Программа и методы социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:12, реферат

Краткое описание

Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Содержание

1)Введение.
2)Виды социологических исследований.
3)Методы сбора информации.
3.1) Опрос, который делится на два подкласса:
а) анкетный опрос
б) интервью
3,2)анализ документов
3,3)наблюдения
4)Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 63.15 Кб (Скачать файл)

 

Такие вопросы не следует  повторять часто, т.к. у респондентов возникает утомление, рассеивание  внимания, возникает эффект излучения.

Обычно в анкете чередуются различные виды вопросов.

По предметному  содержанию вопросы можно разделить  на:

 

Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию, о его действиях, поступках или их последствиях.

Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает, и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знания в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.

Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения, основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.

Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.

В группе вопросов на одну тему нетрудно выбрать основные и контрольные  вопросы. Роль основного может играть вопрос, который задается в более  широком смысловом диапазоне, в  прямой форме.

Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором  расстоянии, как от основного, так  и друг от друга.

По способу  распространения анкет опросы подразделяются на:

- раздаточные (анкетный  опрос, при котором анкетер  лично вручает анкету и либо  ждет, пока она заполняется, и  тут же получает ее – очный  раздаточный опрос, либо получает  заполненную анкету через несколько  дней – заочный раздаточный  опрос)

- почтовые (анкета по предварительному  согласию высылается и получается  через почту)

- прессовые (анкета предлагается  читателю через печатный орган)

- телетайпные (при этом  способе распространение и сбор  инструментария и сопровождающих  его документов осуществляется  с помощью телетайпно-телеграфной  сети).

По типу исследовательских  задач опросы бывают:

- глубинный (нацелен на  получение поисковой информации)

- фокусированный (собираются  данные по конкретной ситуации)

- стандартизированный (нацелен  на получение статистической  инф-ии)

- социометрический (нацелен  на получение инф-ии о взаимоотношениях в малых группах)

 

По уровню компетентности респондентов различают:

- массовый опрос (мнение  неспециалиста по той или иной  теме)

- массовый опрос в сотрудничестве  с исследователем (предполагает  информационную помощь респонденту  со стороны анкетера в осмыслении  анализируемой ситуации)

- симптоматический опрос  (достаточное знание у респондента  общей информации без глубокого  осмысления задач и целей исследования)

- экспертный опрос (опрос  специалистов по анализируемой  проблеме).

 

ИНТЕРВЬЮ.

 

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

Имеется множество разновидностей интервью.

1) По содержанию беседы  различают документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение  фактов) и интервью мнений, цель  которого - выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью  со специалистами-экспертами, причем  организация и структура интервью  со специалистами существенно  отличается от обычной системы  опроса.

2) По технике проведения - делятся на свободные, не стандартизованные и формализованные (а также полу стандартизованные) интервью.

Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой  детализации вопросов, но по общей  программе (“путеводитель интервью”). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане  исследования.

Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное  наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию  вопросов, варианты возможных ответов.

3) В зависимости от  особенностей процедуры интервью  может быть интенсивным (“клиническим”  т.е. глубоким, длящимся иногда  часами) и фокусированным на выявление  достаточно узкого круга реакций  опрашиваемого. Цель клинического  интервью - получить информацию о  внутренних мотивах, побуждениях,  склонностях опрашиваемого, а  фокусированного - извлечь информацию  о реакциях субъекта на заданное  воздействие. С его помощью  изучают, например, в какой мере  человек реагирует на отдельные  компоненты информации (из массовой  печати, лекции и т.п.). Причем текст  информации предварительно обрабатывают  контент-анализом. В фокусированном  интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы  анализа текста оказываются в  центре внимания опрошенных, какие  - на периферии, и что вовсе  не осталось в памяти.

4) Так называемые ненаправленные  интервью носят “терапевтический”  характер. Инициатива течения беседы  принадлежит здесь самому респонденту,  интервьюер лишь помогает ему  “излить душу”.

