Прогнозирование уровня и качества жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение прогнозирования уровня и качества жизни населения.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения;
2. Провести анализ современного состояния уровня и качества жизни населения Липецкой области;
3. Выявить основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития Липецкой области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Прогнозирование уровня и качества жизни населении……………………4

1.1. Понятие “уровня” и “качества” жизни. Необходимость прогнозирования и основные показатели уровня жизни населения………....4

1.2. Методы прогнозирования основных показателей уровня и качества жизни населения…………………………………………………………………..8

2. Анализ основных показателей, характеризующий уровень и качество жизни населения Липецкой области……………………………………………11

2.1. Анализ динамики показателей уровня и качества жизни населения Липецкой области………………………………………………………………11

2.2. Особенности прогнозирования в Липецкой области………………..19

2.3. Общие проблемы социальной сферы Липецкой области……………29

3. Прогноз основных показателей уровня и качества жизни населения Липецкой области………………………………………………………………33

Заключение………………………………………………………………………38

Список использованной литературы…………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

прогн-е уровня жизни и качества жизни населения (аня).doc

— 601.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшим обобщающим показателем уровня жизни являются доходы населения. Их величина определяется размерами национального дохода и пропорцией его деления на необходимый и прибавочный продукт. Главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности (прибыль, дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и т.п.).

Важнейшим показателем уровня жизни является покупательная способность населения. Она показывает, сколько условных наборов прожиточного минимума может приобрести население на свой средний денежный доход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Анализ основных показателей, характеризующий уровень и качество жизни населения Липецкой области.

 

    2.1. Анализ  динамики показателей  уровня  и качества жизни населения  Липецкой области.  

 

Индикатором успешного развития экономики является повышение уровня жизни населения.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития области доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2020 году должна снизиться до 9%. Эта задача будет достигнута со значительным опережением – с 2000 года доля бедного населения уменьшилась в 3 раза и составляет 10%.

 

Уровень жизни населения Липецкой области

Таблица 1

                

 

Основная часть денежных средств, как и в  2009 году, расходуется населением на поддержание текущего уровня потребления: на покупку товаров и оплату услуг - 67,6%, оплату обязательных платежей и взносов  - 7,6%. 

Среднемесячная заработная плата за 2010 год увеличилась на 11,8% и составила 15496 руб.

Несмотря на снижение темпов роста заработной платы в кризисный период в обрабатывающих производствах и строительстве, в текущем году достигнут ее заметный рост в этих отраслях – 119,4% и 115,5%, соответственно. Высокий уровень заработной платы сохраняется в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 18329 руб. (111%),  транспорте и связи – 16174 руб. (111,4%).

На протяжении 2010 года вопрос ликвидации долгов по заработной плате находился на постоянном контроле.

В целях соблюдения права работников на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, сокращения ее невыплат, регулярно проводились заседания областной и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Усилена координация и взаимодействие с Прокуратурой и Государственной инспекцией труда, разработан план дополнительных мероприятий по сокращению задолженности. В рамках реализации этого плана осуществлялся контроль графиков погашения задолженности по предприятиям. Факты несвоевременной выплаты заработной платы и принимаемые меры к нарушителям трудового законодательства освещались в средствах массовой информации.

За прошедший год проведено 540 проверок по вопросам соблюдения законодательства об оплате труда, в ходе которых выявлено более 1 тысячи  нарушений в 367 хозяйствующих субъектах. К административной ответственности привлечен 241 руководитель и 55 юридических лиц. Сумма штрафов составила около 2 млн. руб.

Благодаря проводимой работе задолженность по заработной плате уменьшилась по сравнению с началом года в 2 раза и на 1 января 2011 года составила 9,3 млн. руб.

Количество предприятий, имеющих просроченную задолженность, сократилось с 8 до 3. Численность работников, не получающих своевременно заработную плату, уменьшилась на 1 тыс. чел. и составила 233 человека.

Своевременно и в полном объеме обеспечивается выплата заработной платы работникам учреждений, финансируемых из бюджетов всех уровней.

 

                                             

Рис.1. Показатели уровня жизни населения области за январь-сентябрь 2011г.                                                                    

    

Сформировавшийся в предыдущие 2 года отложенный спрос обусловил высокую потребительскую активность населения. В 1,6 раза увеличились расходы на покупку недвижимости, на 20% - на покупку товаров.[8]

Заработная плата выросла почти на 10% (16403 руб. за январь-август) (по России – 111,8%).

