Решение проблем социализации детей-сирот младшего школьного возраста в условиях детского досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить проблемы социализации младших школьников в сфере досуга и найти возможности их решения.
Объект исследования: - процесс социализации учащихся младших классов в условиях детского досуга.

Содержание

Введение
3
Глава I Досуг как сфера социализации детей младшего школьного возраста……………………………………………….
5
Сущность понятия «досуг» и его характеристика…………..
5
История развития сиротсва и благотворительной помощи
18
Психологическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи…………………………………………………………
25
Глава II Эффективные технологии в сфере досуга………………
43
2.1. Игровые технологии как средство социализации…………..
43
Заключение………………………………………………………….
53
Библиография………………………………………………………
57
Приложение………………………………………………………..
59

Вложенные файлы: 1 файл

Копия курсовая работа.doc

— 466.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Тамбовское  областное государственное образовательное

учреждение  среднего профессионального образования

«Педагогический колледж г Тамбов»

 

 

 

 

 

 

Гончар  Светлана Николаевна

студентка группы ПДО – 41(з)

 

 

 

Решение проблем социализации детей-сирот младшего школьного возраста в условиях детского досуга

 

 

Курсовая  работа по методике и технологии организации  досуговой деятельности детей

 

Код специальности 050148

Специальность «Педагогика дополнительного образования»

Научный руководитель

Жданова Т.В.

   

 

 

Тамбов

2013

Оглавление

 

 

 

Введение

3

Глава I Досуг как сфера социализации детей младшего школьного возраста……………………………………………….

5

    1. Сущность понятия «досуг» и его характеристика…………..

5

    1. История развития сиротсва и благотворительной помощи

18

    1. Психологическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи…………………………………………………………

25

Глава II Эффективные технологии в сфере досуга………………

43

2.1. Игровые технологии  как средство социализации…………..

43

Заключение………………………………………………………….

53

Библиография………………………………………………………

57

Приложение………………………………………………………..

59


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сиротство как  социальное явление существует столько  же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Актуальность проблемы заключается в том, что дети, оставшиеся без родителей, не могут быть изолированы от общества. Мы всегда будем рядом с ними. От того, какими будут эти дети, зависит и наша жизнь. Если предоставить  их самим себе, не заниматься ими, то они начнут решать свои проблемы сами. Будут воровать, грабить, станут источниками инфекций. Значит, жить в обществе с беспризорниками будет просто опасно.

Цель исследования: выявить проблемы социализации младших школьников в сфере досуга и найти возможности их решения.

Объект исследования: - процесс социализации учащихся младших классов в условиях детского досуга.

Предмет исследования: - формы работы с детьми-сиротами  учащимися сладших классов по социализации в условиях досуговой деятельности.

Задачи исследования:

  1. Изучить и систематизировать знания по психологии, педагогике и методике по проблеме социализации младших школьников в условиях детского досуга;
  2. Определить  психолого-педагогические особенности младших школьников, детей-сирот. В условиях долсуговой деятельности;
  3. Проследить историю развития призрения по отношению к сиротам. 
  4. Выяснить формы работы педагога по социализации младших школьников в условиях досуговой деятельности.

 

Проблемы исследования складывается из противоречия между  потенциальной возможностью общеобразовательной школы по развитию процесса социализации школьников и неумением педагогами использовать эти возможностями в практике.

На основе исследованной  психолого - педагогической литературы можно сделать вывод, проблема социализации детей младшего школьного возраста в условиях детских общественных объединений в настоящее время действительно актуальна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Досуг как сфера социализации детей младшего школьного возраста

 

    1. Сущность понятия «досуг» и его характеристика

 

Сегодня социально-педагогическая наука находится в поиске эффективных средств и методов решения проблем социализации.. По нашему мнению, для разрешения необходимо использовать игровые технологии в профессиональной деятельности педагога, которые являются одним из наиболее подходящих и эффективных средств, и которые обеспечили бы успешную социалезацию детей сирот младшего школьного возраста.

Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая деятельность может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.

В нашей стране уделяется большое внимание воспитанию детей, по тем или иным причинам лишенным попечения родителей. В системе народного образования имеются специальные дошкольные и школьные учреждения — дом ребенка, детский дом, школа-интернат, — которые призваны обеспечить все условия для полноценного развития таких детей. Важно отметить, что все дети в нашей стране, как растущие в семье и посещающие обычные детские сады и школы, так и воспитывающиеся вне семьи, в условиях закрытых детских учреждений, обучаются по единым дошкольным и школьным программам, что должно гарантировать равные возможности образования, всестороннего формирования личности. Однако ясно, что дети, которые растут без родителей, требуют особой заботы, особого внимания со стороны педагогов и воспитателей. Общепризнанность этого положения резко контрастирует с практической неразработанностью проблемы психологической специфики данного контингента детей и, как следствие, — специфики тех воспитательных мероприятий, которые могут и должны компенсировать отсутствие положительного семейного влияния. Особая роль в решении этих важных вопросов принадлежит психологии.

