Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:09, курс лекций
Психология управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.
Личность работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.
Перечисленные личностные черты,
естественно, не исчерпывают всего
богатства характеристик
Тема 4. Организация и социальная группа как объекты управления
1. Малая социальная
группа как социально-
Вся наша жизнь — хождение по группам. В этой шутливой фразе много социально-психологического смысла. Индивид, как бы он ни был автономен и самостоятелен, не может существовать, не может выражать свою сущность .вне общения с другими людьми, вне взаимодействия с группой людей. В начале жизни .самой первой социальной группой, в которой человек пребывает и где закладываются основы его личности, является семья, затем идут дружеские компании сверстников, учебные группы, любительские объединения и т.п. Словом, человек всегда связан с кем-либо из ближайшего окружения. Тысячами нитей каждый из нас также связан с гигантским человеческим социумом, испытывая на себе его влияние. Кстати тут будет сказано, что слово "группа" происходит от итальянского gruppo — "связка". Нас, конечно же, интересуют социальные группы, в которых человек реализует себя при выполнении определенной трудовой деятельности.
Каждый из выпускников высшего учебного заведения по его окончании окажется в ситуации выбора из двух, в основном, вариантов. Первый, когда вас уже ждут в какой-либо производственной, коммерческой или исследовательской организации, где имеется вакантное место и вы (при удачном стечении обстоятельств для вас) его занимаете и таким образом входите в уже сформированную группу, в уже работающий коллектив. Такие организации давно или недавно созданы в обществе специально для определенного вида деятельности, там отлажены или спроектированы деловые взаимодействия. Второй вариант реже, но тоже возможен: это когда вы сами или совместно с кем-либо из напарников. создаете свою организацию, свою группу, свою фирму. Второй вариант может быть и в стабильных коллективах, когда требуется переформировать силы, создать новые подразделения, службы, рабочие группы, временные творческие коллективы. Такой подход часто используется крупными и средними западными фирмами для усиления динамизма, повышения конкурентоспособности своего производства. Нашим отечественным предпринимателям, руководителям, менеджерам приходится использовать и тот и другой подходы, поэтому знания, накопленные наукой об организации, социальной группе, коллективе как объекте управления, представляют практический интерес.
Прежде чем управлять объектом, надо представлять себе его- основные характеристики. Что же такое группа, каковы ее количественные и качественные параметры? Какие механизмы действуют в социальных . группах, как их можно использовать в управлении? Какова динамика организаций и групп? Эти и многие другие вопросы непременно встанут перед вами.
В теории, социологии и психологии управления существуют разные подходы к объекту, что объясняется отличием предметов изучения в каждой науке. Теория управления в качестве объекта берет организацию, ее структуру, ее как систему. Социология и психология рассматривают в качестве объекта управления социальную организацию, социальные
в группы. Ф Устоявшимся и общепризнанным является следующее определение
организации как трудовой
ячейки организация — это группа
людей (два и более), деятельность
которых сознательно
В отечественной психологии, социальной психологии довольно много внимания уделялось изучению коллектива. Он в отечественной психологии управления рассматривался как объект (см.: Свенцицкий А. Л Социальная психология управления. Л., 1986; Лебедев В. И. Психология и управление. М. 1990). Западная психология не признавала такого понятия, как коллектив, и оперировала понятием малая социальная группа. В последние годы происходит взаимообогащение этих двух направлений исследования и теперь признается наличие и социальной группы, и коллектива и в зарубежной и в отечественной психологии, а также в менеджменте (см., например [1]).
На наш взгляд, плодотворной
для науки управления может стать
предложенный когда-то Л. П. Буевой термин
"коллектив", понятый как "сплав
социальной группы и организации"'.
В ряде исследований утверждается,
что коллектив — высшая форма
внутренней организации группы. В
таком случае нужно рассмотреть
в качестве объекта управления социальную
организацию, а также весь комплекс
вопросов, связанных с формальной
и неформальной социальными группами.
Часть этих вопросов в какой-то мере
рассматривалась в общих курсах
социологии и социальной психологии,
в частности групповое
Круг накопленных знаний
об организации и о социальных
группах настолько широк, что
им посвящено множество
Известно немало определений малой социальной группы. Приведем только некоторые.
1. Под малой группой
понимается многочисленная по
составу группа, члены которой
объединены общей социальной
деятельностью и находятся в
непосредственном личном
2. Малая группа — относительно
небольшое число
3. В американском менеджменте
под группой понимают двух
или- более людей,
4. В отечественной социальной
психологии до настоящего
Наиболее общими качествами малой социальной группы с точки зрения управления можно считать следующие:
1) направленность группы
(социальная ценность принятых
ею целей, мотивов
2) организованность группы
(как способность ее к
3) микроклимат, или
4) референтность (как степень
принятия членами группы
5) интеллектуальная активность
и коммуникативность (характер
межличностного восприятия и
установления взаимопонимания,
6) эмоциональная
7) волевая коммуникативность
(способность группы
Английские специалисты по управлению М. Вудкок и Д. Фрэнсис выделили наиболее типичные ограничения, препятствующие эффективной работе коллективов.
