Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:12, реферат
Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса.
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.
1)Введение.
2)Виды социологических исследований.
3)Методы сбора информации.
3.1) Опрос, который делится на два подкласса:
а) анкетный опрос
б) интервью
3,2)анализ документов
3,3)наблюдения
4)Заключение.
Под социальным институтом
ученые понимают комплекс, охватывающий,
с одной стороны, совокупность нормативно-ценостно
обусловленных ролей и
Таким образом, социальные институты
- это специфические образования,
обеспечивающие относительную устойчивость
связей и отношений в рамках социальной
организации общества, некоторые
исторически обусловленные
К числу общих признаков социального института можно отнести:
- выделение определенного
круга субъектов, вступающих в
процессе деятельности в
- определенную (более или
менее формализованную)
- наличие специфических
норм и предписаний,
- наличие социально значимых
функций института,
Эти признаки не являются нормативно
закрепленными, они скорее вытекают
из обобщения аналитических
Социологический подход фиксирует
особое внимание на социальных функциях
института и его нормативной
структуре. В частности, реализация
институтом социально значимых функций
обеспечивается наличием в рамках социального
института целостной системы
стандартизированных образцов поведения,
т.е. ценностно-нормативной
К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:
- регулирование деятельности
членов общества в рамках
- создание возможностей
для удовлетворения
- обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;
- социализация индивидов.
Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Тут можно выделить следующие структурные элементы социального института:
- цель и сферу деятельности института;
- функции, предусмотренные для достижения цели;
- нормативно-обусловленные
социальные роли и статусы,
представленные в структуре
- средства и учреждения достижения цели и реализации функций.
Из всех возможных критериев классификации социальных институтов целесообразно остановиться на двух: предметном (содержательном) и формализованном. На основании предметного критерия, т.е. характера содержательных задач, выполняемых институтами, выделяются: политические институты (государство, партии, армия); экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т.п.); институты родства, брака и семьи; институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и др.)
На основании второго
критерия, т.е. характера организации,
институты делятся на формальные
и неформальные. Деятельность первых
основана на строгих, нормативно и, возможно,
юридически закрепленных предписаниях,
правилах, инструкциях и т.д. в
неформальных институтах такая регламентация
социальных ролей, функций, средств
и методов деятельности и санкций
за ненормативное поведение
Каждый социальный институт
входит в исторически конкретную
социальную структуру, соответствует
интересам конкретной социальной группы,
выполняет ряд взаимосвязанных
функций, таких, например, как: 1) воспроизводство
представителей той или иной социальной
группы; 2) социализацию конкретных индивидов
в форме передачи им социально
значимых норм и ценностей; 3) поддержание
стабильности и морального порядка
внутриинституционального характера,
а также имеет внешнее
Социальная практика показывает, что для человеческого общества необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными.
Социальные институты - столпы
общества, символы порядка и
Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА |
ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
1. Потребности в воспроизводстве рода |
1. Институт семьи и брака |
2. Потребности в безопасности и социальном порядке |
2. Политические институты |
3. Потребности в добывании средств существования |
3. Экономические институты |
4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения. |
4. Институты образования |
5. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни |
5. Институт религии |
Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.
НЕОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие.
Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.
Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.
Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.
Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.
Институционализация - это процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, т.е. образования социального института.
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ
Процесс образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов
ЭТАПЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
Возникновение потребности, фор
Стихийное появление социальных норм и правил (методом проб и ошибок)
Практическое применение, принятие этих норм и правил
Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института
Дисфункция социального института - падение его престижа и авторитета в обществе в результате неэффективного его функционирования, плохого удовлетворения социальных потребностей.
ДИСФУНКЦИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Россия на 50-м месте в мире по средней продолжительности жизни (63 года - мужчины, 74 года - женщины)
Признаки социальных институтов
Символы - образы, представления
об институте, отражающие его специфические
черты в концентрированном
Признаки основных социальных институтов
ИНСТИТУТЫ |
СИМВОЛЫ |
ОСНОВНЫЕ РОЛИ |
ФИЗИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ |
КОДЕКСЫ ПОВЕДЕНИЯ |
ИНСТИТУТ СЕМЬИ |
кольца, обручение, контракт |
отец, мать,ребенок |
дом, квартира, мебель |
семейные запреты и допущения |
ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ |
флаг, гимн, герб |
законодатель, судья, избиратель |
общественные здания |
конституция, законы |
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ |
фабричная марка, деньги |
работодатель, покупатель, продавец |
фабрика, офис, магазин |
контракты, лицензии |
ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ |
диплом, степень |
учитель, ученик |
школа, библиотека, стадион |
правила учащихся |
ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ |
крест, алтарь, библия |
пастор, прихожанин |
собор, церковь |
вера, заповеди, посты |
Некоторые институты в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке.
Если большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество находится в упадке либо на начальных стадиях культурного развития.
Социологи особо выделяют из всех социальных институтов институт семьи. Это, по-видимому, первый социальный институт в истории общества. Из института семьи (при переходе к более сложным культурам) возникают все другие институты.
Заключение.
Высокая степень единства людей в социальных общностях, их сплоченность (коллективность), сходность их позиций объективно способствует снижению числа правонарушений. Когда степень единства (интегрированность) социальной общности (класса, общества) достаточно высока, то падает количество отклонений в поведении членов этой общности. Наоборот, рост числа отклонений в поведении - показатель распада ее интегрированности. В некоторых случаях неэффективность влияния, например, на подростка со стороны ближайшей социальной общности (семьи), недостаточность его социализации (в смысле включения в систему ценностей и норм поведения, характерных для общества в целом) могут привести к усилению влияния на него стихийно складывающихся группировок, где бытуют противоправные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. Сюда можно отнести некоторые группы подростков с антисоциальным поведением, воров-рецидивистов, алкоголиков и т. д. Влияние таких социальных общностей часто бывает прямо связано с низким социально-воспитательным эффектом семьи, школьного или производственного коллектива, звеньев политической системы общества. Еще один момент, на который следует обратить внимание, также связанный с ослаблением социальных связей между людьми, - это негативные последствия научно-технической революции: урбанизация, возникновение больших городов и т. д. Хотя она исторически прогрессивна, но может вызвать и некоторый рост аморальных явлений, связанных с перемещением людей, миграцией населения.
Список литературы:
http://sociology2015.ru/; BestReferat.ru; BiblioFond.ru; ru.wikipedia.org; xserver.ru.
Информация о работе Программа и методы социологических исследований