Организация такой  работы должна опираться на данные возрастной психологии в большей  мере, чем это, по-видимому, происходит в настоящее время. Так, в нашем  исследовании было обнаружено, что  дети, приходящие в I класс интерната  из дошкольных детских домов, хорошо умеют читать, писать, копировать образцы, решать задачи определенного класса (что свидетельствует о большой работе, проведенной с ними), но они практически совершенно не умеют играть, рисовать, у них не развита фантазия. Таким образом, у этих детей оказываются несформированными именно те способности, пути познания мира, которые должны максимально развиваться в дошкольном детстве. Развитие игры как ведущей в дошкольном возрасте деятельности должно быть в центре внимания педагогов и воспитателей в этот период. В игре, как известно, формируются все важнейшие новообразования дошкольного детства, в том числе и зачатки произвольного поведения; наиболее благоприятным периодом для развития произвольного поведения является младший школьный возраст.

Глубокие изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода  на качественно новом уровне реализуется  потенциал развития ребенка как  активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире. Желание взрослых развить умственные способности детей, их творческую активность за счет раннего начала обучения, интенсивности учебных программ и нагрузок не всегда сочетается с физическими и психическими возможностями младших школьников.

Наиболее успешно  технология педагогической поддержки  детей в процессе социальной адаптации  будет осуществляться за счет применения педагогом следующих методов и средств организации психолого-педагогического воздействия и стимулирования: игры, соревнования, проблемных педагогических ситуаций, опоры на личное мнение ребенка, активного включения каждого ученика во все виды деятельности на уроке, создания опережающих ситуаций коммуникативных целесообразных отношений в процессе учебной деятельности, осуществляемых на основе педагогически управляемого моделирования детьми нравственно-ценностных отношений.

Помощь ребенку  в социализации и развитии на уровне конкретных социальных групп и отдельных индивидов становится предметом социально-педагогической деятельности, объектной областью которой являются ситуации риска растущего человека, нарушения его взаимодействия со средой во всем многообразии обусловливающих их факторов, а также явления социально-психологической дезадаптации вне зависимости от характера причин, их порождающих. Социально-педагогическая деятельность как неотъемлемая, органичная составляющая социального воспитания призвана помочь родителям, воспитателям, педагогам квалифицированно работать с детскими проблемами, которые обусловлены особенностями ребенка, связанными с функциональным состоянием его здоровья, познавательной и личностной сферы, с условиями воспитания.

Индивидуальная  помощь в развитии и социализации детей как один из видов социально-педагогической деятельности представляет собой совокупность процессов, посредством которых развивается, поддерживается или восстанавливается несформированная (или слабо сформированная) социальная компетентность личности.

Поистине могучим  стимулом для творческого развития детей, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговые объединения, представляющие феноменальную педагогическую систему, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения.

Плодотворное  использование досуга человеком  – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.

Так что же такое  детский досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.

Досуг часто  отождествляется со свободным временем (Ф. С. Махов, А.Т.Куракин, В.В. Фатьянов и  д.р.), с внешкольной и внеклассной работой (Б. Э.Вульфов, Л. Н. Николаева, М. М. Поташник и д. р.), и даже с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и д. р.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума.

Множество подходов осложняет попытки понять, что  значит досуг.

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая  часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.

Определение досуга распадается на четыре основных группы.

- Досуг как  созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что- либо

- Досуг как  деятельность - обычно характеризуется  как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.

- Досуг, как  свободное время, время выбора. Это время может быть использовано  различным образом, причем оно  может быть использовано для  деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

- Досуг интегрирует  три предыдущих концепции, стирает  грань между

«работой» и  «не работой» и оценивает досуг  в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.

Досуг является благоприятной почвой для испытания  детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо  проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.

Досуг при известных  обстоятельствах может стать  важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное  здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно  значимый) досуг.

Реальный досуг  никогда не находится в разрыве  как с самой личностью, так  и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат  разрушение себя и общества. Мнимый досуг, обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

Можно вывести  следующие основные характеристики досуга детей:

- досуг имеет  ярко выраженные физиологический,  психологический и социальный  аспекты;

- досуг основан  на добровольности при выборе  рода занятий и степени активности;

- досуг предполагает  не регламентированную, а свободную  творческую деятельность;

- досуг формирует  и развивает личность;

- досуг способствует  самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

- досуг формирует  потребность детей в свободе  и независимости;

- досуг способствует  раскрытию природных талантов  и приобретению полезных для  жизни умений и навыков;

Информация о работе Решение проблем социализации детей-сирот младшего школьного возраста в условиях детского досуга