Реабилитатция детей инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

Содержание

Введение 2

Глава I
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.

Содержание понятий инвалидность и реабилитация,
виды реабилитации 5

Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья 22

Особенности социальной реабилитации детей-инвалидов, проживающих вне семьи 33

Глава II
Современные подходы к проблемам детей-инвалидов.

Трудности социально-психологической реабилитации
детей-инвалидов 41

2.2 Развитие способностей преодоления трудностей социальной реабилитации 45
2.3 Практическое решение проблем детской инвалидности 50

Заключение 77

Список использованной литературы 87

Приложение 90

Вложенные файлы: 1 файл

реабилитация детей инвали.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

Таковым нам представляется реальный путь вхождения ребенка-инвалида в счастливую, независимую жизнь.

 

  1. Творческая реабилитация как путь реадаптации

детей-инвалидов в обществе.

В 1997 году Московский Благотворительный Совет утвердил городскую благотворительную программу "Центр творческой реабилитации детей-инвалидов". Заявителем Программы было Международное общественное информационно-просветительское движение "Добро - без границ". Исполнителем Программы - Московский Театр Детской книги "Волшебная Лампа". Цель программы - разработать методику и создать центр, где дети с ограниченными физическими возможностями могли бы получить творческий толчок к развитию личности.

Московский Театр Детской книги "Волшебная Лампа" был создан в 1989 году и главной своей задачей определил идею утверждения в сознании современных детей приоритета книги как одного из главных носителей духовной культуры. С первых дней своего существования театр рассматривал свою деятельность как фактор своеобразной духовной реабилитации подрастающего поколения, так как сегодня отчётливо наблюдаются черты духовного оскудения внутреннего мира ребёнка. Театр должен помочь ребёнку противостоять обрушившимся на него с теле-, видео- и киноэкранов потокам культурного суррогата, агрессии и даже грязи.

Данные намерения и установки на протяжении более чем 10 лет существования театр реализует стойко и последовательно. Они распространяются и на выбор репертуара, художественного языка, большую просветительскую и педагогическую работу вокруг спектаклей. В репертуар театра включены лучшие произведения отечественной и зарубежной литературы: Пушкина, Андерсена, Милна, Маршака, Шолом-Алейхема, исключающие жестокость, безнравственность, насилие и утверждающие идеалы добра, уважения к личности ребёнка. 
За эти годы в театре сложился коллектив единомышленников-профессионалов - режиссёров, артистов, художников, педагогов.

С первого же сезона своей работы театр очень большое место уделял выступлениям перед больными детьми, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, социально незащищёнными группами детей и подростков и т.д. В каждом сезоне значительное количество спектаклей показывались в детских больницах. Все эти мероприятия проводились в формах литературных праздников с активным вовлечением зрителей в литературные викторины, театрализованные игры , тематически связанные со спектаклем, который зрителям предстояло посмотреть.

Таким образом, создание в 1997 году при театре Центра творческой реабилитации детей-инвалидов явилось логическим продолжением гуманитарной и просветительской работы театра на протяжении предшествующего периода. Тем более, что, по многочисленным отзывам работников больниц и аналогичных детских учреждений, выступления театра имели определённый терапевтический эффект. Они способствовали оптимизации самочувствия ребёнка, отвлекали от сосредоточенности на заболевании, пробуждали интерес к чтению книг как к одному из способов познания мира. 

Возможности, представляемые благотворительной программе, помогли театру создать необходимую для его деятельности "среду обитания" - небольшой (на 50 мест) зрительный зал, дающий возможность каждому юному зрителю, оставаясь в обществе сверстников и родителей, сохранять ощущение непосредственного контакта с событиями и героями спектаклей. Построено также фойе-гостиная, в которой происходят встречи детей с писателями, проводятся праздники, отмечаются дни рождения, а с сезона 1999 года регулярно проводятся занятия Студии детей-инвалидов "СДЕЛАЙ ШАГ".

Создание в 1999 году своего собственного зрительного зала ( причем сделано это на благотворительные средства, собранные Движением "Добро - без границ") дало возможность театру кардинально улучшить характер своей деятельности. Появились тематические программы. Один из них - Пушкинский Театральный урок - отмечен Премией Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2000 год. Центр творческой реабилитации детей совместно с театром "Волшебная лампа" организует премьеры детских книг, театральные абонементы , празднования юбилеев и дней рождения писателей, встречи с писателями, поэтами, издателями, книголюбами.

