Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 15:46, курсовая работа
В данном исследовании предпринята попытка теоретического анализа исторического развития ценностных ориентаций женщины с XIX века по настоящее время.
Объектом исследования являются семейные и внесемейные ценностные ориентации российских женщин
Предмет исследования - соотношение семейных и внесемейных ценностных ориентаций в жизни российских женщин.
Современное российское общество стоит перед проблемой, от результата разрешения которой во многом будет зависеть его будущее. Вопросы соотношения семейных и профессиональных ценностей в жизни женщины приобретают особую актуальность, поскольку с одной стороны, профессиональная занятость женщины в настоящее время часто является одним из важнейших аспектов её самореализации, через призму которого оценивается и личная успешность, а также достаточно важным аспектом экономической жизни государства. С другой стороны, профессиональная самореализация зачастую вытесняет на второй план реализацию женщиной её семейных ролей, что не может не сказаться на личности женщины, особенно с течением времени, но и самым печальным образом меняет картину демографического развития страны.
Глобальный характер семейных изменений и их влияния на социально-экономические и другие процессы связан, во-первых, с тем, что невыполнение основных функций семьи по рождению и социализации детей получает широкое распространение во все большем числе стран. При различии конкретных форм институциональных изменений семьи в различных странах, повсюду в мире наблюдается одно и то же явление, а именно несоответствие характера и динамики семейных изменений потребностям социально-экономического развития в целом. Глобальность семейных изменений и неустойчивость института семьи среди других социальных институтов связаны с резким расхождением мнений о необходимости воздействия на эти изменения и о путях проведения той или иной семейной политики1. Цели и средства семейной политики служат предметом острой дискуссии в среде как ученых, так и политиков.
Огромное значение проблемы изменения соотношения семейных и профессиональных ценностей в жизни женщины и социального воздействия на него связано с тем обстоятельством, что различные специалисты дают совершенно противоположные оценки вызванной этим изменениям. Одни воспринимают изменения института семьи в основном как позитивный процесс “плюрализации” форм семьи, а с трудом признаваемые ими негативные явления - как свидетельство неполноты и незавершенности данного процесса. Соответственно, задачи семейной политики видятся в том, чтобы ускорить объективный ход событий, завершить процессы “модернизации” в семейной сфере, “догнать” “передовые” в этом отношении страны.
С другой стороны, специалисты, принадлежащие к “кризисной парадигме” рассматривают семейные изменения как выражение глобального кризиса семейного образа жизни, упадка семьи как социального института. При этом негативные явления, связанные с невыполнением основных функций семьи, интерпретируются как выражение не просто кризиса одного института семьи, но, главным образом, ценностного кризиса всего общества. Под влиянием социально-экономических факторов происходит постепенная переориентация женщин с ценностей семьи с несколькими детьми, основанной на стабильном браке, на ценности внесемейные, отражающие устремления к индивидуальным достижениям во внесемейной сфере жизнедеятельности, и прежде всего - к достижению высокого социального статуса. Этот ценностный сдвиг обусловливает дисбаланс в обществе, противоречие между его потребностями в воспроизводстве и социализации новых поколений, в воспроизводстве исполнителей социальных ролей и тем, как социальный институт семьи выполняет свои важнейшие функции - репродуктивную и социализационную.
Соответственно, в противоположность “модернизационной парадигме”, проблема социального управления и проведения семейной политики здесь ставится в плане поиска механизмов, обеспечивающих возрождение (на новой основе) ценностей семьи с несколькими детьми и семейного образа жизни. Именно поэтому в рамках “кризисной парадигмы”, или “парадигмы действия”, проблема жизненных ценностей, проблема соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций в жизни женщины, является центральной.
В данном исследовании предпринята попытка теоретического анализа исторического развития ценностных ориентаций женщины с XIX века по настоящее время.
Объектом исследования являются семейные и внесемейные ценностные ориентации российских женщин
Предмет исследования - соотношение семейных и внесемейных ценностных ориентаций в жизни российских женщин.
Цель работы - изучение семейных и профессиональных ролей современных российских женщин и взаимоотношения между ними
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
• проанализировать понятия семьи, её функций; и профессии как социального института.
• изучить особенности семейных ценностных ориентаций, соотношение семейных и профессиональных ценностных ориентаций, используя работы российских и зарубежных ученых;
• проанализировать ход изменений ценностных ориентаций у российских женщин за период с начала XIX века до настоящего времени;
• определить приоритеты среди ориентаций на профессиональные и семейные ценности у современных российских женщин;
• выявить факторы, способные изменить
ценностные ориентации современных российских
женщин.
Данный круг вопросов освещался в исследованиях
таких авторов, как Сорокин П.А., Воронина
О.А., Баллаева Е.А., Гозман Л.Я., Алешина
Ю.Е., Гурко Т.А., Марковская Н.Г., Груздева
Е.Б. и другие.
