Прогнозирование уровня и качества жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение прогнозирования уровня и качества жизни населения.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения;
2. Провести анализ современного состояния уровня и качества жизни населения Липецкой области;
3. Выявить основные проблемы и прогнозные перспективы социального развития Липецкой области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Прогнозирование уровня и качества жизни населении……………………4

1.1. Понятие “уровня” и “качества” жизни. Необходимость прогнозирования и основные показатели уровня жизни населения………....4

1.2. Методы прогнозирования основных показателей уровня и качества жизни населения…………………………………………………………………..8

2. Анализ основных показателей, характеризующий уровень и качество жизни населения Липецкой области……………………………………………11

2.1. Анализ динамики показателей уровня и качества жизни населения Липецкой области………………………………………………………………11

2.2. Особенности прогнозирования в Липецкой области………………..19

2.3. Общие проблемы социальной сферы Липецкой области……………29

3. Прогноз основных показателей уровня и качества жизни населения Липецкой области………………………………………………………………33

Заключение………………………………………………………………………38

Список использованной литературы…………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

прогн-е уровня жизни и качества жизни населения (аня).doc

— 601.00 Кб (Скачать файл)

 Готовит заключения  об экономической обоснованности  затрат на производство и реализацию  продукции, товаров, услуг, о необходимости  изменения значений действующих  цен и тарифов.

 Осуществляет практические  проверки цен, торговых надбавок на предприятиях торговли всех форм собственности, торговых наценок на предприятиях общественного питания, цены на товары и продукцию которых подлежат регулированию.

 При необходимости  осуществляет практические проверки  экономической деятельности муниципальных предприятий и учреждений, автономных учреждений с целью определения эффективности и экономической целесообразности затрат на производство и реализацию продукции, товаров, услуг и выявления резервов снижения их себестоимости.

 Организует и проводит совместную работу с научными, аудиторскими, иными организациями по снижению затрат на производство и реализацию продукции, товаров, услуг, установлению оптимальных значений цен (тарифов), по определению резервов повышения эффективности функционирования муниципальных предприятий и учреждений.

 Участвует в разработке  предложений по определению размеров  возмещения денежных средств  из городского бюджета муниципальным  предприятиям, на услуги которых  осуществляется ценовое регулирование.

 Проводит анализ финансово-экономических показателей муниципальных предприятий и учреждений на основании бухгалтерской отчетности.

Организует мониторинг статистических показателей социально-экономического положения муниципального образования.

 Оказывает содействие  органам государственной статистики и получает от них необходимые статистические данные.

 Разрабатывает проекты  муниципальных правовых актов  города Липецка, регулирующие экономические  процессы в городе Липецке, разрабатывает  методические материалы и рекомендации  по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

 Готовит и заключает  соглашения и договоры, направленные  на реализацию планов социально-экономического  развития города.

 Участвует в разработке  и осуществлении региональной  экономической политики, подготовке  предложений по совершенствованию экономического взаимодействия с Липецкой областью.

 Организует экспертизу  и сопровождение инвестиционных  и инновационных проектов, направленных  на проведение экономических  преобразований в городе.

 Разрабатывает предложения  по развитию внешнеэкономических связей с целью привлечения иностранных инвестиций.

 Оказывает помощь предприятиям  города по привлечению инвестиций  на их развитие.

 Участвует в подготовке  и заключении торгово-экономических  соглашений с иностранными партнерами.

 Участвует в разработке и реализации жилищных программ на возмездной основе с помощью кредитных ресурсов бюджетов всех уровней, программ смешанного финансирования, программ поддержки индивидуального жилищного строительства, ипотечного кредитования.

Участвует в разработке проектов договоров, заключаемых в целях развития системы коммунальной инфраструктуры, определяющих условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

 Осуществляет мониторинг  выполнения производственных и  инвестиционных программ.

Принимает решения и выдает предписания в пределах своих полномочий, обязательные для исполнения организациями коммунального комплекса.

         Организует работу городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

 Проводит уведомительную  регистрацию соглашений и коллективных  договоров.[9]

 

    1. Общие проблемы социальной сферы Липецкой области.

Повышение благополучия, уровня  и качества жизни населения является  предметом ежедневного внимания и контроля со стороны главы администрации Олега Петровича Королева –  ведь именно качество жизни отражает эффективность экономической политики.

 

Липецкая область относится к продвинутым субъектам Российской Федерации, входит в число лидеров и является одной из опорных точек социально-экономического развития России.

Липецкая область успешно встроена в общероссийский и мировой рынок, достигнув высоких показателей экономического роста, и входит в группу семи регионов Российской Федерации с высоким уровнем социально-экономического развития.

 

Устойчивые темпы экономического роста, успешная реализация приоритетных национальных проектов, целевых федеральных и областных программ в определенной степени обеспечили повышение уровня и качества жизни населения.

За последние годы в области значительно выросли реальные денежные доходы населения, пенсии, среднемесячная заработная плата. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума ежегодно снижается, растет доля среднего класса.

Вместе с тем остается нерешенным ряд проблем:

- наблюдается значительная  дифференциация заработной платы  по видам экономической деятельности  и по территориям области;

- остается низкой ее  величина в бюджетной сфере, в  предоставлении коммунальных и  социальных услуг, сельском хозяйстве, что не обеспечивает достойного уровня жизни работникам этих отраслей;

- сохраняется значительная  доля населения с доходами  ниже величины прожиточного минимума.

