Панк
Панк — молодёжная субкультура, основанная на музыке, которая зовется,
как ни странно, тоже панк. Имеется утверждение, что музыка
называется «панк-рок», а носители субкультуры —
«панки» или «панк-рокеры». Но это не столь важно. О музыке, субкультуре,
прикидах и т. п. информации много, нас же
интересуют, в первую очередь социальное
воздействие, связанное с этим явлением.
Панк созревал в 50-70-х годах 20-го века,
отпочковавшись от цветущего тогда рок-н-ролла,
а затем и рока. Группы и исполнители, предвосхитившие
появление панка, объединяют термином прото-панк — ряд довольно
разномастных преимущественно британских
и американских исполнителей, привносивших
все новые черты в будущую субкультуру.
В более-менее узнаваемом виде элементы
панка можно повстречать у молодёжных
команд 1960-х годов, создававшихся под влиянием Beatles и Rolling Stones. Относительно сырой и грубый (raw) звук,
основанный всего лишь на нескольких аккордах, можно обнаружить в таких классических
вещах того времени, как «You Really Got Me» группы The Kinks (1964). К концу 1960-х вызывающе примитивное
звучание, в соединении с вульгарной манерой поведения на сцене, стала культивировать
американская команда The Stooges. Её лидер Игги Поп отвергал музыкальные утончённости,
ценил в рок-н-ролле необузданный драйв,
выступал на концертах вымазанным в собственной
крови и заканчивал бесчинства на сцене
«нырянием» в толпу зрителей. Группу Velvet Underground, которую относят к прародителям не только
панка, но и альтернативной музыки в целом,
отличали мрачные, безысходные картины
проблем современного общества в текстах,
экспериментальное звучание (которое,
впрочем, сильно отличается от панка в
современном понимании слова). Группа New York Dolls начала 70-х оказала влияние (по большей
части своим вызывающим имиджем) на пожалуй
целое поколение будущих панк-рокеров
по обе стороны Атлантики, которому было
суждено выступать в конце 70-х, на пике
популярности жанра. Связующим звеном
между движением панков и предыдущим поколением битников выступила
«крёстная мать панк-движения», Патти Смит.[4] Родителями панка такого, каков он есть,
была нью-йоркская группа the Ramones. Они первые начали классифицировать
себя как панков, создали внешний стиль
(черные кожаные куртки, рваные джинсы)
и придали музыке сумасшедшую по тем временам
скорость.
Одним из мест зарождения панк-рока считается
небольшой нью-йоркский музыкальный клуб CBGB, где в середине 70-х выступал весь цвет
тогдашней альтернативной музыки.
Российский панк, по мнению музыкального
обозревателя газеты «Коммерсант» Бориса Барабанова, вырос на песнях Петра Мамонова.
В России панки думают, что своим хулиганским
поведением идут против системы, но только
показывают, какое они отбросы общества.
Как и принято, употребляют наркотики
и всё, что подешевле. Или учатся в каких-то ПТУ или работают на непрестижных работах. Часто меняют
место работы либо из-за собственной лени,
либо из-за воровства (пить хочется, а работать —
нет), либо просто так (ищут, где побольше
платят). Большинство таких нигде не учатся
и подрабатывают время от времени, а остальное
время сидят на шее у родителей. Такой
вот нонконформизм. Не читают практически
ничего, круг музыкальных вкусов очень
ограничен, потому постороннему человеку,
интересующемуся панком, ничего не могут
предложить, кроме «Мужик, поставь на пиво».
Мéталлисты
Мéтал— общее название для огромной кучи стилей музыки,
возникших в конце 70х — начале 80х гг. из
хард-рока. О том, что такое метал, на чем
его играют и как он звучит, можно невозбранно
прочесть в википедии. Нас же интересуют
в первую очередь социальная группа.
В начале 80-х годов XX века в Москве, Ленинграде и других крупных городах СССР появились первые поклонники
зарубежных «металлических» групп, носившие соответствующую
атрибутику. Они испытывали прессинг со
стороны милиции, а также со стороны представителей
неформального движения люберов и другой маргинальной хулиганствующей
молодежи, пытавшихся при помощи кулаков
исправить музыкальные пристрастия металлистов.