5) Наконец, по способу  организации интервью делятся  на групповые и индивидуальные. Первые применяются относительно  редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследователь  стремиться вызвать дискуссию  в группе. Методика проведения  читательских конференций напоминает  данную процедуру. Телефонные  интервью используются для быстрого  зондажа мнений.

 

 

АНАЛИЗ  ДОКУМЕНТОВ.

 

Анализ документов (от лат. Documentum – доказательство, свидетельство) – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации1.

Анализ документов открывает  социологу возможность увидеть  в отраженном виде многие стороны  социальной действительности.

Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует в свою очередь получить системное представление обо всем их многообразии. Ориентироваться в многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации.

По форме фиксации информация делится на:

  • письменные документы (сведения изложены в форме текста);
  • статистические данные (цифровая форма изложения);
  • иконографическая документация (кино-, фотодокументация);
  • фонетические документы.

Существуют самые разнообразные  методы анализа документов. Самыми распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований является традиционный (классический) и формализованный (количественный).

Традиционный, классический анализ – это все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Традиционный анализ документов дает возможность проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Слабостью традиционного анализа документов является субъективизм.

Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породило разработку принципиально иного, формализованного (количественного) метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.

Контент-анализ – это метод исследования, применяемый в различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др. нол развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналатическое исследование.

Одна из особенностей контент-анализа  состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации. Также  он используется и при анализе  документов: протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров и  т. п. Этот метод часто используется спецслужбами.

 

НАБЛЮДЕНИЕ

 

Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация  событий очевидцем.

Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.

Наблюдение бывает простым  и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научноенаблюдение отличается тем, что:

а) Оно подчинено ясной  исследовательской цели и четко  сформулированным задачам.

б) Научное наблюдение планируется  по заранее обдуманной процедуре.

в) Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или  дневниках по определенной системе.

г) Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдение классифицируется:

1) По степени формализованности  выделяют неконтролируемое (или  нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное,  структурное). В неконтролируемом  наблюдении пользуются лишь принципиальным  планом, а при контролируемом - регистрируют  события по детально разработанной  процедуре.

2) В зависимости от  положения наблюдателя различают  соучаствующее (или включенное) и  простое (не включенное) наблюдения. Во время включенного наблюдения  исследователь имитирует вхождение  в социальную среду, адаптируется  в ней и анализирует события  как бы “изнутри”. В не включенном (простом) наблюдении исследователь  наблюдает “со стороны”, не вмешиваясь  в события.

В обоих случаях наблюдение может производиться открыто  или инкогнито.

Одна из модификаций  включенного наблюдения носит название стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие исследователя  на события, которые он наблюдает. Социолог создает определенную ситуацию, для  того чтобы стимулировать события, что дает возможность оценить  реакцию на это вмешательство.

3) По условиям организации  наблюдения делятся на полевые  (наблюдения в естественных условиях) и на лабораторные (в экспериментальной  ситуации).

Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: “Что наблюдать?”, “Как наблюдать?” и  “Как вести записи?”.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В социологии сочетаются многие направления человеческих знаний (психология, философия, логика, естествознание и  т.д.). Социологу необходим большой  опыт и запас знаний для того, чтобы хорошо научиться исследовать  человеческое общество.

Ну и конечно встает вопрос о большой важности этой науки  для многих сфер деятельности человека. В будущем социологию наверняка  ждет большое распространение. Конечно, она и сейчас распространена, но не так как хотелось бы. Например, было бы неплохо в наше время практиковать социологию на крупных предприятиях, как это делается за рубежом. Это  сильно помогло бы принимать правильные решения руководителям, которые  толком не знают о том, что творится в коллективах их предприятий. Зачастую принимаются решения, которые противоречат мнению коллективов и общественности, чего помогли бы избежать социологические исследования.

 

 

 

 

Второй вопрос.

Социальные взаимодействия, Отношения и институты.

Введение.

В изучении социальных явлений  и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления  и процессы рассматриваются как  системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс  их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения  и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).

Социальная система может  быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т. д.); второй - как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй - с понятием социальной организации и третий - с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры.

Информация о работе Программа и методы социологических исследований