Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 15:46, курсовая работа
В данном исследовании предпринята попытка теоретического анализа исторического развития ценностных ориентаций женщины с XIX века по настоящее время.
Объектом исследования являются семейные и внесемейные ценностные ориентации российских женщин
Предмет исследования - соотношение семейных и внесемейных ценностных ориентаций в жизни российских женщин.
Крестьянский патриархальный быт особенно укоренился в 30-е годы, отмеченные "усреднением" уровня руководства страны, репрессиями и окончательным установлением диктатуры. Именно в 30-е были запрещены (вплоть до самой смерти Сталина) аборты — по причине недостаточно высокого прироста населения. Вскоре и разводы стали все более трудными, и личная жизнь граждан стала подвергаться пристальному контролю государственных и партийных органов.
Между тем именно в
О смысле политики СССР
по "женскому вопросу" существует
несколько не вполне
Авторы первой принципиальной
перестроечной статьи с
Другие исследователи, например Елена Здравомыслова, уверены в том, что советская власть, напротив, заключила нечто вроде тайного пакта со всеми женщинами страны. Женщина в семейном конфликте, как правило, оказывалась поддержанной обществом, женщинам давались льготы и квоты, тогда как мужчина оказывался в структуре общества заведомо второстепенным лицом, зависящим на работе от начальника и парторга, а дома — от всевластной жены12.
Однако, как считает Н. Ажгихина,
дело не только в договоре
или патернализме. Глобальный эксперимент,
предпринятый в СССР в течение
длительного срока, предполагал
принципиально иной тип
Некоторые склонны считать, что советская история вообще обидела женщин и не дала им ничего хорошего, что все привнесенное революцией было искусственным. Это, конечно, не так. Если посмотреть непредвзятым взглядом на историю, то советское законодательство действительно было самым продвинутым и последовательным в отношении декларации равных прав и возможностей. Женщины действительно получили заметную квоту — 30 процентов от всех выборных голосов. Женщины реально занимали руководящие посты, получали бесплатное образование и пользовались услугами разветвленной сети детских дошкольных учреждений, которые, кстати, как и все прочие учреждения социальной сферы, начали складываться еще до революции, прежде всего, силами феминисток. Женщины восточных республик действительно освободились от многих вековых предрассудков и сняли паранджу. Женщины действительно имели гарантированные отпуска и льготы, особенно в последний советский период. Другое дело, что женщина никогда не руководила советским государством, единицы входили в высшие органы управления страной, однако эти 30 процентов депутатов-женщин в условиях тоталитаризма были таким же послушным большинством, как остальные 70 процентов мужчин. Верно, что далеко не все средневековые традиции удалось искоренить и самые образованные в мире советские женщины получали нищенскую зарплату. В том или ином виде миф о советской женщине просуществовал до самой перестройки, однако в период "оттепели" он заметно подтаял, дал трещины. Появились альтернативные образы мужчин и женщин в литературе, кино, которые вошли в сознание общества. Молодые писатели (Аксенов, Гладилин, Войнович и другие) представили взамен активистки и ударницы, "девушки с характером", женственную и сексапильную подругу мужчины, увлеченную не политикой, а тряпками. Почвенники (Распутин, Белов, Астафьев) предлагали в качество идеала патриархальную крестьянку, живущую "натуральной" жизнью и не интересующуюся жизнью общества как такового. И тот и другой образы, живо обсуждавшиеся в дискуссиях 60–70-х годов, являли собой два полюса альтернативы официальному женскому имиджу, закрепленному советской иконографией. В результате, если газета "Правда" вплоть до горбачевских времен придерживалась представления о роли женщины как "трудовой единицы" или "работницы и матери" времен Крупской и Коллонтай, то либеральные издания ("Литературная газета", "Юность" и другие) все чаще писали о том, что "женщина должна быть женщиной": не стремиться к карьере и успехам на трудовом поприще, а ждать хорошего мужа. Почвеннические ("Москва", "Наш современник") пропагандировали "носительницу народного нравственного начала" — крестьянку, однако ни тот, ни другой образы не имели ничего общего с реальной жизнью советской женщины последних советских лет.
Первым прорывом феминизма
советского времени стоит
Примерно в это же время
— в конце 80-х — начале 90-х
— и в Москве стали
В дискуссиях перестройки вопрос о положении женщины в государстве практически не поднимался. Однако женщины активно участвовали в гражданских процессах преобразования страны, их можно было видеть и в шеренгах активисток демонстраций за демократизацию и восстановление памяти жертв сталинского террора, за сбором подписей под письмами за освобождение Андрея Сахарова из ссылки и за открытие границ. Диссидентская мысль, на некоторое время завоевавшая умы, не желала воспринимать разговор о женщинах. Сами женщины вслед за демократическими газетами того периода повторяли, что пусть руководят лучше мужчины.