Советская официальная пропаганда негативно
реагировала на появление новой субкультуры, пришедшей из-за рубежа. Концерты
проходили нелегально, музыка иностранных
исполнителей метала не звучала ни по радио, ни с экранов телевидения, не распространялись записи
и на легальных носителях. Поклонники
привозили грампластинки из-за рубежа и тиражировали
их на магнитофонных кассетах. Атрибутику
первые советские металлисты изготавливали
самостоятельно (например, для самодельных
напульсников использовали дерматин,
ободранный с дверей, а заклепки снимали
со школьных сумок; цепи использовали
сантехнические или собачьи и т. д.).
В те же годы в Москве появились первые советские
музыкальные коллективы, игравшие метал:
«Круиз» (во главе с Валерием Гаиной),
«Ария», «Мастер», «Коррозия Металла», «Легион», «Э.С.Т.», «Черный кофе», «Черный обелиск», «Шах»
Пик волны массовой моды на
метал пришелся на вторую половину 80-х
годов XX века. На Московский рок-фестиваль
мира в Лужниках в августе 1989 года впервые в Россию приехали
зарубежные группы, в частности, Skid Row, Mötley Crüe, Cinderella, Ozzy Osbourne и Scorpions. Он собрал за 2 дня около 200
000 зрителей, весь доход от фестиваля (около
$1 000 000) был перечислен в Фонд борьбы с
наркоманией. В 1991 году на Тушинском аэродроме
в Москве впервые выступила группа Metallica. Концерт стал событием года.
В начале XXI века в России существуют
как металлисты различных возрастов —
от зрелого до молодёжи и детей, так и многочисленные
группы, играющие в этом стиле.
Внешний вид вызывающе агрессивный:
черная одежда с большим количеством металла,
изображением черепов, крови, надписью
“сатана” на английском языке – хотя
одежда чистая, опрятная . Классические
металлисты носят узкие черные джинсы,
заправленные в высокие ботинки или «козаки»
, кожаные куртки с косой молнией – “косухи”,
“косовороты”, серьги в левом ухе, перстни
с изображением черепов или других черных
магических символов (пентаграмма, скелет
и т. д.) . Но их внешняя агрессивность и
мрачность чаще всего являются средством
эпатажа по отношению к окружающим людям.
Те, которым за 25 лет, занимаются серьезной
работой, как правило, миролюбивы, хотя
иногда могут похулиганить вместе с теми,
кто моложе.
Что носят металлисты:
Типичный ремень металлиста
Длинные волосы у мужчин
Кожаная куртка «косуха» , кожаный жилет.
Чёрные футболки или балахоны с логотипом
любимой металлической группы.
Напульсники — кожаные браслеты с заклёпками
и/или шипами (порки) , шипастые, проклёпанные
ремни, цепи на джинсах.
Нашивки — Нашивки на одежде и прочих
окружающих предметах с изображениями
любимых метал-групп.
Тяжелая обувь — «камелоты» , «гриндерсы»
, «мартинсы» , «стилы» , «гады», обычные
высокие ботинки. Короткие сапоги с цепями
— «казаки» . Туфли (как правило, остроносые,
«готические» штиблеты) .
Реперы
Рэперами называют бездумных
фанатов музыкального
направления, называемого рэпом. Рэп-тексты
повествуют о тяжелой жизни обычного городского
гопника, либо же о машинах, женщинах и
неимоверной крутизне рэпера. В русифицированном
варианте (см. Fuckтор 2, Серёга, Центр, Каста,
Баста и т. п.) тексты повествуют лишь о тяжелом
”пацанском” бытии — что обеспечивает их популярность
среди самой
многочисленной части населения этой страны.
Реперы делятся на
кланы, подражая американским
реперским
гангстерским бандам гетто
East side и West side, враждующие между собой.
В Америке реп – что в России – шансон,
музыка уголовных элементов.
В России среди реперов таковых
«элементов» практически нет. У нас реп
– это, скорее, просто ультрамодный
образ «крутых по понятиям». По мнению
МК (от 27.04 2000 года) «Реперами являются
далеко не все, кто слушает реп,
а скорее самая малоразвитая часть
этой категории населения».
Конечно, с этим можно не
согласиться, но иногда так и может показаться.
