Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:33, курсовая работа
Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
Введение 2
Глава I
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.
Содержание понятий инвалидность и реабилитация,
виды реабилитации 5
Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья 22
Особенности социальной реабилитации детей-инвалидов, проживающих вне семьи 33
Глава II
Современные подходы к проблемам детей-инвалидов.
Трудности социально-психологической реабилитации
детей-инвалидов 41
2.2 Развитие способностей преодоления трудностей социальной реабилитации 45
2.3 Практическое решение проблем детской инвалидности 50
Заключение 77
Список использованной литературы 87
Приложение 90
Но, когда перед ним открывается возможность творчества, возможность творческого постижения мира, возможность восприятия чужого и собственного творчества - это и есть настоящая РЕАБИЛИТАЦИЯ, - т.е. воспитание так называемых "ВЕРХНИХ ЭТАЖЕЙ" его психики. Потому, что на нижних этажах у него всё плохо. И когда ребёнок ещё даже очень маленький, от него уже трудно это скрыть.
Мне кажется, что, когда устраивают всякие соревнования для инвалидов, то, я бы сказала - это очень фальшивый гуманизм. Потому, что выставляют на всеобщее обозрение слабости, уродства ребёнка. А зачем, когда у него есть сохранные зоны, и эти сохранные зоны как раз целесообразно и очень плодотворно развивать, - что и делается в театре "Волшебная Лампа".
И тогда такому ребёнку есть куда уйти от своей, в общем-то, неприглядной, нерадостной (сколько ни убеждай его, что он такой же, как и все), ограниченной жизни, которая неизбежна для инвалида.
Мне кажется, смысл этих занятий в том, чтобы дать этим детям высокоуровневую психическую защиту.
Их защищают только "верхние этажи". Если эти "верхние этажи" психики осветить, то они смогут туда всегда уходить - а, вернее, приходить. Приходить из очень неприглядных "подвалов", что ли, психических, потому что такие дети, я уже сказала, неизбежно будут знать о своем страдании, но, чтобы это страдание не съело их душу, чтобы они не думали только о каких-то бытовых ограничениях, которые обязательно есть в жизни инвалидов, то надо им открыть совсем другие области, совсем другие зоны, в которых они смогут царить."
К этому следует добавить, что для выполнения этих заданий ребенок ставится перед необходимостью обращаться к художественной и справочной и иной литературе.
В процессе этой работы, естественно, появляются лидеры, ярко проявляющиеся в том или ином виде творчества, но смысл Программы не сводится к выявлению наиболее одаренных детей, а к тому, чтобы познанный ими механизм творчества мог быть применен ими в любой сфере деятельности, которую в будущем изберет ребенок.
Наиболее интересные и универсальные формы работы этих детей отражаются на специальной странице детского журнала "Шаровая молния", издаваемого "Центром перспективных разработок" и обращенного к широкому кругу детей и родителей.
Таким образом, у детей достигается положительная динамика общего эмоционального настроя - от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка, расширяются возможности взаимопонимания между детьми и между детьми и родителями.
Эти качества, обретенные в процессе занятий в Центре, формируют у детей-инвалидов защиту против психологического и духовного насилия со стороны общества.
Уже в настоящее время существует постоянное сотрудничество с детским журналом "Шаровая молния", в котором учреждена постоянная страница под названием "Волшебная лампа". На этих страницах публикуются образцы интеллектуальных игр и творческих заданий, которые выполняют дети-инвалиды на занятиях Центра. Также публикуются очерки о наиболее интересных и ярко проявивших себя детях, образцы их творческого труда - стихи, рисунки, сказки, рецензии на спектакли. В конце каждого выпуска публикуются обращение к юным читателям журнала с предложением выполнить эти задания.
Кроме того, готовится видеофильм, отснятый на занятиях с детьми и сборник материалов по итогам работы Центра, включающий в себя методическую разработку, творческие работы детей, отзывы родителей, подробное описание отдельных занятий с детьми, отзывы деятелей искусств, принимавших участие в работе с детьми. Сборник будет бесплатно предоставляться организациям, занимающимся проблемами защиты детей-инвалидов от жестокости и насилия.
Планируется также провести
тематический семинар с участием психологов,
социологов, педагогов, врачей, представителей
заинтересованных общественных и культурных
организаций
Популяризируется проект через Интернет,
на сайте Движения "Добро - без границ",
в электронном журнале "Контекст",
который издает Движение (у журнала более
3.000 подписчиков), в журнале "Детская
литература", "Шаровая молния",
"Медицина и жизнь", "Образование
и культура" и других средствах массовой
информации, в том числе на радио и телевидении.
Участники программы часто выступают
на радио "Голос России", "Радио
России", "Маяк", где вещание идет
не только на Россию, но и на страны мира.
Театр "Волшебная лампа" - единственный театр детской книги в мире. За последние годы он стал лауреатом многих международных театральных фестивалей в Италии, Бельгии и других странах. Но все-таки главная премия - аншлаги на спектаклях, сотни детских рисунков, дети, в которых театр зажег огонь творчества.
Все перечисленные выше инновационные центры, клубы и т.д. – это ни что иное, как отказ от медикализации проблемы инвалидности, ибо инвалид- “больной, нетрудоспособный, бесполезный” нуждается в постоянной опеке и лечении, он находится в зависимости от других. Если же мы посмотрим на инвалидность с точки зрения ограничений в физических, зрительных, слуховых, речевых и умственных возможностях, то мы увидим, что их можно компенсировать при помощи таких специальных служб.
Заключение
Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей.
Такая парадигма в корне меняет подход к триаде «ребенок – общество - государство». Суть этого изменения состоит в следующем:
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
Исходя из этой парадигмы, цель работы – содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.
Задачи:
Выдвигается концепция независимой жизни.
Основание:
Специальное изучение навыков самообслуживания и бытового труда детей обнаружило их весьма сниженный характер. Значительно страдает коммуникативная деятельность детей с ограниченными возможностями: практика их общения со сверстниками взрослыми чрезвычайно бедна и замыкается на близких родственниках.
Обследования, проведенные в 250 семьях, показали, что 20% обследованных детей может вполне активно участвовать в общественной жизни, наравне со здоровыми.
53% для этого необходимо создать
определенные условия, 25, к сожалению,
не смогут возродиться в
Суть идеи:
Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.
Помочь ему реализовать это право призвана система социальных служб, которой пока в государстве нет, но которая создается и апробируется.
Независимая жизнь - предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, им порождаемых, становление и развитие самостоятельности ребенка, формирование у него умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность интеграции, а затем активного участия в социальной практике, полноценной жизнедеятельности в обществе.
Человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться, как эксперт, активно участвующий в реализации программ собственной реабилитации. Выравнивание возможностей обеспечивается с помощью социальных служб, помогающих преодолеть специфические трудности ребенка, имеющего инвалидность, на пути к активной самореализации творчеству, благополучному эмоциональному состоянию в детском сообществе.
В основе:
Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов.
Родители, получая такую поддержку, становятся более объективными в оценке проблемы, связанной с инвалидностью.
Они начинают проявлять социальную активность, не замыкаясь на своем ребенке.
Технологическая цепочка: (Программа «Лидер»)
Накапливается опыт организаторской деятельности подростков не только в работе с небольшими группами детей, имеющих инвалидность, но и в условиях культурно-просветительных и социальных мероприятий, в которых задействованы и здоровые сверстники.
Разрабатывается методика формирования у детей и молодых людей организующих умений и навыков.
В задачи социального развития также входят:
Таким образом, проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов имеют порой четко выраженный региональный характер
Они связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-инвалид.