В данном исследовании использованы следующие подходы: Эволюционный, структурно функциональный подход, символический, а также интеракционально-ролевой анализ. Применялись такие методы, как создание и анализ обобщенной теоретической базы по указанной проблематике; анализ официальных документов и проектов данных документов; эмпирическое исследования российских женщин.
Период с начала XIX века до становления советского государства представляется крайне интересным в отношении развития и трансформации роли женщины в обществе. Прежде всего, этот период характеризуется всплеском активности некоторых слоев женского населения страны в политической и социальной сфере.
Вопрос об эмансипации возник в России лишь в публицистике 1860-х годов. В России назревали первые буржуазные реформы, множество мелких дворянских хозяйств разорялись, девушки из дворянских семей вынуждены были приобретать профессию и идти служить, для некоторых женщин работа стала единственным способом прокормить себя и свою семью. Главными идеями времени, волнующими общество, стали идеи женского образования и права на труд. Практически все литературно-публицистические журналы, равно как и все выдающиеся мастера всех жанров литературы, уделяли немало внимания вопросам положения женщины, семьи, взаимоотношения супругов. Точки зрения высказывались самые разные, и в произведениях возникали самые непохожие персонажи — восторженные романтические героини, и примерные матери семейств, и пылкие любовницы, готовые разделить с избранником все тяготы ада, и самостоятельные, активные и независимые женщины. В 1860 году "Современник" публикует статью критика Михайлова "Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе", где впервые ярко формулируются идеи равноправия.
Патриотический подъем в период Отечественной войны 1812 года, формирование в целом в русском дворянском обществе национального самосознания способствовало и росту женского самосознания. В литературном творчестве декабристов женщина выступает единомышленницей и помощником мужчины-героя – борца за свободу, хотя женщин в свое общество декабристы и не брали, что было особо зафиксировано в Уставе «Союза Благоденствия».
Ряд авторов называют предтечей будущих русских феминисток жен декабристов, последовавших за мужьями на каторгу в Сибирь. В литературе сложились две точки зрения на подвиг жен декабристов: одни историки видят истоки его в патриархальной преданности мужу, в романтичности и экзальтированности их натур, в религиозности женщин, другие — в сочувственном понимании дела декабристов. Первая точка зрения возникла еще в 30-е годы XIX века и поддерживалась царизмом, вторая — получила развитие в работах советских историков2. Именно женщины сразу же после катастрофы 14 декабря 1825 г. открыто встали на сторону жертв самодержавия.3. Позиция, занятая женщинами, не осталась незамеченной современниками, она имела большое социальное значение, оказала влияние на последующие; поколения участниц освободительного движения в России.
Просветительская деятельность жен декабристов и созданные ими коммуны взаимопомощи приобрели ту социальную окраску, которая в 60-е годы XIX в. со всей полнотой была отображена Н. Г. Чернышевским в романе «Что делать?» применительно к новым условиям революционной работы.
Однако говорить о собственно борьбе за эмансипацию женщин в начале и даже середине XIX века трудно. Общество видело в женщине прежде всего подругу мужчины, мать и воспитательницу детей, вся деятельность женщин вне этих стереотипных рамок встречала общественное осуждение, даже работа литераторов или художников в юбках вызывала недоверие интеллектуалов. Однако опыт обсуждения "женского вопроса" на Западе не мог не повлиять на Россию; более того, он стал побудительным мотивом для возникновения рекламирования отношений между мужчиной и женщиной и в российских периодических изданиях. Однако в результате влияния восточного традиционализма обсуждение «женского вопроса" в российской печати задержалось на целых полтора века по сравнению с Западной Европой. Дискуссии о равноправии стали знамением времени, идеи образования и профессиональной активности женщин поддерживали видные ученые — Боткин, Пирогов, Сеченов и многие другие.
Специфику и смысл русского феминизма XIX века Светлана Айвазова определяет именно активным участием мужчин. В этом, по ее мнению, коренное отличие русского феминизма от европейского, сформировавшегося в вихре буржуазных революций. После Великой французской революции женщины оказались лишены тех прав, которые завоевали мужчины, и это дало начало феминизму во Франции. В России до середины XIX века буржуазных свобод не было ни для мужчин, ни для женщин. Мужчины вместе с женщинами отстаивали, прежде всего, идеи женского образования и обретения профессии как начала гражданской независимости для всех 4.
На рубеже 50—60-х годов женский вопрос обсуждался не только на страницах публицистики, литературы и изобразительного искусства, но и решался в практических действиях молодого поколения участниц женского движения. В годы, предшествовавшие отмене крепостного права, в России были достигнуты первые, пусть незначительные, но по существу очень важные, вдохновлявшие женщин в последующие десятилетия успехи в утверждении эмансипационных идей. Появились женские кружки, первые студентки, женские трудовые артели-коммуны и т. д.