Они не особо отягощают себя моральными
принципами и жизненными ориентирами.
Жизненные идеалы реперов сильно
варьируются от тусовки к тусовке. Среди
реперов широко практикуется «кидалово»
(изъятие каких-либо предметов
одежды или дорогих вещей
под угрозой физической расправы)
более «идейно непросвещенных»
реперов или просто людей, далеких
от Hip-Hop культуры. По мнению самих же
реперов, их главными врагами являются
бритоголовые НС. Так White
Smoke Clan быстро заработал репутацию
среди реперов тем, что сделал своими
задачами защиту Hip-Hop движения
от агрессии неонацистов. Это,
пожалуй, единственная реперская
банда, реально копирующая
стиль жизни афро-американских
гангстеров. Но вскоре быть «Вайт Смоком»
стало просто модно, и появились
так называемые 2-е,3-е и даже 4-е поколения
«Вайт Смоков», правда, резко
отличающихся от реальной банды
не в лучшую сторону и по количеству
и по качеству. Правда сейчас интерес
к подобной деятельности заметно
приутих и «White Smoke Clan» постепенно ушел
в тень и существует уже
больше, как страшилка для простых
реперов и их оппонентов.
Скинхэды
Скинхэды— общее название для людей,
внешне выглядящих почти одинаково, но
имеющих самые различные политические
убеждения, вплоть до полного отсутствия
таковых. НТВ и прочие телеканалы рисуют,
естественно, фашыста и, что самое смешное, в этой стране недалеки от истины.
Скинхэды, что появились в конце
60-х, были, вообще, продуктом мод-культуры, которая также именовалась hard mod. Она развивалась
под сильным воздействием ямайской культуры,
приносимой в Англию. Моды мало чем отличались
от молодёжи
рабочего класса, но тратили на шмотки большее
количество денег. Кроме одежды, мода всегда
можно было узнать по мотороллеру.
Первые
скинхэды были недалеки от культуры модов —
они носили костюмы и были такими же позерами, но они стали привносить в субкультуру
и чтото своё. Первые скинхэды отдавали
предпочтение американской одежде — Levi
Strauss Jeans, также в моду начали входить узкие
подтяжки (тяги) и тяжелые рабочие ботинки «со
стальными носами» Dr. Marten’s или просто —
Doc’s. Это ужесточение стиля одежды было
связанно с тем, что скины, в отличие от
модов, старались показать свои корни —
они величали себя working class kids.
Название
«skinheads» появилось позже и совершенно
ВНЕЗАПНО: после очередной разборки, где
было много представителей этой субкультуры
с короткими волосами, журналист, описывающий
всю пьянку и погром, назвал их бритоголовой
толпой, да так и прижилось. На самом деле, волосы скинхэды носили любой длины,
но без излишеств, хотя да, отделение от
модов сопровождалось знатным усечением
длины волос.
Скинхэды,
многие из которых работали в порту грузчиками,
слушали музыку с Ямайки — рудбоев. Да
и сами комплектовались из них чуть
менее, чем наполовину. Музыка — в основном ska и rocksteady, те два стиля, которые были предками
современного регги. Днем скинхэды ходили в школу, на работу
(если могли такую найти, так как в Англии
тогда было то же самое, как в этой стране
в начале 90-х). Вечером, если они не были заняты разборками
против других скинов/хиппи/гризеров/Hells Angels, они ходили в dance-halls танцевать, в пабы
пиво пить и на футбол.
Скинхэды
питались пивом, в отличие от модов и рудбоев, питавшихся веществами. Скинхэд-девушки наряжались почти как
мужики, носили прическу челси (челка длинные
космы на висках и гладко побритый затылок).
Рудигерлс, скинхэд-герлс и мод-герлс ещё
носили мини-юбки, которые тогда были очень
популярны и использовались как эпатаж перед морально устаревшими
предками.
В
самом конце 60-х скинхэдов стало нереально много. Собственно, с этого всё и началось.
