Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:48, дипломная работа
Целью данной работы является раскрытие сущности проблем развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России и определение путей ее развития.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть социальную политику государства по поддержке лиц пожилого возраста;
2. Определить социальные проблемы в обслуживании лиц пожилого возраста;
3. Дать характеристику учреждениям социальной защиты по обслуживанию пожилых людей;
4. Провести анализ эффективности социального обслуживания людей пожилого возраста и предложить меры по усовершенствованию социальной защиты пожилых людей.
Введение
Глава 1. Социальная политика государства по защите и поддержке пожилых людей
1.1. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в государственной социальной политике………………………………………….5
1.2. Объективные пути развития социальной защиты пожилых людей……..12
Глава 2. Организация социального обслуживания пожилых людей как одна из форм социальной защиты населения
2.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей.21
2.2. Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста……….26
2.3. Права граждан пожилого возраста в сфере социального обслуживания..32
Глава 3. Анализ правоприменительной практики в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста
Заключение
Список используемой литературы
- Правила предоставления
бюджетам субъектов Российской
Федерации субсидий для
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», принятый Постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. №327-ст и др.
Необходимо обратить внимание, что данные нормативные правовые акты приняты либо постановлениями Правительства РФ, либо письмами, постановлениями и указаниями Министерства труда и социального развития Российской Федерации, которое ранее сформировалось из двух ведомств (Министерства труда и Министерства социального развития).
Именно Министерство труда и социального развития Российской Федерации является тем федеральным органом исполнительной власти, который уполномочен регулировать вопросы социального обеспечения отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи.
Вопросы социального обеспечения и защиты пожилых граждан законодательно регулируются не только на уровне Российской Федерации, но и на уровне субъектов РФ. Получается так называемое двухуровневое правовое регулирование. Все те акты, которые приняты на уровне федерального центра, должны действовать на всей территории РФ, их реализация гарантируется федеральными органами государственной власти и федеральным бюджетом. Если в каком-либо субъекте РФ приняли свой законодательный акт или иной нормативно-правовой акт, то он может устанавливать только дополнительные виды социального обеспечения. Дополнительно регламентировать правоотношения, которые уже урегулированы федеральным законодательством, нельзя. Такой акт сразу будет признан незаконным, поскольку принят с нарушением компетенции органа государственной власти субъекта РФ.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста включает:
- социальное обслуживание
на дому (включая социально-
- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
- стационарное социальное
обслуживание в стационарных
учреждениях социального
- срочное социальное обслуживание;
- социально-консультативную помощь.
Гражданам пожилого возраста
может предоставляться жилое
помещение в домах жилищного
фонда социального
Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста может осуществляться на постоянной или временной основе.
Социальное обслуживание
на дому является одной из основных
форм социального обслуживания, направленной
на максимально возможное
К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
- организация питания, включая доставку продуктов на дом;
- помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
- содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
- поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
- содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
- содействие в организации ритуальных услуг;
- другие надомные социальные услуги.
При обслуживании граждан пожилого возраста, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.
Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях.
Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.
Граждане пожилого возраста, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Граждане пожилого возраста, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.
Администрация стационарного учреждения социального обслуживания обязана:
- соблюдать права человека и гражданина;
- обеспечивать
- информировать граждан пожилого возраста, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания, об их правах;
- исполнять возложенные
на нее функции опекунов и
попечителей в отношении
- осуществлять и развивать
просветительную деятельность, организовывать
отдых и культурное
- предоставлять гражданам
пожилого возраста, проживающим
в стационарном учреждении
- выделять супругам
из числа проживающих в
- обеспечивать возможность
беспрепятственного приема
- обеспечивать сохранность
личных вещей и ценностей
- исполнять иные функции,
установленные действующим
Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке. Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:
- разовое обеспечение
остро нуждающихся бесплатным
горячим питанием или
- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
- разовое оказание материальной помощи;
- содействие в получении временного жилого помещения;
- организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
- организацию экстренной
медико-психологической помощи
- иные срочные социальные услуги.
Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь ориентирована на психологическую поддержку граждан пожилого возраста, активизацию их усилий в решении собственных проблем и предусматривает:
- выявление лиц, нуждающихся
в социально-консультативной
- профилактику различного
рода социально-
- работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста, организацию их досуга;
- консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве;
- обеспечение координации
деятельности государственных
- правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
- иные меры по формированию
здоровых взаимоотношений и
2.3. Права граждан пожилого возраста в сфере социального обслуживания
Граждане пожилого возраста, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Иностранные граждане, лица
без гражданства, в том числе
беженцы, пользуются теми же правами
в сфере социального обслуживан
При получении социальных услуг граждане пожилого возраста имеют право на:
- уважительное и гуманное
отношение со стороны
- выбор учреждения
и формы социального
- информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
- согласие на социальное обслуживание;
- отказ от социального обслуживания;
- конфиденциальность
информации личного характера,
ставшей известной работнику
учреждения социального
- защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.
Граждане пожилого возраста имеют право получать информацию о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления. Информация о социальных услугах предоставляется социальными работниками непосредственно гражданам пожилого возраста, а в отношении лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям. Граждане пожилого возраста, направляемые в стационарные или полустационарные учреждения социального обслуживания, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами услуг, предоставляемых ими.
Информация о работе Проблемы социального обслуживания пожилых людей