Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:09, курсовая работа
Современное педагогическое мировоззрение основывается на антропологическом знании и принципиально меняет подход к ребенку и его воспитанию.Согласно антропологическим представлениям каждый ребенок - человек, т.е. сверхсложное, неисчерпаемое, во многом загадочное явление. Ему с самого рождения присущи все видовые особенности: он - живое, целостное и противоречивое, динамичное и активное существо, обладающее даром речи и мысли, социальностью и разумностью, духовностью и креативностью, потребностью и способностью воспитывать и быть воспитанным. Педагогику всё интересует в человеке. Разумеется, прежде всего наставнику надобно как можно больше ведать о своем питомце, но и о самом себе — тоже. И о других людях, их типах и способах жизнедеятельности.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Педагогическая антропология как предмет социально философского исследования……………………………………………………..7
1.1. Предмет и область применения педагогической антропологии……………………………………………………...………………7
1.2. Возможности педагогической антропологии………………………..9
1.3. Источники педагогической антропологии…………….……………11
1.4. Методы исследования…………………………………………..……13
1.5. Воспитание человека обществом………………...………………….15
1.6. Воспитание человека человеком……………………………….……17
Глава II. Социальная работа как феномен современного мира и как профессиональная деятельность…………………………………………….….19
2.1. Объекты и субъекты социальной работы…………………………...19
2.2. Основные функции социальной работы ………………………...…23
2.3. Cодержание и средства социальной работы…………..……………25
2.4. Управление и цели как структурные элементы социальной работы……………………………………………………………………….……26
2.5.Практические ценности в социальной работе………………………28
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы…………………………………………………….…32
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Социально-экономический факультет
Кафедра социальной работы
По антропологии
На тему: Роль педагогической антропологии в социальной работе.
Выполнила:
Научный руководитель:
кандидат исторических наук:
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Педагогическая антропология как предмет социально философского
исследования………………………………………………
1.1. Предмет и область применения педагогической антропологии………………………………………………
1.2. Возможности педагогической антропологии………………………..9
1.3. Источники педагогической антропологии…………….……………11
1.4. Методы исследования…………………………………………..
1.5. Воспитание человека обществом………………...………………….15
1.6. Воспитание человека человеком……………………………….……17
Глава II. Социальная работа как феномен
2.1. Объекты и субъекты социальной работы…………………………...19
2.2. Основные функции социальной работы ………………………...…23
2.3. Cодержание и средства социальной работы…………..……………25
2.4. Управление и цели как структурные элементы
социальной работы………………………………………………………………
2.5.Практические ценности в социальной работе………………………28
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Современное педагогическое мировоззрение основывается на антропологическом знании и принципиально меняет подход к ребенку и его воспитанию.Согласно антропологическим представлениям каждый ребенок - человек, т.е. сверхсложное, неисчерпаемое, во многом загадочное явление. Ему с самого рождения присущи все видовые особенности: он - живое, целостное и противоречивое, динамичное и активное существо, обладающее даром речи и мысли, социальностью и разумностью, духовностью и креативностью, потребностью и способностью воспитывать и быть воспитанным. Педагогику всё интересует в человеке. Разумеется, прежде всего наставнику надобно как можно больше ведать о своем питомце, но и о самом себе — тоже. И о других людях, их типах и способах жизнедеятельности.
Конструируемые наукой модели педагогического процесса должны центрироваться вокруг достоверных знаний о природе человека. Эффективные педагогические технологии возможны только как законо-, природо-, культуросообразное построение форм практики. Все они опираются на законы развития человека и человечества.
Педагогическая антропология есть человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Она стремится понять, как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга. Насколько воспитуем ребенок на разных этапах жизни. Каковы причины и процессы становления личности. Каков характер различных групп (числом членов от двух до всего рода людского) и как личность взаимодействует с ними. Законы индивидуального и группового развития становятся базой педагогического совета, предупреждения об опасностях.
Актуальность заключается в том, что профессия социального работника становится довольно распространенной, но не всех людей закончивших институт и получивших образование, можно назвать специалистами в этой области, так как они получают базовые знания, но не всегда помнят, что эта профессия связана с людьми, а прежде всего с подростком, у которого очень сложный внутренний мир и к нему должен быть специальный душевный подход. Только знания (понимание) человека поможет социальному педагогу принять правильное решение.