1.Непригодность руководителя. Руководство — это, видимо, самый важный фактор, определяющий качестве, работы коллектива. Организаторские способности имеются не у каждого. Установлено, что такая одаренность встречается в несколько десятков раз реже, чем музыкальные или математические способности. Психологи сейчас располагают рядом методик оценки организаторских способностей менеджеров. Но всегда коллектив берет на себя высокую ответственность, приглашая по контракту специалистов-организаторов.
2. Неквалифицированные сотрудники. Эффективный коллектив должен представлять собой сбалансированный и полнокровный ансамбль, где каждый исполняет свою роль и все решают общую задачу. Поэтому нужен такой состав сотрудников, которые могут плодотворно работать вместе.
3. Ненормальный микроклимат. Коллектив составляют люди с разными ценностями и пристрастиями. И сплачивают их не только единые цели, но и общие эмоции. Преданность коллективу — один из признаков нормального климата в коллективе. Высокая степень взаимной поддержки также естественное состояние эффективно работающего коллектива. Недоверие, подозрительность людей друг к другу разъедают коллектив.
4. Нечеткость целен. Если нет ясного видения общей цели, то отдельные члены коллектива не смогут внести свой вклад в общее дело. Изучение экономических гигантов США и Японии показало, что их успех во многом обусловлен наличием делового кредо, т.е. совокупности основных целей, стоящих перед ними. Эти цели конкретно формулируются для низовых коллективов в виде каких-нибудь принципов, правил и даже лозунгов, а затем постоянно и умело доводятся до сознания и чувств всех работающих. В современной динамичной обстановке может потребоваться и поменять цели в новых обстоятельствах. Коллектив, который глядит вперед и соответственно корректирует свои цели, обычно добивается успеха.
5. Неудовлетворительные результаты работы. Бывает, что хороший микроклимат, высокая компетентность сотрудников и прочее не дают хороших результатов. В этом случае, видимо, не хватает напористости, стремления работников к совершенству, отсутствуют должные стимулы.
6. Неэффективность методов подготовки и принятия решений. Существует, однако, "коллективный" интеллект — "брэйнсторминг" (ярмарки идей и пр.) овладение которым поможет усовершенствовать эти методы.
7. Закрытость и конфронтация. Когда в коллективе нет свободы суждений, в нем возникает нездоровый климат. Члены коллектива должны иметь возможность высказывать свое мнение друг о друге, обсуждать все разногласия без страха показаться смешными или опасаясь мести. В эффективно работающих коллективах не избегают деликатных и неприятных вопросов, а обсуждают их честно и прямо, не боясь столкновения взглядов и конфликтов.
8. "Неразвитые сотрудники. При прочих равных условиях наибольшими возможностями обладает коллектив с высоким уровнем индивидуальных способностей его членов. "Развитые сотрудники", по определению Вудкока и Фрэнсиса, энергичны, умеют совладать со своими эмоциями, готовы открыто излагать свое мнение, могут изменить свою точку зрения только под воздействием аргументов, хорошо излагают свое мнение.
9. Низкие творческие способности -коллектива. Эффективный коллектив имеет способность генерировать творческие идеи и осуществлять их. Коллективное творчество имеет свои стадии: определение задачи, зарождение идей, отбор и развитие наиболее ценных идей, проверка идей, внедрение новшества. Включение в творчество требует не только тяги к новому, но и соответствующих действий.
10. Неконструктивные отношения с другими коллективами. Качество взаимодействия с другими коллективами бывает неудовлетворительным. Руководитель обязан налаживать связи, изыскивать возможности для постоянного совместного решения проблем, добиваться личного взаимопонимания и создания климата доверия для предотвращения враждебности и налаживания сотрудничества.
Итак, каждая организация, в
которой происходит непосредственное
взаимодействие работников, может быть
рассмотрена как малая
2. Структуры в группе
Производственный трудовой
коллектив имеет несколько
вспомогательные, обслуживающие)
и работники преимущественно
умственного труда (административно-
Хороший руководитель непременно вникнет в профессионально- квалификационную структуру своего коллектива. В ней обычно выделялись следующие группы работников: высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные, практики, со средним специальным образованием, с высшим образованием. Знание этих характеристик позволит руководителю увидеть плюсы и минусы своей организации, коллектива, выявить его психологические особенности, а также те персонифицированные силы, которые способны повысить или, наоборот, снизить эффективность его деятельности.