвалиды и др.).
1.2. Объективные пути развития социальной защиты пожилых людей
Повышение качества жизни пожилых граждан возможно в условиях развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.
Указанные пути развития соответствуют глобальной стратегии мирового сообщества - обеспечить достойное существование пожилых людей путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.
Система социального обслуживания включает в себя как государственный, так и негосударственный сектор социального обслуживания. Государственный сектор аккумулирует государственные учреждения социального обслуживания, которые являются собственностью субъектов РФ, находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и финансируются за счет региональных бюджетов. Негосударственный сектор социального обслуживания включает в себя учреждения социального обслуживания иных форм собственности, а также частную деятельность лиц, в сфере социального обслуживания.
Сфера социального обслуживания требует инновационного развития и модернизации. Развитие экономики в условиях рынка значительно опережает социальные преобразования, что неизбежно приводит к проблемам социально-экономического характера, снижению уровня жизни значительной части населения. Развитие сферы социального обслуживания на современном этапе должно быть связано, во-первых, с необходимостью учета требований рынка, во-вторых, с ростом конкуренции в сфере социальных услуг между государственным и негосударственным секторами, в третьих, с необходимостью применения программно-целевых и проектных методов в организации социальной деятельности, в-четвертых, с развитием нормативно-правового обеспечения указанной сферы, и, в - пятых, с развитием и внедрением современных методов управления. Сложившаяся в обществе социальная ситуация требует целенаправленного поиска новых методов и подходов к формированию системы социального обслуживания, когда бы учреждения социального обслуживания, независимо от формы собственности, были ориентированы на ликвидацию возникающих социальных проблем. Развитие сектора социального обслуживания и социальных услуг должно заключаться не только и не столько в увеличении или уменьшении доли государственного участия в процессе удовлетворения социальных потребностей населения в указанных услугах, сколько в изменении модели государственного регулирования сектора социального обслуживания, внедрении новых форм и методов, в повышении взаимной ответственности государства и личности. Эффективное управление государственным сектором социального обслуживания позволит перейти на качественно новую ступень развития, обеспечит рациональное планирование региональных и федерального бюджетов, а также будет способствовать созданию целостной, комплексной системы учреждений социального обслуживания различных организационно-правовых форм собственности, которые, в конечном счете, совместно создадут эффективную систему оказания гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, а в особенности гражданам пожилого возраста, необходимых и качественных социальных услуг.
Наиважнейшим вопросом в процессе регулирования государственного сектора социального обслуживания является активное внедрение и использование на практике современных сервисных технологий государственного управления в данной сфере и развитие на этой основе конкурентоспособного рынка предоставляемых социальных услуг с одновременным повышением их доступности и качества. Решению данного вопроса способствуют такие факторы государственного регулирования, как национально-приоритетные проекты и федеральные целевые программы, направленные на совершенствование государственного сектора социальных услуг и его адаптацию к современным экономическим условиям.
Если говорить о негосударственном секторе системы социального обслуживания, то необходимо отметить, что развитие данного сектора является социальной проблемой, требующей срочного решения. Мнение о том, что негосударственные учреждения социального обслуживания могут оказывать социальные услуги только потребителям с высоким достатком и исключительно на платной основе является ошибочным. Такая постановка вопроса противоречит принципам и идеологии социального обслуживания населения, в соответствии с которыми для повышения качества и доступности социальных услуг и обеспечения государственных гарантий в данной области должны быть созданы равные условия доступности к бюджетным средствам для разных поставщиков социальных услуг через механизм государственного заказа на основе социального конкурса, что обеспечит качество, конкурентоспособность, доступность и право выбора социальных услуг.
Если провести анализ мировой практики социального обслуживания, то можно увидеть, что практически во всех странах Европы и в США негосударственный сектор социального обслуживания иногда преобладает над государственным и занимает большую часть с системе социального обслуживания населения. Основными видами негосударственных учреждений социального обслуживания являются учреждения, принадлежащие различным общественным некоммерческим организациям, частным предпринимателям, промышленным корпорациям. Функционирование учреждений осуществляется по единым национальным стандартами и нормативно-правовым документам, в рамках социальной политики страны. Координацию и контроль деятельности осуществляет уполномоченный орган государственной власти страны.