В рамках благотворительной Программы стали регулярно проводиться литературно-театральные праздники для детей из специальных школ-интернатов, детских домов, детей-беженцев, приемных семей и детских домов семейного типа. Многие из этих мероприятий носят характер регулярных встреч одних и тех же детей с театром. Кроме просмотра спектакля, постоянно устраивались встречи детей с творческими работниками театра. Дети получали задания на создание рисунков и сочинений по впечатлениям от увиденного в театре. На следующем спектакле проводился смотр созданного детьми и лучшие работы премировались книгами и подарками. 

Убедившись, что творческое направление, педагогический и просветительский характер работы театра в массовых мероприятиях приносят заранее предусматриваемый эффект, руководители программы приняли решение перейти к индивидуальной работе с детьми-инвалидами и в сентябре 1999 года собрали группу таких детей в студию творческой реабилитации детей-инвалидов "СДЕЛАЙ ШАГ".

Участвовать в этой работе театр предложил Кафедре социальной психологии Московского Городского Педагогического Университета, психолого-педагогическим учебным заведениям Москвы. Вместе со специалистами - психологами и педагогами - пришли студенты-волонтеры. Также был приглашен для постоянной работы с детьми детский поэт Марк Шварц. В качестве гостей Студии приглашались: режиссер детского кино Заслуженный деятель искусств России Леонид Нечаев, поэт-бард Виктор Луферов, поэт-бард Александр Пинегин, исполнитель роли знаменитого Хрюши Заслуженная артистка России Наталья Державина, художник Сергей Феофанов, писатель и драматург Григорий Остер и другие известные деятели искусств. Автор и Художественный руководитель программы - Заслуженный деятель искусств Владимир Штейн.

Была набрана группа детей в возрасте от 8 до 12 лет, в основном больные различными формами ДЦП. Всего в занятиях участвовало около 20 детей.

Руководители программы изучили опыт работы с детьми по методу арт-педагогики, арт-терапии, профессиональной ориентации детей-инвалидов в различных кружках и студиях. Некоторые элементы этого опыта вошли в методику работы студии, но в данном случае была избрана принципиально новая концепция работы с детьми-инвалидами. Эта концепция определяется основными установками, которые с точки зрения руководителей программы должны быть положены в основу главной задачи: ТВОРЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ РЕБЕНКА, ФОРМИРОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ.

Путь к этой цели лежит через:  

  • Постижение механизма творческого процесса  
  • Преодоление одиночества  
  • Ощущение равенства с окружающим миром  
  • Воспитание социального оптимизма в масштабах всей будущей жизни

Следует отметить, что все вышеупомянутые составляющие в той или иной степени были только испробованы за сезон 1999-2000 гг. и убедили авторов программы в правильности избранного направления. Чтобы окончательно и результативно перевести этот опыт в универсальную методику, прошедшего времени было недостаточно, но уже те небольшие результаты, которые были достигнуты, убеждают в необходимости продолжения и логического завершения определенного этапа этой, в сущности, исследовательской работы, создания необходимых методических материалов и широкого знакомства с ней всех тех, кто работает с этой категорией детей.

Первая цель, которая достигается методом творческой реабилитации, - это преодоление ребенком своего одиночества. По нашим наблюдениям, любой ребенок-инвалид, даже окруженный любовью и заботой семьи, из-за отсутствия полноценного контакта с окружающим миром своих сверстников и жизненного опыта, замененного специфическим способом существования в условиях болезни, оставаясь наедине с самим собой, начинает испытывать чувство одиночества, ощущение своей "неполноценности", следствием чего возникает подавленность, депрессия или агрессивность.

Время такого ребенка не структурировано, он не знает, каким образом занять свое свободное время, реализовать свои возможности, о которых, впрочем, он и сам не подозревает, а его физические возможности ограничены, в то время как для развития интеллекта имеются неограниченные возможности. 

Вторая стратегическая цель проекта - изучение механизмов детского творчества.  
Так как студия "СДЕЛАЙ ШАГ" работает на базе Театра детской книги "Волшебная лампа", именно развитию интеллектуального потенциала ребенка уделяется самое пристальное внимание:   

  • Детям предлагается посмотреть спектакль, прочитать книгу, по которой сделан этот спектакль, обсудить на занятии увиденное и прочитанное, а в качестве домашнего задания попытаться написать рецензию, в которой проанализировать, чем книга отличается от ее театральной версии. Таким образом дети прочитали сказки Андерсена, сказки Доктора Сьюза, повесть Шолом-Алейхема "Мальчик Мотл", сказки Пушкина, Маршака, а дети постарше и "Капитанскую дочку" Пушкина. Выполненные домашние задания - рецензии читаются вслух на следующем занятии и обсуждаются с участниками студии (участниками студии являются не только дети, но и на равных с ними их родители, студенты-волонтеры, педагоги, приглашенные в этот день гости).

