Проектирование трудоустройства инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – разработка проекта по организации трудоустройства инвалидов в городе Иркутске.
В соответствие с целью работы были поставлены задачи:
Рассмотрение теоретических и правовых основ изучения проблем инвалидов в сфере трудоустройства.
Прогнозирование проблем трудоустройства инвалидов.
Разработка проекта программы, содействующей трудоустройству инвалидов в городе Иркутске.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ 5
1.1. Подходы к изучению проблем трудоустройства инвалидов 5
1.2. Специфика проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства 13
2. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 19
2.1. Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов и оценка действующих программ в сфере трудоустройства инвалидов 19
2.2. Разработка проекта программы по трудоустройству инвалидов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Проектирование трудоустройства инвалидов.docx

— 90.55 Кб (Скачать файл)

Содействие включению  инвалидов в трудовую деятельность является межведомственной задачей, требующей  координаций усилий всех ветвей и  уровней государственной власти, бизнеса и гражданского общества, в том числе общественных объединений инвалидов.

Обеспечение трудовой занятости людей с инвалидностью на открытом рынке труда требует системного подхода. Такой подход должен предусматривать создание необходимых правовых условий и механизмов их реализации, в том числе организационных и управленческих, которые стимулируют трудоустройство и занятость инвалидов.

Конечной целью совместных усилий государства, общества и бизнеса  является обеспечение достойного уровня жизни людей с инвалидностью и, в результате, снижение нагрузки на экономически активную часть общества. [20, С. 23].

 

2. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА

ИНВАЛИДОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1. Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов и оценка

действующих программ в сфере трудоустройства инвалидов

Общее число инвалидов  среди взрослого населения составляет 10,3 млн человек, в том числе инвалидов трудоспособного возраста 4, 1 млн человек (39, 8%), пенсионного - 6, 2 млн человек (60, 2% от общего числа) [11, С. 17].

Представленные данные свидетельствуют  о том, что в населении накапливаются инвалиды трудоспособного возраста вследствие болезней системы кровообращения, а также вследствие психических расстройств, травм, болезней нервной системы и других внешних воздействий, где естественная убыль (смертность небольшая).

Анализ социально-гигиенических характеристик общего контингента инвалидов трудоспособного возраста показал, что среди инвалидов трудоспособного возраста незначительно преобладают мужчины - 52, 1%. В возрасте с 18 лет до 34 лет удельный вес инвалидов менее 5% и у мужчин, и у женщин. Статистический и графический анализ четко показывает, что вероятность стать инвалидом увеличивается с возрастом [18, C. 31].

По информации Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области, в нашем регионе почти Доля инвалидов среди населения Иркутской области, в частности, в трудоспособном и пенсионном возрасте, ежегодно увеличивается.

В период с 2006 года по 2011 год  в Иркутской области увеличилось как общее количество инвалидов на 27268 человек, так и доля инвалидов в общей численности населения на 0,6 процентных пункта.

В общей численности населения  Иркутской области удельный вес  инвалидов в 2011 году составил 9,4%, из них 94,7% - лица старше 18 лет, 5,3% - лица младше 18 лет. Численность лиц старше 18 лет, впервые признанных инвалидами, в 2011 году в Иркутской области от всех заболеваний составила 16975 человек [Постановление Правительства Иркутской области от «26» сентября 2012 г. № 522-пп Долгосрочная целевая программа Иркутской области «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения» на 2013-2015 годы].

В силу ограниченности возможностей такие люди испытывают определенные трудности в поиске работы (и не только в этом) и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Даже, несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.

Социальный факт - люди с ограниченными возможностями трудоспособны. Социальная проблема – противоречие между тем, что государство и общественные организации оказывают поддержку инвалидам при трудоустройстве и тем, что большинство трудоспособных инвалидов не трудоустроено. Исследовательская проблема - знание о том, что среди инвалидов есть трудоспособные, и незнание, почему большинство трудоспособных людей с ограниченными возможностями не трудоустроено.

Таким образом, перед нами стала задача выявить проблемы занятости и трудоустройства инвалидов.

Мы выяснили, что основным препятствием для трудоустройства для большого числа не работающих в настоящий момент инвалидов является невозможность быстро и без посторонней помощи добраться до места работы. На втором месте по частоте встречаемости, является утверждение, что у инвалидов недостаточно знаний и отсутствие опыта работы. Кроме того, многие указывают на то, что основным препятствием для полноценной и плодотворной работы являются физические, психологические недостатки и «инвалидность», а также нежелание работать (высказывались различные причины: отсутствие материальных стимулов, агрессивность и обреченность в попытках найти подходящую для себя работу и т.д.). Среди проблем есть и другие причины (отсутствие такой работы, иметь которую желал бы опрашиваемый, трудности во взаимоотношениях с другими людьми и т.д.). Таким образом, из вложившейся картины можно проследить наиболее негативные факторы, являющиеся причинами безработицы у большинства инвалидов (Рис 1.).

 




 

 



 




 

 



 

 

Рис. 1. «Дерево проблем»

Основная причина сложности трудоустройства касается несоответствия имеющихся условий труда состоянию здоровья инвалидов. Это объясняется отсутствием предприятий, где созданы необходимые условия труда для инвалидов, и специальных предприятий для этой категории населения. Для инвалидов главным критерием отсутствия работы является низкая заработная плата. Также препятствующим фактором в трудоустройстве инвалидов остается нежелание самих работодателей принимать инвалидов в связи с необходимостью обеспечения им особых условий труда.

В целях комплексного решения проблем  инвалидов в регионе приняты следующие нормативные правовые акты:

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года;
  2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 175;
  3. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351;
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;
  5. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р.