Значительный рост заработной платы  отмечается практически во всех основных сферах экономики: строительстве – 117% (15582 руб.), добыче полезных ископаемых – 116% (17575 руб.), транспорте и связи – 114% (18298 руб.), сельском хозяйстве – 112% (13006 руб.). Заработная плата учителей с начала года повысилась на 30% (и составила 15921 руб.).

Ситуация на рынке труда - стабильная. Уровень безработицы составил 0,8% против 0,9% в I полугодии прошлого года, напряженность на рынке труда 0,5 против 0,7 в I полугодии прошлого года. По этим показателям мы занимаем 2-е место в ЦФО и 3-е в РФ. До конца года прогнозируется сохранение достигнутых позиций.

Стабильный рост экономики позволяет сохранить по итогам года набранные темпы в показателях качества жизни населения. По итогам 2011 года средняя заработная плата по области превысила 17 тысяч рублей с приростом на 11%,  среднедушевые денежные доходы населения выросли на 10%. Преодолена тенденция снижения реальных денежных доходов.

 

Показатели уровня жизни населения Липецкой области 2009-2011гг.

Таблица 2

Наименование показателей

2009

2010

2011

Среднедушевые денежные доходы населения, в руб.

14686

15957

16044

Среднемесячная заработная плата, в руб.

13871

15496

16403

Величина прожиточного минимума, в руб.

4563

4817

5148

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (от общей численности населения региона), тыс.чел.

210

172

140

Средний размер пенсии, в руб.

5776

7109

7763


 

Таким образом, рост среднедушевых денежных доходов населения опережает среднероссийский уровень. В абсолютном выражении этот показатель почти в 3 раза превышает величину прожиточного минимума и составляет 16044 тыс. руб. (109,4%).

Среднемесячная заработная плата в период с 2009 по 2011 гг. увеличилась и составляет 16403 руб.(109,8%) .

Высокий уровень заработной платы сохраняется в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 18329 руб. (111%),  транспорте и связи – 16174 руб. (111,4%).

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума постоянно снижается. Численность бедного населения в период с 2009 по 2011 уменьшилась и составляет 140 тыс.человек.

Величина прожиточного минимума определяется в соответствии с действующим федеральным законодательством и законами Липецкой области. Величина прожиточного минимума в Липецкой области за третий квартал 2011 года в расчете на душу населения составила 5148 рублей. Это на 5,5% ниже, чем за второй квартал этого же года.

Для трудоспособного населения прожиточный минимум снизился на 319 рублей и составил 5552 рубля.  Для мужчин он снизился на 348 рублей и составил 5711 рублей, для женщин снизился на 296 рублей, составив 5387 рублей. Для пенсионеров в третьем квартале этот показатель определен в 4189 рублей, для детей – в 5074 рубля. В третьем квартале  всегда наблюдается небольшое снижение величины прожиточного минимума. Происходит это из-за сезонного падения цен на овощи.  Зато в четвертом квартале цены вырастут, а вместе с ними и прожиточный минимум.

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения к 2014 году вырастет на 50,8% по сравнению с 2010 годом и составит 8 579 рублей, следует из прогноза социально-экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, подготовленного Минэкономразвития РФ и одобренного в среду на заседании правительства.

Ежегодно увеличивается и размер пенсии. На 1 января 2011 года её размер составил 7763руб. Свыше 9,6 тыс. неработающих пенсионеров, у которых совокупный доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе, получают федеральную социальную доплату к пенсии.

По данным Института региональной информации в рейтинге по качеству жизни Липецкая область заняла 10 место среди субъектов Российской Федерации.

Руководство области не останавливается на достигнутом и, разрабатывая социально-экономическую стратегию области, ставит перед ней крупные задачи.[9]

 

Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года.

          Повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение доступным и комфортным жильем.

          Социальная политика в сфере повышения общего уровня благосостояния населения будет направлена на решение следующих задач:

- Улучшение положения  наименее обеспеченных слоев  населения на основе дифференцированной  социальной поддержки.

В области более 565 тыс. человек получают различного рода льготы, социальные выплаты и компенсации. При этом сохраняется социально неоправданная система льгот и компенсаций обеспеченным слоям населения в ущерб адресной поддержке малообеспеченным группам, людям с ограниченными физическими и социальными возможностями. Необходимо повысить эффективность существующей системы социальной помощи путем адресной социальной поддержки наименее обеспеченных групп населения, не обладающих возможностями самостоятельного решения социальных проблем и объективно нуждающихся в государственной поддержке.