Разговор о власти постепенно
становился все более мужским.
В этом процессе интересна
роль Михаила Горбачева. Во многих
своих речах он артикулировал
популярную среди
Многие женщины сами разделяли такое утверждение, поверив скорее не в истинность "естественного предназначения женщины", но в то, что все, что не разрешалось и не приветствовалось при надоевшей советской тусклой реальности, должно быть хорошо.
Политические газеты и
Рынок — точнее, его первые
шаги — принес в Россию
Отчасти эти тенденции, поучившие распространение после распада Советского Союза, имеют место быть и в современной России. Интересным представляется особенности современной российской семьи в условиях трансформирующегося общества.
Во всех гендерных исследованиях отмечается особенность современной российской семьи, состоящая в том, что в ней кардинально пересматривается сам тип семейной стратегии, тип доминирования. А это, в свою очередь, позволяет говорить о том, что тендерные роли в современной семье изменчивы и многообразны, не закреплены в сознании супругов жестко и находятся в процессе трансформации.
Происходящие в стране изменения оказывают глубокое влияние на все сферы социальной жизни россиян. Серьёзные преобразования общества в направлении рыночных отношений сопровождаются кризисом ценностной системы, болезненно переживаются различными социальными институтами, в том числе и семьёй. Проанализируем результаты имеющих исследований современной российской семьи.
Неудачнина, Ринашевский Н., Ванин Д., Малышева М.(1999)15 отмечают, что одним из специфических отличий современной семьи XXI в. от семьи 60-80-х гг. XX в. является взаимопроникновение мужских и женских гендерных ролей и обязанностей, что свидетельствует о формировании эгалитарных супружеских отношений.
В частности, Неудачиной система разделения
гендерных ролей рассматривается на основе
разделения современных супругов на три
группы: профессионально-
а) профессионально-
б) семейно-ориентированные мужчины более традиционны в отношении тендерных обязанностей женщин в семье;
в) мужчины, ориентированные в равной степени как на семью, так и на профессию, меньше удовлетворены партнерством в браке.
Анализ полученных данных, по мнению
Неудачиной, свидетельствует о ценности
семьи для женщин; профессионально-
Анализируя специфику тендерных ролей в современной российской семье, Неудачина указывает на изменения, произошедшие в социальном статусе женщин в результате общественной трансформации, которая открыла для них широкие возможности публичной сферы, итогом чего стало изменение экономических отношений между супругами.
В ряде гендерных исследований отмечаются специфические черты именно российских трансформаций представлений о главе семьи, вызванные, с одной стороны, как декларациями советского периода о равноправии полов, так, с другой стороны, и реальной «передачей» женщине-матери в советской семье главенства в воспитании детей и ведении хозяйства при сохраняющейся формально позиции главенства супруга-отца. Так, в исследовании Ю.А. Алешиной и А.С.Волович (1991)16 устанавливается, что особенности сложившейся в советское время социализации мальчиков, не учитывающей гендерные особенности мускулинности, напрямую связаны с пассивностью мужчины в семье. Его главенство в семье чисто формальное, тогда как особенности социализации девочек в советской системе воспитания обуславливают реально активную роль женщины в семье. Указанные авторы отмечают, что сохранение патриархальных представлений о главенстве мужа при его реальной пассивности и активности жены при распространенных в обществе представлениях о ее подчиненности мужу ведут к конфликтам в семьях: «В сущности, единственный способ решения этой проблемы — активная включенность мужа в дела семьи. Но такое кардинальное изменение его позиции весьма затруднено в связи с целым рядом факторов: предшествующей социализацией, не подготовившей мальчика к активному участию в семейных делах; уже сложившимся в семье распределением ролей и обязанностей, преодолеть инерцию которого непросто; и наконец, социальной ситуацией в целом, где работа (и прежде всего работа мужчин) больше ценится, а, следовательно, поступиться своей «социальной позицией», переориентироваться на семью мужчине оказывается трудно. Неслучайно, как показывает консультативная практика, более распространенным оказывается другой вариант: муж, спасаясь от давления жены, все больше погружается в состояние пассивности, жена же становится все более требовательной и директивной. В итоге в семье рядом оказываются активная жена и пассивный муж, что, естественно, в ситуации ориентации большинства женщин и мужчин на традиционные образцы поведения далеко не способствует росту семейного благополучия».