Анализ и оценка действующих  в регионе Программ показали, что одним из приоритетных направлений реализации задач по улучшению качества жизни социально незащищенных групп населения является развитие доступной среды жизнедеятельности, создание оптимальных условий и возможностей для самообслуживания инвалидов за счет расширения финансовой поддержки.

Существующие программы  зачастую слишком сконцентрированы на масштабе и не предлагают решений, как найти работу для конкретного  инвалида с его индивидуальными особенностями, а также как сделать его работу успешной и эффективной. Также подобные государственные программы оказывают влияние на отношение работодателей к проблеме и методы их работы. Государственные службы по-прежнему придерживаются массового подхода при решении проблем трудоустройства инвалидов, работодатели по-прежнему настороженно относятся к инвалидам и опасаются брать их к себе на работу, они не ожидают от инвалидов успешной работы и не обладают информацией о решении специфических проблем инвалидов на рабочем месте.

Итак, можно сделать следующие выводы. Основными препятствиями для трудоустройства считаются (кроме невозможность быстро и без посторонней помощи добраться до места работы) отсутствие опыта работы по специальности и инвалидность. Как уже сказано, основная проблема - отсутствие подходящих рабочих мест на рынке труда. Работа для трудоспособного инвалида является важным источником материального существования. Инвалиды предпочитают скрывать, при возможности, инвалидность из-за опасений получить отказ, что подтверждает игнорирование общества инвалидов как успешных работников. Инвалиды не всегда обладают достаточными знаниями и навыками, для того чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Основной причиной неудовлетворенности инвалида своим рабочим местом является низкая заработная плата.

На основании результатов прогнозного поиска проблем трудоустройства инвалидов и в соответствии с построенным «деревом проблем», нами проведен нормативный прогноз, включающий в себя определение целей и возможных путей решения обозначенных раннее проблем изучаемого объекта.

Теоретический инструмент изучения проблемно-целевых ситуаций мы представили в виде «проблемно-целевого ромба», вершины которого составляют конечную цель (самоцель) – с одной стороны и ключевая проблема – с другой, а оба бедра на разных уровнях соответствуют целям и проблемам различного порядка (Рис. 2.).

Проблемно-целевой ромб позволяет  ориентироваться на комплексный  подход к исследованию целей и  проблем всех порядков как единой иерархической системы, а также предложить проект по решению проблем трудоустройства инвалидов для достижения поставленных целей.

 


 

Цели


 


 

 


 


 


 



 


 


 

Проблемы

 

 

Рис. 2. «Проблемно-целевой  ромб»

 

2.2. Разработка проекта программы по трудоустройству инвалидов

Представленное в предыдущем параграфе описание проблем занятости и трудоустройства инвалидов в современном российском обществе, к сожалению, не внушает оптимизма. Для того, что бы ситуация начала изменяться в лучшую сторону, требуется целый комплекс мер, направленных на изменение сложившихся общественных отношений.

Среди первоочередных мер следует признать проектирование процесса решения проблем; создание механизма резервирования определенных рабочих мест и профессий для лиц с ограниченными возможностями; меры по надлежащему обучению и трудоустройству инвалидов.

Вероятно, все же необходимо возвращение в законодательство и активное использование системы квотирования рабочих мест для инвалидов с учетом того, что те предприятия, которые по тем или иным причинам не будут их выполнять, платили соответствующие суммы в бюджет и которые бы потом направлялись именно на решение проблем инвалидов, в том числе и на их трудоустройство. Причём все-таки непосредственной целью квотирования должно стать именно реальное трудоустройство людей с инвалидностью, а не штрафные санкции для работодателей.

Помимо этого, государство  могло бы само поощрять, в том  числе и финансово (льготное налогообложение, кредиты и т.п.) те организации, которые принимают к себе на работу инвалидов сверх установленных законодательством квот.

Следует предложить так же ведение в программу высших и  средне-специальных учебных заведений курса по подготовке специалистов по трудоустройству инвалидов. Данные специалисты могли бы работать с индивидуальными потребностями людей с инвалидностью, с работодателями по изменению их стереотипных убеждений и созданию специальных условий труда для инвалидов, а также по разработке и реализации новых государственных подходов в решении этих вопросов.

Необходимы государственные  инвестиции в создание рабочих мест для инвалидов, а также современная система профессионального образования по конкурентоспособным профессиям и специальностям.

Как в сельской местности, так и в городских районах  инвалиды должны иметь равные возможности  для занятия производительной и  приносящей доход трудовой деятельности на рынке труда.

Следует так же повышать грамотность инвалидов в сфере  защиты своих прав в сфере занятости и трудоустройства, дать им уверенность в том, что их права реально защищаются государством и могут быть реализованы.

Важным мы считаем, применение программно-целевого метода в виде разработки проекта программы, который даст возможность увеличить показатель занятости и интеграции инвалидов в общество.

Целью Программы является создание условий для занятости и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо осуществить комплекс мероприятий  по следующим взаимосвязанным направлениям:

  1. Дополнительное обучение или переподготовка инвалидов.
  2. Создание системы информирования как для инвалидов о существующих возможностях трудоустройства и государственных программах, так и для работодателей об ищущих работу инвалидах.
  3. Организация и развитие индивидуально-трудовой и предпринимательской деятельности инвалидов.
  4. Создание ресурсного центра для молодых инвалидов «Помощник», обеспечивающий молодых инвалидов психолого-физиологическим сопровождением.
  5. Повышение качества работы государственных структур.
  6. Модернизация предприятий с целью интеграции молодых инвалидов на обычных рабочих местах.
  7. Строительство и реконструкция объектов реабилитации инвалидов (Таблица 1).

Информация о работе Проектирование трудоустройства инвалидов