Для полного понимания сути системы негосударственного социального обслуживания следует рассмотреть некоторые наиболее распространенные модели, которые функционируют в США и ряде европейских стран.
Так, для системы социального обслуживания в США характерна партисипараторная модель управления, которая отличается низким уровнем участия государства в решении социальных проблем, относительно небольшими государственными расходами на социальное обслуживание, основная тяжесть которого ложится на негосударственные благотворительные организации, фонды частных компаний, профсоюзы и подобные им организации. Часть указанных организаций, такие как Армия Спасения и Международный Красный Крест, имеют международный статус. Часть организаций социального обслуживания ориентированы на защиту определенных категорий населения. Иные организации действуют по национальному или религиозному признаку, обеспечивая социальное обслуживание представителей определенных национальностей или конфессий, что характерно для страны, сформированной за счет иммиграции. Такие общественные организации, как Армия Спасения, имеют сложную многоуровневую структуру. Им подведомственны различные учреждения социальной защиты: приюты, дома престарелых, больницы, школы и т.д. Фактически, такие организации создают на национальном уровне свою параллельную систему социальной защиты, со своим собственным управлением и своей собственной социальной политикой. Таким образом, задача правительства в области управления социальной защитой в США лежит не только в управлении подведомственными ему учреждениями социальной защиты, но и в координации действий местных властей и общественных организаций, а также в учете их усилий в разработке национальной социальной политики.
В такой развитой европейской стране как Дания, уровень государственного социального обслуживания населения достаточно высок и государство играет ведущую роль в данной сфере. Социальный сектор осуществляет предоставление всевозможных услуг по уходу за престарелыми гражданами, инвалидами, проводит работу с определенными группами населения, людьми с умственными и физическими недостатками, социально неблагополучными гражданами, а также гражданами, страдающими психическими расстройствами. Социальным законодательством Дании предусмотрено предоставление социальных услуг, финансируемых за счет налогообложения центральным и местным правительствами. Решение вопросов социального обслуживания в Дании четко разграничены между уровнями власти: власти графств и власти на местах. Местные власти главным образом отвечают за предоставление социальных услуг в рамках существующего социального законодательства и за предоставление широкого спектра оплачиваемых социальных услуг. Сюда входят: уход и услуги для престарелых, дневные учреждения для детей, центры реабилитации. Власти графств отвечают за более специализированные услуги, находящиеся вне сферы деятельности местных властей: помощь инвалидам, людям с физическими и умственными недостатками и неблагополучным семьям с детьми. Сюда же входят интернаты для детей и подростков, центры реабилитации, учреждения для инвалидов, а также осуществление руководства и консультирования по этим вопросам. Однако в последнее время правительством Дании предпринят ряд шагов, направленных на модернизацию социального обслуживания, поскольку подход, опирающийся на решение проблем социального обслуживания только государством, исчерпал себя. Были приняты меры для поиска новых путей вовлечения ресурсов частного сектора в решение социальных проблем. Осуществляется активное привлечение добровольцев к социальной работе.
В Германии, так же как и в Дании, ведущую роль в социальной сфере играет государственная система социального обслуживания, однако для данной модели характерно развитие участия местного самоуправления и развитая система социального страхования от временной потери трудоспособности, инвалидности, безработицы и других видов социальных рисков. В системе страхования на принципах равноправного партнерства участвуют государство, работодатель и застрахованное лицо. Оплата пребывания в учреждениях социального обслуживания производится соответствующим фондом социального страхования, размер оплаты устанавливается индивидуально, в зависимости от состояния здоровья, программы реабилитации и иных факторов. Оплата услуг в детских учреждениях производится в том же порядке фондом социального страхования родителей.
Информация о работе Проблемы социального обслуживания пожилых людей