Объектом педагогической антропологии в социальной работе является – человек, человеческое общество и специфические сферы жизнедеятельности.
Все люди, отдельные личности и группы, нуждающиеся в помощи (при узкой трактовке): старики, пенсионеры ,инвалиды; дети-сироты; попавшие в трудную жизненную ситуацию люди.
Субъект педагогической антропологии в социальной работе — это тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды и т. д.) и частные лица — специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог и т. п.) или добровольные помощники — волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.
Цель педагогической антропологии в социальной работе - выявить, определить и обосновать значение педагогической антропологии для развития современной теории педагогического взаимодействия.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) осуществить анализ становления педагогической антропологии в истории отечественной педагогики, позволяющий выявить предпосылки ее возникновения и особенности развития;
2) определить и охарактеризовать
специфику и место педагогическ
3) обосновать значимость педагоги
Предметом педагогической антропологии в социальной работе является объект педагогики – человек развивающийся. Только исследуя свой объект, педагогика в силах разработать свой предмет – целенаправленные взаимодействия людей, влекущие за собой желаемые изменения в мотивационной, интеллектуальной, поведенческой сферах личности.
Методы и методология исследования. В методологическом арсенале педагогико-антропологической науки мы обнаруживаем общенаучные принципы познания и специальные методы в их специфическом для этой области применении.
Поскольку каждая из областей человековедения преследует при изучении своего предмета особые цели и задачи, педагогической антропологии приходится
1. синтезировать данные каждой из этих областей.
2. параллельно осуществлять их педагогическую интерпретацию.
3. самой изучать многочисленные факторы изменений в личности и в коллективах.
Практическая ценность. Ценности современной профессиональной социальной работы располагаются на различных уровнях. Среди которых выделяются следующие:
1. общечеловеческие, признаваемые большинством современного человечества;
2. социетальные, признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе;
3. профессиональные, имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности;
4. индивидуальные – ценности специалистов, их клиентов, других личностей, санкционирующих в социальной работе в различном качестве.
Глава I. Педагогическая антропология как предмет социально философского исследования.
1.1. Предмет и область применения педагогической антропологии.
Предметом педагогической антропологии является объект педагогики – человек развивающийся. Только исследуя свой объект, педагогика в силах разработать свой предмет – целенаправленные взаимодействия людей, влекущие за собой желаемые изменения в мотивационной, интеллектуальной, поведенческой сферах личности.
Педагогическая антропология необходима, чтобы снабжать теорию и практику воспитания ориентирами для учета закономерного разнообразия личностных свойств. Тогда только теория сможет сказать практику, собственно в каких ситуациях, при каком именно сочетании обстоятельств один и тот же метод вреден, в каких - полезен, а в которых – нейтрален.
Педагогическая антропология нужна как основа жизненно важных типологий педагогических ситуаций, для разработки методических вариантов обучения и воспитания. Это позволяет получить простые и действенные способы индивидуализации образовательной работы, т.е. применения научного знания на практике.
Она призвана предупреждать об опасностях или невозможности тех или иных усилий. Педагогическая антропология разрабатывает учение о педагогических «болезнях», об их признаках, их внешних и внутренних причинах и развитии, об их терапии и профилактике. Среди болезней души и духа особенно опасны злокачественные душевные образования типа антропофобии, экзистенциальной пустоты и властолюбия. Понятно, насколько необходимы описания этих патологий и педагогические выводы из них.
Педагогическая антропология не может
при этом не опираться на данные психологии
и психоанализа, психиатрии. Психология
преступника дает ценный материал для развития
педагогической нозологии, терапии и гигиены.
Психоанализ отсылает исследователя к
детству страдающего болезнью души, к
хронически и одноразовым психическим
травмам. Дает глубокие знания о неврозах
и их изживании. Медицинская психология
служит важным источником для педагогической
деонтологии.
Педагогическая антропология выделяется в структуре педагогики как фундаментальная и, вместе, вспомогательная наука, составляющая «цокольный этаж» в здании педагогики, т.е. снабжающая все ее области целостным знанием об их объекте.
