Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 19:48, дипломная работа
Целью данной работы является раскрытие сущности проблем развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России и определение путей ее развития.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть социальную политику государства по поддержке лиц пожилого возраста;
2. Определить социальные проблемы в обслуживании лиц пожилого возраста;
3. Дать характеристику учреждениям социальной защиты по обслуживанию пожилых людей;
4. Провести анализ эффективности социального обслуживания людей пожилого возраста и предложить меры по усовершенствованию социальной защиты пожилых людей.
Введение
Глава 1. Социальная политика государства по защите и поддержке пожилых людей
1.1. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в государственной социальной политике………………………………………….5
1.2. Объективные пути развития социальной защиты пожилых людей……..12
Глава 2. Организация социального обслуживания пожилых людей как одна из форм социальной защиты населения
2.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей.21
2.2. Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста……….26
2.3. Права граждан пожилого возраста в сфере социального обслуживания..32
Глава 3. Анализ правоприменительной практики в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста
Заключение
Список используемой литературы
Жилые помещения в специальном жилом доме предоставляются гражданам в соответствии с очередностью исходя из даты подачи ими соответствующего заявления. Вне очереди рассматриваются заявления граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих в соответствии с действующим законодательством право на предоставление жилых помещений.
Жилые помещения в специальном жилом доме предоставляются гражданам в виде квартиры или комнаты с учетом их желания и заключения психолога о возможности совместного проживания исходя из расчета не менее 18 квадратных метров общей площади на одного человека.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.09.2007 г. №1163 «О жилых помещениях в домах системы социального обслуживания населения» жилые помещения в специальных жилых домах предоставляются гражданам на основании распоряжений администраций районов Санкт-Петербурга.
Для предоставления жилых помещений в специальном жилом доме граждане, имеющие в соответствии с действующим законодательством право на предоставление жилых помещений, предоставляют в администрацию района Санкт-Петербурга следующие документы: заявление о предоставлении жилого помещения; копию документа, удостоверяющего личность граждан; документы, содержащие сведения о составе семьи; документы, содержащие сведения об обеспеченности граждан иными жилыми помещениями, в том числе: справку о регистрации (форма № 9); характеристику занимаемого помещения (форма № 7); документы, подтверждающие основания владения и пользования гражданами членами их семей занимаемым жилым помещением; документ, подтверждающий согласие гражданина пожилого возраста или одинокой супружеской пары на освобождение занимаемого жилого помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга или на безвозмездную передачу в собственность Санкт-Петербурга находящегося в собственности одинокого гражданина пожилого возраста или одинокой супружеской пары жилого помещения; медицинское заключение, подтверждающее отсутствие у граждан, претендующих на вселение заболеваний, при которых совместно с ними проживание невозможно, а также их дееспособность; справку об инвалидности (при наличии таковой); индивидуальную программу реабилитации инвалида, включающую соответствующие рекомендации по реабилитации инвалида.
Однако, на практике, в ряде случаев, имеют место прецеденты в части незаконного лишения граждан пожилого возраста права по получение специализированного жилого помещения, предусмотренного нормами Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
В производствах судов общей юрисдикции находятся иски прокуроров в защиту прав граждан пожилого возраста об устранении нарушений требования закона в части предоставления им специализированных жилых помещений.
Например, Минусинский межрайонный прокурор обратился в защиту интересов Г. в суд с иском к администрации города Минусинска о признании действий по снятию Г. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконными и понуждении восстановить на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Требования мотивированы тем, что постановлением администрации города Минусинска от 14 января 2000 г. №13-П Г. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, 15 марта 2006 г. администрацией г. Минусинска истице предоставлена однокомнатная благоустроенная квартира в специализированном доме для одиноких престарелых граждан. Постановлением главы г. Минусинска от 24 марта 2006 г. №407-п Г. была снята с учета граждан, состоящих в списках очередности на улучшение жилищных условий в связи улучшением жилищных условий. Поскольку с Г. договор социального найма жилого помещения не заключался, жилищные условия не улучшались, заявление о снятии с учета последней было написано под давлением, снятие с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий явилось незаконным.
