Решение проблем социализации детей-сирот младшего школьного возраста в условиях детского досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить проблемы социализации младших школьников в сфере досуга и найти возможности их решения.
Объект исследования: - процесс социализации учащихся младших классов в условиях детского досуга.

Содержание

Введение
3
Глава I Досуг как сфера социализации детей младшего школьного возраста……………………………………………….
5
Сущность понятия «досуг» и его характеристика…………..
5
История развития сиротсва и благотворительной помощи
18
Психологическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи…………………………………………………………
25
Глава II Эффективные технологии в сфере досуга………………
43
2.1. Игровые технологии как средство социализации…………..
43
Заключение………………………………………………………….
53
Библиография………………………………………………………
57
Приложение………………………………………………………..
59

Вложенные файлы: 1 файл

Копия курсовая работа.doc

— 466.00 Кб (Скачать файл)

5. Отношения.  Этому качеству присущи избирательность,  установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность  к определенному образу действий. В процессе игровой деятельности  и игрового общения они являются связующим звеном. Главная их функция– перенос центра ориентации ребенка с предметной среды на личность субъекта. Отношения очеловечивают игровую деятельность, придают ей преобразующий характер, одухотворяют общение. В игровой деятельности у младших школьников складываются и развиваются такие качества, как симпатия, товарищество, дружба, сердечность, откровенность и др. Вне игры эти качества становятся основой для развития других.

6. Эмоциональность.  Любая игра младших школьников проходит с эмоциональным подъемом, что возбуждает у детей стремление к воображению, способность к подражанию, копированию поведения. В эмоциональном фоне игры проявляется уровень ее нравственной, психологической культуры, насыщенность духовной жизни.

7. Кооперативность, которая представляет собой позитивную взаимозависимость, индивидуальную ответственность, стимулирование успеха друг друга. В игровой деятельности повышается интерес друг к другу, симпатии, товарищеские связи. Все это объединяет детей и создает большие возможности для формирования коллективистских отношений.

8. Комплексность.  Педагогически организованная игра  выполняет двуединую комплексность:  первую в организации воспитательного  процесса, вторую– в формировании  личности. Игра может быть носителем содержания, выступать средством, методом, формой работы с детьми и является собственно деятельностью младших школьников. Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Игра и есть практика развития. Ребенок играет потому, что развивается, и развивается, потому что играет.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что при применении игровых технологий в профессиональной деятельности социального педагога, а в частности сюжетно-ролевой игры, необходимо учитывать особенности младшего школьного возраста. Игра– это особый вид деятельности, воспитательный потенциал которой очень велик. Игра не только воспитывает, но помогает ребенку расслабиться, активизирует его личностный потенциал (во время игры ребенок выступает инициатором, проявляет креативные способности). Поэтому игру необходимо использовать как одно из эффективных средств воспитания и успешной социальной адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Досуг является благоприятной почвой для испытания  детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо  проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и д. р.

Творческое  самоосуществление личности подростка  – актуализация генетически запрограммированных  задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают  в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.

Досуг – это  зона активного общения, удовлетворяющая  потребности подростков в контактах.

В сфере досуга дети более открыты для влияния  и воздействия на них самых  различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Досуг может  стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его  прогрессивные возможности. Но досуг  может превратить в силу, калечащую  личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как пьянство, наркомания, проституция, преступность.

В этой связи  особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в семье, в школе, в досуговых учреждениях.

Возможность вбирать  в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников. Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.

В данной научной  работе был рассмотрен такой аспект в профессиональной деятельности социального  педагога, как применение сюжетно-ролевой  игры в работе с детьми-сиротами в школе-интернате. Были рассмотрены особенности данной категории детей, особенности социально-педагогического подхода в работе с ними. Учитывая возрастные особенности и особенности социализации детей-сирот, следует упомянуть о том, что для социальной адаптации данной категории детей необходимо подобрать эффективные воспитательные и социализирующие средства, которые будут способствовать формированию их самосознания, личностного становления и приобщенности к коллективу.

Проблемы детей, находящихся на попечении государства, очень обширны. В рамках данной работы рассмотрены проблемы, касающиеся социальной адаптации детей-сирот. Подростка воспитывающегося в детском доме, характеризует особая внутренняя позиция, выражающаяся в слабой ориентированности на будущее, связанности с актуальной, конкретной жизни деятельностью, размытость и неясность содержания образа Я.

Обозначение в  работе проблемы, а также рекомендации по их решению, тесно связаны. Чтобы  успешно решать задачи воспитание детей-сирот, обеспечивая их социальный рост, необходимо комплексно подходить в реализации предлагаемых идей и использованию педагогических средств, обоснованно выстраивать и включать их в воспитательскую систему. В ином случае трудно рассчитывать на успех.

Резюмируя вышесказанное, социализация – это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде. Социализация как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне. Функции социализации раскрывают, и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.

Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография 

 

1. Битянова М.Р.  Адаптация ребенка в школе:  диагностика, коррекция, педагогическая  поддержка / Сб. метод. материалов  для администраторов, педагогов  и школьных психологов. - М.: Педагогический  поиск, 200

2. Гравит Ю.В.  Педагогические условия социальнойадаптации младших школьников в процессе занятий физической культурой: Автореф. канд. дис. М., 2004.

3. Гравит Ю.В., Маркина Т.А. Повышение педагогической  компетентности студентов в процессе  изучения психолого-педагогических  дисциплин. Совершенствование подготовки кадров в области ФКиС в условиях модернизации профессионального образования в России / Сб. статей. - М.: СпортАкадемПресс,2003.

4. Данилова Е.Е.  Ценность младшего школьного  возраста. - В кн.: Возрастная и  педагогическая психология. Хрестоматия. - М.: Академия, 2005315 с.

5. Дементьева  И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот.  Современные проблемы и перспективы  в условиях рынка. // Социальные  проблемы сиротства. -М.: 1992.

6.Дубровина  М.В. Индивидуальные особенности  школьников. -М.: 1975г.

7. Заззо Р.  Психологическое развитие ребенка  и влияние среды. // Вопросы психологии, 1967.

8. ИвановС.И.  Одинокие дети. Записки детского  врача (о воспитании ребят в  детском доме).-М.: Молодая гвардия., 1991.

9. Капустин Н.П.  Педагогические технологии адаптивной школы. - М.: Академия, 2001.

10. Корчак Я.  Избранные педагогические произведения. -М.: 2009.

11 Крупская Н.К.  Школьная муниципальная программа. -М.: 2012.

12. ЛопатикТ.А.  Теоретико-методические основы формирования  умений самостоятельного овладения младшими школьниками ценностями физической культуры: Автореф. докт. дис. Минск.2012

13. Кубышев Л.И.  Социология физической культуры  и спорта: Учеб. пос. для студентов  вузов, обучающихся по специальности  03.31.00 - "Физическая культура". - М.: Академия, 2009.

14. Мурик.В. Социализация  и воспитание подрастающего поколения.  М.,

2006

15. МурикА.В.  Социальная педагогика. Академия. М., 2008.

16. Патонова  Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997г.

17. Преодоление  трудности социализации детей  -сирот// Учебное пособие. -Ярославль. 1997 №10.

18. Пихотан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. -М. 1990.

19. Психическое  развитие воспитанников детского  дома // Под ред. Дубровиной И.В., Рузской А. Т. -М. Педагогика 1990.

20. Рыбиновский  Е.М. Возрастные стандарты социализации детей-сирот. -М. 1999.

21 . Становление.  Федеральная целевая программа  "Дети-сироты" // Примерные направления  воспитательной работы в детских  домах. -Курган. Гармония. 1995.

22. Стрельцов  Ю.А. Общение в сфере свободного  времени. М., 1991г.

23. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1997 г.

24. Трегубов  Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб.,

1991г.

 

 

Приложение 1

Великаны  и карлики

Участники игры становятся в круг. Ведущий в центре. Если ведущий говорит «карлики» — все садятся на корточки, «великаны» — встают. Выходит из игры тот, кто ошибся. Ведущий намеренно может хитрить: «Кар- тошка!», « Ве-дерко!», «Ве-ревка!», «Кар-маны!».

Пылесос

Необходимо  приготовить несколько одинаковых групп предметов, возможно кирпичики Лего. Каждый игрок должен собрать «свою» группу предметов, например, только красные. Эти предметы рассыпаются по полу, площадке. Участникам дается несколько минут, чтобы запомнить где лежат «его» предметы. Далее с завязанными глазами за определенное время, следует собрать как можно больше предметов своей группы.

Шляпа

Для игры необходимо приготовить шляпу. Дети стоят в  кругу и под задорную музыку начинают передавать шляпу друг другу. Музыка останавливается – на ком шляпа, тот исполняет желание: песня, стихотворение, изображает что-нибудь и т.д.

Картошка

Игра – розыгрыш на внимание. Детям следует на любой  вопрос ведущего отвечать: «Картошка». Вопросы:

- Что ты кушал  на обед вчера?

- А сегодня? 
- А что хотел съесть?

- А что у  тебя вот здесь(указывая на нос)? 
- Что тебе на день рождение подарила мама?

- А та что  ей подарил? 
- О чем ты мечтаешь? … и так далее.

 

Вопросы и ответы

Вариантов этой игры несколько. Каждому участнику  игры следует ответить на вопросы. Это  можно делать письменно, чтобы другие не видели ответы, а затем прочитать историю, которая получилась. А можно несколько человек попросить выйти пока из комнаты. 
- Кто?

- С кем он  был?

- Где это  все происходило? 
- Что они делали?

Информация о работе Решение проблем социализации детей-сирот младшего школьного возраста в условиях детского досуга