Это знание необходимо для решения крайне важной методологической проблемы – перехода с уровня на уровень в изучении человека, например, с биохимического, молекулярного уровня – на поведенческий через многократно опосредствующие этот переход звенья. Это знание может помочь в периодизации онтогенеза человека, наконец, в построении теории личности, при решении вопросов о структуре, сторонах и признаках развития личности, о границах изменений этих признаков и факторах, регулирующих эти изменения.
Одна из важнейших целей педагогики – профилактика и коррекция девиантного, разрушительного поведения – в принципе недостижима вне и помимо человековедения. Педагогическая антропология вскрывает «технологию» становления и воспитания преступников. В основе ее лежит тысячелетняя практика эксплуатации низменных побуждений, коренящихся в человеческой природе.
1.2. Возможности педагогической антропологии.
По своей природе личность поэтапно развиваема,
пластична, изменчива.
Ее развитие протекает как сложное взаимодействие
разворачиваемых во времени внутренних
и внешних программ. Внутренние, наследуемые,
программы обеспечивают воспитуемость
и обучаемость человека, а внешние, средовые,
культурные, - его воспитание и обучение.
Природа личности, а также общественных
связей и социальных образований такова,
что высшие достоинства и совершенства
могут быть приобретены любым человеком,
и препятствия к тому ставят только тяжелые
специфические заболевания. Природа познания
такова, что его методы и результаты могут
передаваться от человека к человеку,
усваиваться и развиваться тем, кому они
переданы.
Для блага личности и общества необходимы такие особые свойства, способности и достоинства личности, которые сами по себе и случайно не вырабатываются или формируются. Но в недостаточной степени.
Существуют средства взращивать в отдельном человеке и в группах лучшие и более высокие совершенства, чем имеющиеся у воспитателей – средства приращения совершенств. Для развития этих высших совершенств, и необходимых, и возможных, существуют надежные способы: ясные цели, содержание (программа, система, стратегия и хронологический план), а также методы (тактика). Системой обоснования и технологической разработки этих средств и является педагогика.
Аксиома орудийно-знакового опосредствования процесса усвоения культуры в ходе воспитания фиксирует тот факт, что обучать и воспитывать можно только посредством знаковых систем и через предметы, созданные человеком для человека. Этот закон развития личности с помощью культурных образцов – едва ли не важнейший с содержательной точки зрения из законов сущего.
Аксиома апперцепции констатирует зависимость всех последующих восприятий от содержания и структуры предшествующего опыта. В ней отражен тот фундаментальный факт, что одно и то же воздействие производит несходное впечатление на разных людей из-за заведомых различий в их индивидуальном опыте.
От типа, характера, стиля. Культуры общения, с которой впервые знакомится новорожденный человек, зависит впоследствии восприятие им более сложных и глубоких пластов культуры. Этот процесс состоит из способов удовлетворения окружающими потребностей ребенка, из адаптации его к миру и аккомодации мира к себе. Процесс постепенно ускорятся как бы под действием сложных процентов: приращенный опыт дает увеличенный процент, тот снова ведет к росту вложенного в человека духовного капитала.
Зависимость последующих восприятий и реакций от предшествующих, конечно, не фатальна, не абсолютна. Она скорее ситуативна, варьируема обстоятельствами. Здесь нет предопределенности. Часть восприятий забывается, их воздействие на дальнейшую жизнь ослабевает и может почти не участвовать в настоящем и будущем. И все же в подавляющем большинстве случаев преемственность между отдельными частями существует.
В умственной сфере важнее всего – прохождение человеком пути от смутных к ясным понятиям, воспитание рефлексии, способности к сознательно- волевому регулированию потока ощущений, представлений и идей. Рефлексия необходима для преодоления личностью инертности сначала чувственного мышлении, представлений, затем – суждений и, наконец, - самих способов мышления. Рефлексия необходима для осознания способов познания, это умение проверять само мышление, его пути, надежность его методов. Умение отказываться ради истины от своих прежних, вечно недостаточных, знаний, от предвзятости, от своей субъективности образования обязано развить в человеке способность к самокритике мышления. Проверке и очищению его, к постоянной самокорректировке.
Информация о работе Роль педагогической антропологии в социальной работе