Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:12, реферат
Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.
1)Введение.
2)Виды социологических исследований.
3)Методы сбора информации.
3.1) Опрос, который делится на два подкласса:
а) анкетный опрос
б) интервью
3,2)анализ документов
3,3)наблюдения
4)Заключение.
Такие вопросы не следует повторять часто, т.к. у респондентов возникает утомление, рассеивание внимания, возникает эффект излучения.
Обычно в анкете чередуются различные виды вопросов.
По предметному содержанию вопросы можно разделить на:
Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию, о его действиях, поступках или их последствиях.
Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает, и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знания в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.
Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения, основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.
Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.
В группе вопросов на одну тему нетрудно выбрать основные и контрольные вопросы. Роль основного может играть вопрос, который задается в более широком смысловом диапазоне, в прямой форме.
Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии, как от основного, так и друг от друга.
По способу распространения анкет опросы подразделяются на:
- раздаточные (анкетный
опрос, при котором анкетер
лично вручает анкету и либо
ждет, пока она заполняется, и
тут же получает ее – очный
раздаточный опрос, либо
- почтовые (анкета по предварительному
согласию высылается и
- прессовые (анкета
- телетайпные (при этом
способе распространение и
По типу исследовательских задач опросы бывают:
- глубинный (нацелен на
получение поисковой
- фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации)
- стандартизированный (нацелен на получение статистической инф-ии)
- социометрический (нацелен
на получение инф-ии о
По уровню компетентности респондентов различают:
- массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме)
- массовый опрос в
- симптоматический опрос
(достаточное знание у
- экспертный опрос (опрос специалистов по анализируемой проблеме).
ИНТЕРВЬЮ.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Имеется множество разновидностей интервью.
1) По содержанию беседы
различают документальные
2) По технике проведения - делятся на свободные, не стандартизованные и формализованные (а также полу стандартизованные) интервью.
Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель интервью”). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования.
Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
3) В зависимости от
особенностей процедуры
4) Так называемые ненаправленные
интервью носят “
5) Наконец, по способу
организации интервью делятся
на групповые и индивидуальные.
Первые применяются
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ.
Анализ документов (от лат. Documentum – доказательство, свидетельство) – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации1.
Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.
Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует в свою очередь получить системное представление обо всем их многообразии. Ориентироваться в многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации.
По форме фиксации информация делится на:
Существуют самые
Традиционный, классический анализ – это все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Традиционный анализ документов дает возможность проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Слабостью традиционного анализа документов является субъективизм.
Стремление преодолеть субъективность
традиционного анализа породило
разработку принципиально иного, формализо
Контент-анализ – это метод исследования, применяемый в различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др. нол развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналатическое исследование.
Одна из особенностей контент-анализа состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации. Также он используется и при анализе документов: протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров и т. п. Этот метод часто используется спецслужбами.
НАБЛЮДЕНИЕ
Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.
Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.
Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научноенаблюдение отличается тем, что:
а) Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам.
б) Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.
в) Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.
г) Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
Наблюдение классифицируется:
1) По степени формализованности
выделяют неконтролируемое (или
нестандартизованное,
2) В зависимости от
положения наблюдателя
В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито.
Одна из модификаций
включенного наблюдения носит название
стимулирующего наблюдения. Этот способ
подразумевает воздействие
3) По условиям организации
наблюдения делятся на полевые
(наблюдения в естественных
Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: “Что наблюдать?”, “Как наблюдать?” и “Как вести записи?”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В социологии сочетаются многие направления человеческих знаний (психология, философия, логика, естествознание и т.д.). Социологу необходим большой опыт и запас знаний для того, чтобы хорошо научиться исследовать человеческое общество.
Ну и конечно встает вопрос о большой важности этой науки для многих сфер деятельности человека. В будущем социологию наверняка ждет большое распространение. Конечно, она и сейчас распространена, но не так как хотелось бы. Например, было бы неплохо в наше время практиковать социологию на крупных предприятиях, как это делается за рубежом. Это сильно помогло бы принимать правильные решения руководителям, которые толком не знают о том, что творится в коллективах их предприятий. Зачастую принимаются решения, которые противоречат мнению коллективов и общественности, чего помогли бы избежать социологические исследования.
Второй вопрос.
Социальные взаимодействия, Отношения и институты.
Введение.
В изучении социальных явлений
и процессов социология основывается
на принципах историзма. Это означает,
что, во-первых, все социальные явления
и процессы рассматриваются как
системы, обладающие определенной внутренней
структурой; во-вторых, изучается процесс
их функционирования и развития; в-третьих,
выявляются специфические изменения
и закономерности перехода их из одного
качественного состояния в
Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т. д.); второй - как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй - с понятием социальной организации и третий - с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры.
Информация о работе Программа и методы социологических исследований