- Создание условий положительной  социально-экономической мобильности  населения, возможностей перехода  все большей части населения  из менее обеспеченных групп в более благополучные. Данная задача сводится к созданию экономических условий, позволяющих трудоспособному населению за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая приобретение и содержание комфортного жилья, пользование улучшенными услугами в сфере образования и здравоохранения, а также достойный уровень жизни в пожилом возрасте. В средствах массовой информации необходимо постоянно поднимать престиж труда как основы жизненного успеха.

- Повышение стимулирующей роли заработной платы. По многим категориям работающих официальная заработная плата пока не выполняет функции основного регулятора рынка труда, ее низкий уровень не соответствует реальной стоимости рабочей силы. С введением Трудового кодекса Российской Федерации минимальная заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Это является безусловным, но недостаточным элементом реформы оплаты труда. Основной ключ ко всей социальной реформе - изменение принципов оплаты труда, обеспечивающее стимулирующую роль заработной платы и повышение ее доли в структуре затрат на производство товаров и услуг. Стратегия предусматривает рост удельного веса заработной платы в валовом региональном продукте.

- Легализация доходов  населения. Наряду с правительственными мерами необходима разработка региональных механизмов повышения заинтересованности граждан в легализации доходов (ипотека, потребительский кредит, пропаганда значимости экономического успеха и т.п.). На уровне региона необходимо постоянное разъяснение рациональности введения индивидуальных накопительных пенсионных схем. Это будет вынуждать работников беспокоиться о том, чтобы зарплата получалась не в конверте, а проходила легально, поскольку от этого зависят их отчисления на собственный будущий пенсионный счет. Общее направление действий: создание благоприятного налогового климата и внедрение таких механизмов, которые побуждают работника договариваться с работодателем о легальных конструкциях выплаты доходов. Значительную роль в формировании таких механизмов могут сыграть территориальные органы профсоюзов, поддержка органами власти усилий их первичных организаций в различных секторах хозяйственного комплекса региона.

Общий рост доходов населения и их легализация увеличит финансовые поступления в бюджет области. По мере роста доходов областного бюджета будут реализованы следующие меры:

- совершенствование механизма  установления региональных надбавок  к заработной плате работникам  бюджетной сферы;

- индексация тарифов и  ставок единой тарифной сетки работников бюджетной сферы в рамках региональной компетенции;

- ежемесячные денежные  выплаты неработающим пенсионерам, размер пенсии которых ниже  прожиточного минимума;

- установление регионального  минимума оплаты труда.

К 2020 году индекс качества жизни населения возрастет до 1,065 (в 2005 году - 0,962), среднемесячная заработная плата увеличится до 44,8 тыс. руб. (в 2005 году - 6,9 тыс. руб.), уровень регистрируемой безработицы сократится до 0,6% (в 2005 году - 0,9%). [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Особенности прогнозирования в Липецкой области.

 

Основная задача прогнозирования – развитие методологии прогнозирования с целью повышения эффективности методов и техники разработки прогнозов. В проблематику прогнозирования входит изучение особенностей прогнозирования как формы конкретизации научного предвидения и как специфической разновидности научного исследования, принципов оптимального подбора и сочетания методов прогнозирования, способов проверки и оценки достоверности прогнозов, принципов использования для разработки прогнозов выводов кибернетики, теории вероятностей, теории игр, исследования операций, теории принятия решений и др.

Для того, чтобы прогнозирование было наиболее эффективным, цели должны быть конкретными и измеримыми. То есть для каждой цели должны существовать критерии, которые позволили бы оценить степень достижения цели. Без этих критериев невозможна реализация одной из основных функций управления–контроля.

Особенно важна методология прогнозирования социального развития регионов. В последние годы на уровне регионов (республик, краев, областей) проводилась и проводится работа по составлению краткосрочных и среднесрочных прогнозов экономического и социально развития.

Процесс разработки прогноза включает в себя три блока: аналитический, концептуальный и прогнозный.

Основным содержанием исследований и прогнозирования является выработка концепции регионального социального развития с учетом стоящих перед регионом социальных целей.

При разработке концепции регионального социального развития можно выделить два основных этапа:

Информация о работе Прогнозирование уровня и качества жизни населения