Пунктом 2 ст. 16 Федерального закона от 02.08.1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» предусмотрено, что гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 92 ЖК РФ предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решением Минусинского городского суда Красноярского края действия администрации г. Минусинска по снятию Г. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении признаны незаконными, на администрацию города Минусинска возложена обязанность восстановить Г. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заключение
В настоящее время социальное обслуживание граждан пожилого возраста стало важной и неотъемлемой частью системы социальной защиты населения, одним из ведущих и динамично развивающихся компонентов социальной сферы. При этом социальное обслуживание уже нельзя рассматривать только как компенсационную форму социальной защиты в виде различного рода социальных услуг или организационную форму социальной работы. Значение социального обслуживания значительно шире и представляет собой разновидность специфической социальной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения, в том числе граждан пожилого возраста.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Федеральный закон от 02 августа 1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» внесли новое представление о сущности социального обслуживания населения как направления социальной защиты пожилых людей, которые дополняют и конкретизируют представления о социальном обслуживании отдельных социальных групп общества, регулируют отношения в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста.
Сущность социального обслуживания раскрывается посредством анализа функций учреждений социального обслуживания населения различных субъектов социальной работы и сущности функционирования социальных служб в целом.
Одним из важнейших условий эффективной организации и функционирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста, является ее правовое обеспечение и правовое регулирование.
В данной работе излагается
общий взгляд на проблемы развития
социального обеспечения пожилы
Рассматриваемые в дипломной работе проблемы лиц пожилого возраста требуют незамедлительного решения. В рамках дипломной работы сложно осветить все проблемы и тенденции в развитии системы социального обслуживания слабо защищенных слоев общества. Проведенное исследование позволяет обобщить поднятые вопросы следующим образом: социальная защита населения должна быть одним из главных направлений государственной политики, путем продолжения работы по совершенствованию законодательно-нормативной базы, введения стандартов по организации социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал страны и зарубежный опыт, с осознанием того, что эффективную систему социального обслуживания нельзя создать без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных по группам населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.
Финансирование центров социального обслуживания, как государственных учреждений, нацеленных на защиту населения, должно быть гарантированным и производиться за счет бюджета.
Внедрение новых эффективных методов социальной работы с пожилыми позволит сделать социальное обслуживание более доступным для каждого нуждающегося гражданина. Для развития сети учреждений и оказания более эффективной помощи населению, необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими структурами и благотворительными фондами, путем тесного сотрудничества со средствами массовой информации и коммуникации.
Важность проведенных исследований подтверждает рост числа людей пожилого возраста, нуждающихся в социальной поддержке, а существующая система не способна в полной мере защитить их и требует дальнейшего совершенствования.
Список используемой литературы и нормативно-правовых актов
Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948.
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ
Федеральный закон от 02 августа 1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Федеральный закон от 05.04.2003 г. №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого расхода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03 июля 1996 г. №1063-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 14.07.2001 г. N 942-р)
Закон Санкт-Петербурга от 05.05.2006 г. №212-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга»
Закон Санкт-Петербурга от 04.04.2006 г. №100-15 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга»
Закон Санкт-Петербурга от 18.09.2007 г. №1163 «О жилых помещениях в домах системы социального обслуживания населения»
Закон Санкт-Петербурга от 24.07.2000 г. № 357-37 «О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге»
Батяев А.А. Комментарии к Федеральному закону от 02 августа 1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // 2006 г.
Долженкова Г.Д. Право социального обслуживания // Юрайт-Издат, 2007 г.
Синявская О. Как повышать пенсионный возраст в России // Отечественные записки. 2005. №3. С. 80.
Правовая система «Гарант»
Правовая система «Консультант плюс»
1 Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4920.
2 Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.
3 ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 24 ноября 2003 г. N 327-ст. ИПК Издательство стандартов, 2004
Информация о работе Проблемы социального обслуживания пожилых людей