Программа и методы социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:12, реферат

Краткое описание

Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Содержание

1)Введение.
2)Виды социологических исследований.
3)Методы сбора информации.
3.1) Опрос, который делится на два подкласса:
а) анкетный опрос
б) интервью
3,2)анализ документов
3,3)наблюдения
4)Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 63.15 Кб (Скачать файл)

Первый вопрос:

Программа и методы социологических  исследований.

1)Введение.

2)Виды социологических исследований.

3)Методы сбора информации.

3.1) Опрос, который делится на два подкласса:

                   а) анкетный опрос

                  б) интервью

      3,2)анализ  документов

      3,3)наблюдения

4)Заключение.

 

Второй вопрос:

Социальные взаимодействия, отношения и институты.

1)Введение

2) Социальные общности

2,1)Особенности социальных  общностей

2,2)Социальные связи

2,3)Социальное взаимодействие

2,4)Социальные отношения,  социальная структура и социальные  системы

2,5)Основные виды социальных  общностей

2,6)Причины дезорганизации  социальных общностей

3)Социальные институты

3,1)Общие признаки социального института

3,2)Основные социальные институты

3,3)Неосновные социальные институты

3,4)Институционализация

3,5)Дисфункция института семьи

3,6)Признаки социальных институтов

4)Заключение.

Список литературы.

 

 

 

Первый вопрос.

Введение.

В широком смысле социологическое  исследование — это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

В более узком смысле социологическое  исследование представляет собой систему  логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.

Иными словами, социологическое исследование — это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их "ядро"), рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.

При этом любое социологическое исследование предполагает несколько этапов. Первый, или этап подготовки, состоит в обдумывании целей, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки социологической информации. Второй этап предусматривает сбор первичной социологической информации — собранных необобщенных сведений в различных формах (записей исследователей, выписок из документов, отдельных ответов опрашиваемых, и т. д.). Третий этап заключается в подготовке собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, наблюдения, контент-анализа и других способов) информации к обработке, составлении программы обработки и собственно обработке полученной информации на ЭВМ. И, наконец, четвертый, или заключительный этап — это анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов и выработка рекомендаций и предложений для заказчика или иного субъекта управления, выступившего инициатором проведения социологического исследования.

 

ВИДЫ  СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

 

Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа  социального процесса.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Идет обработка методических документов: анкеты, бланк-интервью, опросного листа. Программа такого исследования упрощена. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование обычно предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. В описательном исследовании возможно применение одного или нескольких методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.

Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Главное назначение такого исследования – поиск причинно-следственных связей.

Аналитическое исследование завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление  об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составления анкеты, а с  разработки его программы, состоящей  из двух разделов – методологического и методического.

В методологический раздел программы входят:

а) формулировка и обоснование  объекта и предмета социальной проблемы;

б) определение объекта  и предмета социологического исследования;

в) определение задач исследователя  и формулировка гипотез.

Методический раздел программы  предполагает определение изучаемой  совокупности, характеристику методов  сбора первичной социологической  информации, последовательность применения инструментария для ее сбора, логическую схему обработки собранных данных.

Объектом исследования могут любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.

Предмет исследования – те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т. е. то, что подлежит непосредственному изучению. Анализ любой проблемы можно провести в теоретическом и прикладном направлениях в зависимости от цели исследования. Цель исследования может быть сформулирована как теоретическая. Тогда при подготовке программы основное внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам. Объект исследования определяется только после того, как выполнена предварительная теоретическая работа.

 
МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ.

 

При выборе метода социологического исследования учитываются условия, время и место, цели и задачи исследования, а также его вид. Существуют три  основных метода сбора социологической  информации:

  1. Опрос, который делится на два подкласса:

а) анкетный опрос

б) интервью

  1. анализ документов
  2. наблюдения

 

ОПРОС.

 

Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей.

Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно  распространятся.

Искусство опроса состоит  в правильной формулировке и расположении вопросов. Опросным методом кроме  социологов пользуются врачи, журналисты, следователи.

Социологический опрос имеет  три отличительные черты:

    1. Количество опрошенных. Перечисленные выше специалисты, опрашивая одного человека, получают личное мнение. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Он интересуется общественным мнением. Получая и обрабатывая статистические данные, исследователь выявляет социальные типы личности.
    2. Достоверность и объективность.

Опрашивая сотни и тысячи людей, социолог усредняет разнообразные  мнения и в результате получает гораздо  более достоверную информацию, нежели журналист.

    1. Цель опроса. С помощью исследований, проводимых социологом, устанавливается научный факт.

Существует две основные разновидности опроса:

        • анкетирование;
        • интервьюирование.

 

АНКЕТИРОВАНИЕ.

 

Анкета (Франц. – расследование)– опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования.

Анкетой нельзя назвать любой  перечень вопросов. Ей называется только то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным  образом.

Проводимый  опрос должен отвечать ряду требований:

 

  • Он не должен длиться более 30 – 40 минут, в противном случае респондент устает, и последние вопросы остаются без полноценных ответов.
  • Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и восприятию) вопросы должны следовать за более простыми.
  • Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет нейтральным.
  • Трудные вопросы целесообразно поместить в середину, чтобы респондент «включился» в тему.
  • Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения).
  • Вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь должна идти об установлении какого-либо факта, а потом уже о его оценке. Это самое важное требование социологического исследования.
  • Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «подвести» опрашиваемого к новой теме. Это делается с помощью обращения к респонденту в определенной форме, например: « А теперь мы просим Вас высказать свое мнение о…».

В подобной же форме строится обращение к респонденту с  просьбой принять участие в проводимом исследовании.

Это введение коротко знакомит опрашиваемого с целью опроса и ориентирует его на конкретное задание при заполнении анкеты.

Вопросы анкеты различаются  по:

        • содержанию;
        • форме.

Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот  или иной вопрос. Основанием деления  по содержанию является информация о  фактах и отношении к ним, о  нормах и мотивах поведения, об интенсивности  мнения, о поведении в настоящем  и прошлом.

 

По форме  вопросы делятся на:

 

1.Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к существенному ограничению использования ЭВМ.

2. Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляться возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.

3. Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.

Вопросы-меню. Здесь респонденту  предлагается выбрать любое сочетание  вариантов предлагаемых ответов.

  1. Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да - нет”, носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.

5. Вопрос с преамбулой. Вопрос о фактах, как любой другой, может быть воспринят как оценочная характеристика респондента, поэтому целесообразно в некоторых случаях задавать его в такой форме, которая несколько ослабляет его оценочный характер. Например: “Одни люди ежедневно убирают квартиру, другие делают это от случая к случаю. Как чаще всего поступаете Вы?”

Содержащееся в преамбуле  к вопросу указание на то, что  далеко не все люди поступают так, как, кажется, принято позволяет  респонденту более свободно рассказать о своем поведении.

6. Вопросы таблицы очень удобны для исследователя. Это трудные вопросы, при которых респонденту приходится прилагать ряд усилий для ответа на них.

В таких вопросах речь идет о вещах, ответить на которые можно  лишь тогда, когда используются знания и умственные способности респондентов. После таких вопросов желательно переходить к более простым.

 

Пример:

“Какими источниками информации Вы пользуетесь, чтобы быть в курсе  событий общественной жизни?”

 

О событиях

 

Внутри страны

За рубежом

 

постоянно

когда как

редко

постоянно

когда как

редко

Радио

           

Телевидение

           

Политические информации

           

Газеты

           

Беседы с товарищами

           

Общественно - политические журналы

           

Лекции

           

Информация о работе Программа и методы социологических исследований