 

Основная цель в области повышения жизненного уровня населения - реализация комплекса мер по увеличению трудовых доходов, снижению численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, росту доли среднего класса, сокращению отраслевого и территориального дисбаланса в доходах населения.

Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения приоритетных задач:

- усиление стимулирующей  роли заработной платы в повышении  эффективности производства, производительности  труда;

- создание условий для  легализации доходов населения;

- улучшение положения  наименее обеспеченных слоев  населения;

- улучшение положения  женщин, детей, семей с детьми;

- создание благоприятных  условий для комплексного развития  и жизнедеятельности детей, попавших  в трудную жизненную ситуацию;

- повышение эффективности  социальной защиты и социального  обслуживания граждан, в первую очередь пожилых людей и инвалидов.

Для решения поставленных задач предполагается реализация мероприятий, направленных на:

- сокращение дифференциации  оплаты труда по видам экономической  деятельности и территориям;

- внедрение отраслевых  систем оплаты труда в отраслях бюджетной сферы;

- координацию деятельности  органов социальной защиты населения  и органов службы занятости  населения с целью создания  сети рабочих мест для граждан, имеющих детей, молодых специалистов;

- совершенствование законодательной базы по предоставлению пособий гражданам с целью перехода от выплаты пособий в фиксированных размерах к выплате пособий в размерах, проиндексированных в зависимости от уровня инфляции;

- переход на новые региональные  стандарты при предоставлении субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг;

- сохранение действующей  системы мер социальной поддержки  малоимущим гражданам в виде  социального пособия;

- создание в учреждениях  социального обслуживания населения  отделений по предоставлению  комплекса социальных услуг семьям с детьми с целью профилактического предупреждения раннего социального неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних;

- дальнейшее развитие  и совершенствование инновационной  формы устройства детей, оставшихся  без попечения родителей, в замещающую семью - семейные воспитательные группы;

- увеличение объема услуг  по реабилитации и социальной  адаптации, предоставляемых инвалидам, одиноким пожилым гражданам, нуждающимся  в особой заботе государства;

- оптимизацию сети учреждений, оказывающих различные виды социальных услуг, расширение спектра и улучшение качества предоставляемых услуг учреждениями социального обслуживания населения;

- улучшение качества предоставления  бюджетных услуг в стационарных  учреждениях социального обслуживания  населения;

- увеличение видов услуг, оказываемых на дому, обеспечение  доступности социальных услуг  для различных категорий населения  и расширение сотрудничества  с предприятиями и учреждениями  различных форм собственности  в вопросах оказания разносторонней  помощи социально уязвимым категориям населения;

- внедрение стандартов  качества государственных услуг;

- обеспечение соответствия  фактического предоставления государственных  социальных услуг потребностям  населения.

Для решения поставленных задач предполагается разработать ряд проектов нормативных правовых актов, предусматривающих:

- индексацию единовременных  выплат, совершенствование льготного  проезда и др.;

- утверждение регламентов  выполнения государственных функций  и государственных услуг.

Результатом решения задач в области повышения жизненного уровня населения станет:

- увеличение средней заработной  платы к 2012 году на 22%, достижение  ее уровня до 16400 руб. в месяц;

(в ред. Закона Липецкой  области от 02.12.2009 N 323-ОЗ)

- рост реальных располагаемых  денежных доходов населения - 103,3%;

(в ред. Закона Липецкой  области от 02.12.2009 N 323-ОЗ)

- доведение до стопроцентного  уровня охвата граждан пожилого  возраста и инвалидов услугами  в домах-интернатах для престарелых  и инвалидов, от общего числа  обратившихся граждан данной категории;

- сохранение доли населения  с доходами ниже величины прожиточного  минимума на уровне 10,7%;

(в ред. Закона Липецкой  области от 02.12.2009 N 323-ОЗ)[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прогноз основных показателей уровня и качества жизни населения Липецкой области

         Важнейшей социально-экономической категорией, определяющей народное благосостояние, является уровень жизни. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей и уровня экономического развития страны.

По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение.

Основной задачей прогнозирования в сфере социального развития является прежде всего определение на перспективный период потребностей населения и возможностей их удовлетворения в продуктах питания, промышленных товарах, бытовых услугах, жилье, образовании, услугах здравоохранения, культуры, искусства.

Важную роль в прогнозировании уровня жизни населения играют: бюджет прожиточного минимума; минимальный потребительский бюджет; бюджет высокого достатка.

Бюджет прожиточного минимума применяется в РФ с 1992 года. Он представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум средств, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.

Составим прогноз численности населения с доходами ниже прожиточного минимума Липецкой области на следующий год методом скользящей средней.

Расчетная таблица

Таблица 3

 

годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, тыс. чел.

317

273,7

228

210

171,82

139,08


 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Динамику фактических и прогнозных показателей

 

С помощью полученного  уравнения Y=-34,66x+344,5 рассчитаем расчетное прогнозное значение для 2012 года:

Y=-34,66x+344,5

Y=-34,66×7+344,5

Y=101,88- прогнозное значение для 2012 года.

 

 

Численность населения Липецкой области с доходами ниже прожиточного минимума в течение 2006-2011 гг. сокращалась, 2012 году выявленная тенденция сохранится.

Информация о работе Прогнозирование уровня и качества жизни населения