Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 10:28, дипломная работа
Цель исследования - разработка программы по совершенствованию уровня реализации социальной политики в отношении малоимущих граждан в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) Исследовать теоретические и правовые аспекты социальной защиты малоимущих граждан в Российской Федерации;
2) Дать оценку уровню реализации социальной политики в отношении малоимущих граждан в субъектах федерации на примере Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального обслуживания населения «Доброта»;
3) Разработать программу мероприятий по повышению уровня эффективности социальной защиты малоимущих граждан в Амурской области.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты социальной защиты малоимущих граждан в Российской Федерации………………................7
1.1. Малоимущие граждане как объект социальной защиты……..….7
1.2. Основные направления социальной политики Российской Федерации в отношении малоимущих граждан…………………………...18
1.3. Органы социальной защиты малоимущих граждан в субъектах Российской Федерации……………………………………………………….27
Глава 2. Организация социальной защиты малоимущих граждан на примере Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального Обслуживания населения «Доброта»…..……………….37
2.1. Технологии социальной защиты малоимущих граждан, применяемые организациями социального обслуживания……………….37
2.2. Оценка уровня эффективности организации социальной защиты малоимущих граждан………………………………………………………...44
2.3. Мероприятия по повышению уровня эффективности социальной защиты малоимущих граждан в Амурской области……………………….52
Заключение…………………………………………………………………...63
Библиографический список………………………………………………..
Важнейшим условием создания эффективной системы социальной защиты является деятельность органов социальной защиты на уровне Федерации, региона, трудового коллектива и негосударственных общественных организаций.
Говоря о системе социальной защиты, необходимо выделить объекты и субъекты системы, чтобы лучше представить логику их развития, потенциальные механизмы воздействия на процессы социальной практики.
Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы, различные социальные группы, а также система взаимоотношений, которая складывается между людьми, нуждающимися в помощи.
Субъектами управления в системе социальной защиты населения являются организации, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению: министерства, главки, комитеты, производственные коллективы. Человек, являясь объектом воздействия со стороны органов социальной работы, сам является субъектом социального управления, так как генерирует и формирует через свои интересы и потребности структурно-функциональные задачи системы социальной защиты.
Функции органов социальной работы — это объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности, характеризующаяся специфическим содержанием, универсальностью осуществления, особой пространственно-временной формой выражения. Для органов социальной работы характерными функциями являются, осуществление защищенности, страховки и гарантии социальной обеспеченности, покровительства, реализация государственной политики по созданию необходимых предпосылок для улучшения материального положения и условий жизни различных слоев и групп населения, нуждающихся в помощи.
Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. [1]
Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.
Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации — прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав:
- Федеральныйзаконот 02.08.95 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
- Федеральный закон от 10.12.95 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008)"Обосновах социального обслуживания населения в российской федерации";
- Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ (ред. от 30.11.2011)"О социальной защите инвалидов в российской федерации".
В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются: граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие (в том числе и одинокие супружеские пары); инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;инвалиды, в том числе с детства, и дети-инвалиды; инвалиды из числа воинов-интернационалистов; безработные; вынужденные беженцы и переселенцы; дети круглые сироты; дети с девиантным поведением; семьи, в которых проживают дети-инвалиды, малообеспеченные семьи; многодетные семьи; одинокие матери; молодые, студенческие, семьи; лица с ограниченными возможностями; бомжи.
Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.97 г. № 480 с изменениями и дополнениями.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; международное партнерство.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.
В различных регионах, субъектах Российской Федерации органы социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Комитеты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.
Органы социальной защиты населения области, края находятся в двойном подчинении — подчиняются администрации области, края, а также Министерству труда и социального развития Российской Федерации.
Департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также территориальные органы социальной защиты населения образуют единую краевую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.
Основные задачи Департамента:
1) Организация совместно с территориальными органами исполнительной власти государственного пенсионного обеспечения.
2) Создание государственной системы социального обслуживания населения, содействие ее развитию.
3) Организация медикосоциальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению.
4) Организация социальной поддержки семьи, пожилых граждан и ветеранов.
5) Участие в обеспечении функционирования и совершенствования системы социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
6) Участие в формировании и проведение финансово-экономической и инвестиционной политики, направленной на реализацию программ и мероприятий по социальной защите населения.
7) Осуществление контроля за профессиональной подготовкой кадров для работы в сфере социального обслуживания населения.
8) Защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам охраны условий труда.
9) Осуществление контроля за правильным применением действующего законодательства в подведомственных учреждениях, организациях и в органах системы социальной защиты населения.
10) Привлечение на договорной основе юридических и физических лиц, высококвалифицированных специалистов к разработке программ, проектов законодательных и нормативных актов по вопросам социальной защиты.
11) Информирование населения по вопросам социальной защиты и трудовых отношений.
Районные (городские) органы социальной защиты населения — это муниципальные органы управления в структуре администрации района, города. Они подчиняются как администрации района, города, так и органам социальной защиты населения области, края.
Управление социальной защиты населения района или города и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения; труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.
Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органов местного самоуправления. Управление в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и края, области, главы администрации края и города или района, приказами и указаниями, постановлениями вышестоящего органа социальной защиты населения края, области и другими нормативными актами.
В своей структуре Управление социальной защиты населения имеет подразделения:
—пенсионный отдел;
—отдел по труду и социальным вопросам подведомственные учреждения:
—Центр социальной помощи семье и детям;
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей;
—службы социального обслуживания;
—социальную гостиницу и др.
Основные задачи и функции Управление социальной защиты населения города или района осуществляет в соответствии с «Положением об управлении социальной защиты населения», которое утверждает глава администрации города или района.
Управление социальной защиты населения Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального Обслуживания населения «Доброта» (далее по тексту Управление) является муниципальным органом управления в структуре администрации города Благовещенска и подчиняется в своей деятельности как администрации города, так и Департаменту по социальной защите населения администрации области.
Управление и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения, труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.
Свою деятельность Управление осуществляет во взаимодействии с органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, сбербанками, узлами связи, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами. На практике управление социальной защиты руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Амурской области, главы администрации области и города, актами Законодательного собрания, приказами, указаниями, Постановлениями вышестоящего органа социальной защиты населения области и другими нормативными актами.
Управление социальной защиты населения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органов местного самоуправления, и состоит на бюджете города.
Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, свой расчетный счет, гербовую печать, штампы, бланки, обладает правом оперативного управления обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Основная деятельность Управления заключается в разработке прогнозов социально-экономического развития города; разработке на основе прогнозирования социальных процессов и реализации городских программ по социальной поддержке инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми и малообеспеченных групп населения; в подготовке мер, направленных на реализацию законодательства Российской Федерации в области социальной защиты населения; в организации социальной поддержки семьи, материнства и детства, пожилых граждан, ветеранов, людей, оказавшихся в экстремальных ситуациях; в обеспечении реализации государственной политики в области пенсионного обеспечения, проведения пенсионной реформы; в защите прав граждан и их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством; в осуществлении мер по практической реализации государственной политики в социально-трудовой сфере; в развитие системы социального партнерства и договорного регулирования трудовых отношений.
Таким образом, деятельность управления социальной защиты населения на различных уровнях состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся.
Информация о работе Проблемы социальной защиты малоимущих граждан