Проблемы социальной защиты малоимущих граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 10:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - разработка программы по совершенствованию уровня реализации социальной политики в отношении малоимущих граждан в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) Исследовать теоретические и правовые аспекты социальной защиты малоимущих граждан в Российской Федерации;
2) Дать оценку уровню реализации социальной политики в отношении малоимущих граждан в субъектах федерации на примере Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального обслуживания населения «Доброта»;
3) Разработать программу мероприятий по повышению уровня эффективности социальной защиты малоимущих граждан в Амурской области.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты социальной защиты малоимущих граждан в Российской Федерации………………................7
1.1. Малоимущие граждане как объект социальной защиты……..….7
1.2. Основные направления социальной политики Российской Федерации в отношении малоимущих граждан…………………………...18
1.3. Органы социальной защиты малоимущих граждан в субъектах Российской Федерации……………………………………………………….27
Глава 2. Организация социальной защиты малоимущих граждан на примере Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального Обслуживания населения «Доброта»…..……………….37
2.1. Технологии социальной защиты малоимущих граждан, применяемые организациями социального обслуживания……………….37
2.2. Оценка уровня эффективности организации социальной защиты малоимущих граждан………………………………………………………...44
2.3. Мероприятия по повышению уровня эффективности социальной защиты малоимущих граждан в Амурской области……………………….52
Заключение…………………………………………………………………...63
Библиографический список………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы социальной защиты малоимущих граждан.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Преобразования в политической, экономической и социальной областях, осуществляемые в государстве, предусматривают проведение активной социальной политики, которая должна основываться на правильно выстроенной системе приоритетов, поэтапном решении круга социальных проблем, выработке механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласования обязательств государства и реальных возможностей для их финансирования. Важнейшим аспектом государственной социальной политики является социальная защита населения. В современных условиях принят ряд законов, декларирующих предоставление нуждающимся категориям населения равных с другими гражданами прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Однако из-за тяжелого финансового положения на федеральном и региональном уровнях их реализация часто ограничена.

В сложившихся экономических условиях предпринимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Создаются механизмы социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу и других категорий населения. Однако, многие льготы, компенсации, социальные выплаты и пособия вводятся нередко без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. В результате ограничивается возможность для оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждается.

Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения и т. д. Что касается субъектов РФ, то они должны обеспечивать и решать производственно-экономические задачи, развивать плановую и финансово-экономическую деятельность, создавать различные фонды социальной помощи, решать экономические проблемы и т. д. Велика в субъектах РФ роль органов социальной защиты, так как именно они призваны проводить политику государства, направленную на формирование устойчивых связей между различными уровнями организационной системы, которая устанавливает социальные отношения в обществе, обеспечивает людей потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивает экономическую самостоятельность в управлении.

На современном этапе в социальной защите населения Российской Федерации выделяется четыре приоритетных направления, которые базируются на соответствующих нормативно-правовых актах. Во-первых, это социальная защита детей, детства и отрочества, во-вторых, это социальная защита трудоспособного населения, в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан, в-четвертых, это социальная защита семьи. Однако каждый субъект Российской Федерации, основываясь не только на социально-экономической обстановке в стране, но и на собственных социально-экономических проблемах, строит свою систему социальной защиты населения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или иной категории граждан, нуждающихся в помощи. Своеобразными являются и нормативно-правовые и финансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленные спецификой того или иного региона или муниципального образования.

Управление процессами социальной защиты населения на территории Амурской области г. Благовещенска осуществляет Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального Обслуживания населения «Доброта»».

В исследовании социального обеспечения и технологий социального обеспечения можно выделить следующие признаки и функции на современном этапе.

Признаки имеют государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения; законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления различных видов социального обеспечения; закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению; нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

Функции: экономическая;  производственная функция;  социальная (социально-реабилитационная) функция;  политическая функция; защитная функция.

Приоритетный характер социального обеспечения в технологии социальной работы определяется и тем, что она является важнейшим условием реализации общегражданских прав. Сформированная технология социального обеспечения имеет недостатки, решение которых необходимо, поскольку социальное обеспечение выполняет множество функций. Социальные выплаты, предоставляемые по системе социального обеспечения, предоставляются в низких размерах, что не позволяет решить ни одних социальных задач.

Предоставление социального обеспечения является механизмом, направленным на поддержание достойного уровня жизни граждан России, именно это заложено в Конституции РФ. Необходимо совершенствовать технологию социального обеспечения и адаптировать зарубежный опыт к российской действительности, прежде всего для того, чтобы повысить уровень обеспеченности граждан, а как следствие этого - возрастет стабильность в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографическийсписок

I.                    Нормативно – правовые акты

1.      Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Виктория Плюс, 2006. – 48 с

2.      Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 1 (часть 1). - ст. 14.

3.      О государственной социальной помощи : Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2009) // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 29. - ст. 3699.

4.      Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ // Российская газета. - 1995. – № 243.

5.      О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи. Федеральный закон от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 14. - ст. 1257.

6.      Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям». Постановление Министерства труда РФ от 19 июля 2000 г. № 52 // Бюллетень Минтруда РФ. – 1999. - № 11.

7.      Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «комплексный центр социального обслуживания населения». Постановление Министерства труда и социального развития № 32 от 27 июля 1999 г. // Бюллетень Минтруда РФ". – 1999. - № 11.