Вот пример рецензии, написанной Олей (12 лет):

"Я была на спектакле "Тили-Бом" ("Кошкин дом" Маршака) он мне очень понравился. С.Я. Маршак  написал поучительную пьесу. В  образе Кошки автор хотел представить  тех людей, которые от богатства  зазнаются и отказываются помогать  своим родственникам. 

Особенно мне понравился костюм и танец Огня. Огонь был таким ярким и красивым. Меня поразило, как авторы спектакля придумали изобразить дома различных героев. Дом был костюм артиста. И по костюму сразу было видно, кто живет в этом доме и каков характер хозяина. Например, дом Котят был хотя и босой, но веселый. А дом Свиньи сытый и довольный. Спектакль был очень веселый".

В другой рецензии Настя Суетина (8 лет) находит удивительное даже с точки зрения профессионального театроведения точное и вместе с тем очень простое определение эффекта от игры актера - исполнителя роли Ослика Иа-Иа: " он говорит смешные слова грустным голосом и от этого становится еще смешнее".  

  • Детям предлагается изучение основ стихосложения, объясняются понятия ритма, рифмы, метафоры, инверсии и предлагается в качестве домашнего задания сочинять стихи на заданные рифмы или с использованием заданной строки, заданной темы.

Вот один из примеров. Та же Настя Суетина на задание придумать стихотворение на рифмы "река - облака" сочинила: 

Испаряется река,  
Превращаясь в облака. 
Вниз по речке по реке 
Я плыву на облаке.

Особое место занимают задания на развитие фантазии. Например, детям предлагается такая игра: придумать невероятное фантастическое животное-гибрид вроде Слонопотама из сказки о Винни-Пухе. Слонопотам - это слон плюс гиппопотам. Но им предлагалось не только придумать название животного, но и нарисовать его. Таким образом на свет появились - Носолин (носорог плюс павлин), Фазьяна (фазан плюс обезьяна), Крокозебра (крокодил плюс зебра), Фапля (фазан плюс цапля), Жинот (жираф плюс енот) и другие смешные обитатели фантастического зоопарка.

Таким образом дети постигали механизм создания фантастического из соединения двух реалий. Эти веселые и полезные упражнения проводились на протяжении всех занятий Студии. Такие всевозможные игры предлагаются детям постоянно.   

  • Одной из первых творческих идей было намерение поставить с детьми кукольный спектакль по сказке Р. Киплинга "Откуда взялись броненосцы". В этой идее было много элементов стимулирующих фантазию, музыкальное развитие детей и много других элементов, вошедших в практику работы с детьми. Так, например, детям было предложено нарисовать иллюстрации к сказке, а так как все персонажи сказки и декорации предполагалось изображать с помощью кукол повторяющих кисть руки (Ежик, Ягуар, Черепаха, Бабочки, Цветы и т.д.), то дети получили задание: какое животное или птицу можно изобразить с помощью куклы, сделанной из перчатки. Было выполнено очень много таких кукол. Далее дети разучивали песню на слова Киплинга в переводе Маршака "На далекой амазонке", а с помощью барда Виктора Луферова создали шумовой оркестр и искали необходимое музыкально-шумовое оформление этой сказки. Одним словом, работа вокруг данного материала. 

Руководители проекта провели экспертизу разработанной методики, чтобы лишний раз проверить правильность выбранного пути. Вот, что сказала психолог Ирина Медведева, одна из авторов книг "Белая ворона" и "Дети новых русских":

"Мне представляется  очень опасным сегодняшний взгляд  на счастье детей вообще. Я сначала скажу о детях вообще, а потом уже о детях-инвалидах.

Многие наши взрослые сначала предали своих родителей, перечеркнув нашу ближайшую историю, а потом вслед за этим предали своих детей, согласившись на тот выбор, который им сегодня предлагают. Предлагают "Выбрать Пепси!" - и многие родители считают - "Пусть выберут Пепси и будут счастливы". Мы вот такие сложные, воспитанные, учились в вузах, читали книги, - а что хорошего? И они не понимают, на какое ужасное страдание они обрекают детей и как предают их этим, соглашаясь на такой рептильный выбор.

В особенности это касается детей-инвалидов.

Вот кажется - у этих детей такие ограниченные физические возможности - и, вроде бы, чем проще будет их психика, тем лучше, тем меньше они будут задумываться о своих страданиях. 
Но всё ведь получается наоборот. 

Задумываться о своих страданиях они всё равно будут, даже если они будут не развиты, потому что для этого не нужно высокого развития. Их инвалидность, их ограниченные физические возможности настолько очевидны, что и простому, примитивно воспитанному ребёнку не надо читать умные книги, чтобы понять, что жизнь его во многом трагична.

Информация о работе Реабилитатция детей инвалидов