Те,
кто не повзрослел, не нахватался арматурой
в голову, не нашел работу и остался верен
идеалам — перманентно ругаются по поводу
правильной истории скинхед-движения
и по поводу того, кто крут ,а кто нет. Учитывая,
что все перечисленные в статье субкультуры
давно мертвы: моды, например, отошли ещё
в конце 60-х, до восьмидесятых не дотянул
вообще никто, а современные последователи
английских дедушек-бабушек подражают
им исключительно на основе своих иногда
в корне неверных представлений об их
жизни, получается дикий бардак, разброд
и шатание.
Современные бритоголовые неонацисты
существенно отличаются от предшественников.
Они легализовались, осмелели, в полной
мере ощутив и использовав все возможности
демократического общества, которое на
настоящий момент позволяет им относительно
спокойно существовать и развиваться.
Они постоянно присутствуют на шествиях,
пикетах, демонстрациях, сходках, отмечают
значительные нацистские праздники и
некоторым образом оказывают влияние
на политическую жизнь России.
Скинхеды вышли на улицы городов
и на различные политические митинги как-то
неожиданно и, в отличие от традиционных
«фашиков» (молодых поклонников Гитлера,
появившихся ещё в годах 80-х), пробудили
к себе пристальное внимание всех средств
массовой информации.
Проблема молодежного экстремизма,
расизма и фашизации существовала в России
задолго до того, как к ней стали привлекать
наше внимание СМИ. Первые робкие публикации
о существовании молодежных групп профашистской
ориентации появились уже в строгие «застойные»
годы. Однако в целом существование этих,
зачастую еще очень небольших группок
или клубов, как СМИ, так и работниками
правоохранительных органов старательно
и долгое время игнорировалось. Происходило
это из-за того, что, в отличие от люберов
или панков, фашисты вели себя смирно,
в большинстве случаев подчинялись строгой
внутригрупповой дисциплине, стараясь
не привлекать к себе пристального внимания,
а главное, опасаясь негативных оценок
со стороны власти и общества.
2002-2004 годы
На бритоголовых как на социально-политическое
явление обращают внимание органы высшей
исполнительной власти. Происходит усиление
всевозможных репрессивных и сдерживающих
мер со стороны государства. В России проходит
ряд «показательных» судебных процессов
над скинхедами, в том числе – над участниками
организованных скин-группировок.
Эмо
Эмо (от английского emotion — эмоция) —
очередная субкультура, наполовину вымершая, наполовину трансформировавшаяся
в другие субкультуры вроде детей сцены
и трэша. Модная пресса называет эмо
скрещением гота и барби. Многие недолюбливают эмо,
а кто-то искренне ненавидит. Эмо иногда
служат пищей для некоторых готов, панков и прочих. Особенно их не любят среди ровных пацанов.
Как припоминают старожилы и Википедия, в 80-е словом «эмо»
называли несколько дико андеграундных и никому
не известных хардкоровых групп, типа Rites of Spring и Embrace.
Название «эмо» прижилось из-за того, что
они стали петь о личных переживаниях
и эмоциях, за что в шутку назывались в
тогдашних панк-зинах «эмокорщиками».
Слушатели тогдашнего эмокора от прочих
хардкорщиков ничем не отличались.
Группы массам были малоизвестны,
быстро распались[1] и большинством ныне забыты.
Их слушают 3,5 человека на Last.fm, 2,5 из которых — ради более
высокого статуса в эмо-тусовке. Тут покойникам
и славу поют, а поскольку к нынешнему
«эмо» те 80-ники относятся менее чем никак.
В этой стране появились в начале нулевых годов, в
Москве известны с 2004. На Украине с 2007.
Кончились на рубеже 2008 и 2009.
В
современной эмо-среде споры о том, что
же считать этим самым эмо еще сильнее,
чем у готов. Связано это с тем, что в отличие от готов,
современное «эмо» возникло на пустом
месте. Сначала придумали модный имидж,
потом под этот имидж придумали субкультуру,
и наконец, подогнали под это название
группы, которые у этой субкультуры популярны.
Поэтому у каждого эмо список эмо-групп
свой, причём половина из них даже не подозревает,
что их занесли в эмо. Иногда достаточно
не только мрачных текстов, но и даже просто
траповского внешнего вида. Благодаря
этому, пока джейрок не стал моден среди
анимешников сам по себе, все Visual-kei группы
гуляли в бложиках на беоне как «японские
эмо».