8.      Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению»: Постановление Минтруда РФ от 19.07.2000 г. № 53 // Бюллетень Минтруда РФ. 2000. - № 8.

9.      О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг: постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 г. № 541 // Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 36. - ст. 3706.

10. О социальном обслуживании населения в Амурской области: Закон Амурской области от 05.02.2009 г. № 170-ОЗ // Амурская правда. – 2009. - № 25-26.

11. О социальной поддержке граждан отдельных категорий. Закон Амурской области от 05.12.2005 г. № 99-ОЗ (ред. от 12.10.2007) // Амурская правда. – 2005. - № 17-18.

12. Об адресной социальной помощи. Закон Амурской области от 19.01.2005 г. № 411-ОЗ (ред. от 28.12.2006 г.) // Амурская правда. – 2005. - № 13-14.

13. О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. Закон Амурской области от 31.01.2005 г. № 427-ОЗ (ред. от 24.06.2005) // Амурская правда. – 2005. - № 26.

14. О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг и дополнительной поддержке отдельных категорий граждан при предоставлении субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в Амурской области: Закон Амурской области от 02.02.2006 г. № 171-ОЗ // Амурская правда – 2006. - № 81.

15. Об утверждении порядка формирования и ведения областного регистра граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки: постановление  Правительства Амурской области от 06.04.2009 г. № 130 // Амурская правда. – 2009. - № 60.

16. Об утверждении порядков предоставления гражданам отдельных категория мер социальной поддержки: постановление Правительства Амурской области от 21.03.2008 г. № 66 // Амурская правда. – 2008. - № 62.

17. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Амурской области за I квартал 2009 года? Постановление Губернатора Амурской области от 23.04.2009 № 206 // Справочная правовая система Консультант Плюс.

18. О дополнительных мерах социальной поддержки при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: Распоряжение Губернатора Амурской области от 22.01.2009 г. № 11-р // Справочная правовая система Консультант Плюс.

19. Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2008-2010 годы: постановление Губернатора Амурской области от 01.08.2008 г. № 328 // Амурская правда. – 2008. - № 180.

20. О внедрении в 2008 году технологии «Самообеспечение» по оказанию адресной социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми: постановление Губернатора Амурской области от 03.04.2008 г. № 147 // Справочная правовая система Консультант Плюс.

 

II.                 Монографии, статьи, учебная литература

21. Аверин А.Т. Государственная система социальной защиты населения : Учебное пособие. – М.: РАГС, 2007 г. – 340 с.

22. Аккерман, Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей: Учебник  / Н. Аккерман. - СПб.: Питер, 2006 г.- 512с.

23. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. – 2007 г. - № 5.- 34 с.

24. Башкатов, И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодёжи: Учебник / И.П. Башкатов. – М.: МПСИ, 2007. – 197 с.

25. Галаганов, В.П. Организация работы органов социального обеспечения: Учебное пособие / В.П. Галаганов. – М.: Академия, 2007. – 176  с.

26. Горелов, А.А. Социология: Учебник / А.А. Горелов. – М.: Эксмо, 2006. – 496 с. 

27. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. – М.: Речь, 2008. – 94с.

28. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. Том 2. – М.:, Астрель, 2008 г. – 248 с.

29. Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2007 г. – 352 с.

30. Крысько, В.Г. Социальная психология: Учебник / В.Г. Крысько. - М., 2006 г. – 117 с.

31. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии: Учебное пособие / Б. Крэйхи. – СПб.: Питер, 2006 г. – 219 с.

32. Курбатов, В.И. Социальная работа: Учебник / В.И. Курбатов. – М.: Феникс, 2006 г. – 480 с.

33. Медведева, Г.П. Этика социальной работы: Учебное пособие / Г.П. Медведева. – М.: Гуманит, Владос, 2007 г. – 208 с.

34. Мельников, В.П. История социальной работы в России / В.П. Мельников. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2007 г. – 142 с.

35. Методы практической социальной психологии: Диагностика, консультирование, тренинг / ред. Жукова Ю.М. – М.: Аспект-Пресс, 2008 г. – 73с.

36. Основы социальной работы / под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Академия, 2008. – 288 с.

37. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: Учебное пособие / П.Д. Павленок. – М.: Инфра-М, 2007 г. – 559 с.

38. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие / П.Д. Павленок. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2007 г. – 273 с.

39. Пилипенко В.Ф. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. – М.: ПЕР СЭ, 2005 г. – 127 с.

40. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Современный экономический словарь. – М.: Инфра-М, 2006 г. – 247 с.

41. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека: Учебник / С.И. Розум. – М.: Речь, 2006 г. – 153 с.

42. Сафронова, В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие / В.М. Сафронова. – М.: Академия, 2006 г. – 240 с.

43. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов вузов / В.А. Сластенин, В.П. Каширин – М.: Академия, 2007 г. – 84 с.

44. Собчик, Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений: Учебное пособие / Л.Н. Собчик. – М.: Речь, 2008 г. – 151 с.

45. Социальная защита населения. Опыт организационно-административной работы. – М.: ИКЦ МарТ, 2006 г. – 310 с.

46. Социальная работа: Теория и организация: Учебное пособие / ред. П.П. Украинец. – М.: ТетраСистемс, 2007 г. – 288 с.

Информация о работе Проблемы социальной защиты малоимущих граждан