Одним из первых женских кружков в Петербурге был кружок М. В. Трубниковой, сформировавшийся в 1856 г. Из числа женщин, входивших в кружок Трубниковой, сложилось ядро тех деятельниц, которые сыграли выдающуюся роль в организации женского движения и женского образования в России. По их инициативе в Петербурге были созданы воскресные школы для девочек, публичные курсы для женщин, артель переводчиц (1863 г.), а затем в 1878 г. — и Петербургские высшие женские курсы, получившие неофициальное название Бестужевских.
Практическую деятельность кружок М. В. Трубниковой начал с организации в 1859 г. «Общества дешевых квартир для малоимущих жителей С.-Петербурга». Узаконение деятельности Общества способствовало активизации работы: в Измайловском полку был куплен дом, при нем устроены школа, столовая, швейная мастерская. Л. П. Богословская предполагает, что женская артель и швейная мастерская, организованные кружком Трубниковой, послужили для Н. Г. Чернышевского основой некоторых событий, изображенных в романе «Что делать?».5
Начало 60-х годов XIX в. — время активизации женского движения за право на самостоятельный заработок. Женщины начали организовывать различные артели: переплетчиц, швей, переводчиц, издательниц. Выход в свет в 1863 г. романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» способствовал созданию женщинами новых производственных артелей.
Женщины из малоимущих семей активно искали заработка в мастерских, типографиях, конторах частных промышленных предприятий и железных дорог. Одновременно и в государственных учреждениях ощущалась потребность в женщинах-учителях, счетных работниках, акушерках, телеграфистках, врачах. По инициативе главного управляющего путей сообщения П. П. Мельникова в 1864 г. впервые обсуждался в Комитете министров вопрос о приеме женщин на государственную службу. Речь шла о возможности (в виде опыта) допуска женщин на три года на должность телеграфистов на территории Финляндии. К этому «опыту» вынуждала нехватка телеграфистов со знанием русского языка. Немалую роль в привлечении женщин на службу сыграла «дешевизна женского труда сравнительно с требованиями мужчин», их усердие и «уступчивость».6 Предложение Мельникова было принято, в резолюции 20 ноября 1864 г. Александр II высказал предположение, что со временем такое разрешение последует и по всей империи.
Однако более всего борьба за эмансипацию женщин выражалась в требовании права женщин на образование. Впервые в истории высшего образования в 1859 г. женщины стали регулярно посещать лекции в Петербургском университете. Относительная легкость появления студенток в аудиториях обуславливалась как общим подъемом освободительного движения в стране, так и конкретными обстоятельствами демократизации академической жизни в университете.
Участие женщин в революционно-демократическом движении, выдвижение ими своих требований об образовании, в конце концов, заставило правительство начать решение проблемы женского образования.
Окончанием 60-х — начало 70-х годов XIX в. отмечены в правительственной политике рядом постановлений в ответ на требования женского движения. Существенное влияние на принимаемые решения оказало активное участие женщин в революционном движении в России и за границей, в том числе в I Интернационален Парижской коммуне. Поводом для активизации требований права на высшее образование послужила успешная защита диссертации Н. П. Сусловой, одной из первых студенток-шестидесятниц, за которую ученый совет Цюрихского университета присвоил в декабре 1867 г. степень «доктора медицины, хирургии и акушерства». Выдающийся успех Н. П. Сусловой оказал огромное влияние на современниц, вдохновил многих молодых женщин не только в Петербурге, но и в Казани, Харькове, Киеве, Москве на дальнейшую борьбу за равноправие, способствовал отъезду новых студенток в заграничные университеты. Пропаганде успеха Н. П. Сусловой, первой русской женщины — доктора медицины, во многом способствовала периодическая печать. Затем последовали петиции с многочисленными подписями жительниц Петербурга, Харькова, Смоленска на имя министра народного просвещения Д. А. Толстого с настоятельными требованиями открыть высшие учебные заведения для женщин. А. П. Философовой, Е. Н. Ворониной и Н. В. Стасовой была подана записка о разрешении организовать курсы для женщин в ноябре 1868 г.. К записке была приложена программа курсов. В июле 1869 г. главный управляющий III отделением П. А. Шувалов ответил, что он не согласен на открытие курсов, так как слишком серьезная программа; курсы авторами записки предназначаются исключительно для женщин (шеф жандармов желал, чтобы они были смешанного характера). Лишь после выполнения требований П. А. Шувалова относительно серьезности программы и смешанного состава слушателей курсы были разрешены Министерством народного просвещения и открыты в январе 1870 г. Они получили название Владимирских по имени уездного училища, в помещении которого находились некоторое время. В первый год их существования на курсы записалось 900 человек, из них 767 женщин. 8 июля 1872 г. военный министр утвердил положение о женских медицинских курсах. В том же году и профессору В. И. Герье было разрешено открыть в Москве женские курсы для подготовки педагогов.