Роль педагогической антропологии в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Современное педагогическое мировоззрение основывается на антропологическом знании и принципиально меняет подход к ребенку и его воспитанию.Согласно антропологическим представлениям каждый ребенок - человек, т.е. сверхсложное, неисчерпаемое, во многом загадочное явление. Ему с самого рождения присущи все видовые особенности: он - живое, целостное и противоречивое, динамичное и активное существо, обладающее даром речи и мысли, социальностью и разумностью, духовностью и креативностью, потребностью и способностью воспитывать и быть воспитанным. Педагогику всё интересует в человеке. Разумеется, прежде всего наставнику надобно как можно больше ведать о своем питомце, но и о самом себе — тоже. И о других людях, их типах и способах жизнедеятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Педагогическая антропология как предмет социально философского исследования……………………………………………………..7
1.1. Предмет и область применения педагогической антропологии……………………………………………………...………………7
1.2. Возможности педагогической антропологии………………………..9
1.3. Источники педагогической антропологии…………….……………11
1.4. Методы исследования…………………………………………..……13
1.5. Воспитание человека обществом………………...………………….15
1.6. Воспитание человека человеком……………………………….……17
Глава II. Социальная работа как феномен современного мира и как профессиональная деятельность…………………………………………….….19
2.1. Объекты и субъекты социальной работы…………………………...19
2.2. Основные функции социальной работы ………………………...…23
2.3. Cодержание и средства социальной работы…………..……………25
2.4. Управление и цели как структурные элементы социальной работы……………………………………………………………………….……26
2.5.Практические ценности в социальной работе………………………28
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы…………………………………………………….…32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа за первый курс 2011.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

В социальной работе могут быть выделены различные группы ценностей: ценности абсолютные и относительные; истинные и мнимые (ложные); позитивные и негативные; признанные и непризнанные; «непреходящие» («вечные») и ситуативные; субъективные и объективные; обыденные и профессиональные; индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие; действительные и потенциальные; терминальные и инструментальные; простейшие, социализационные и смысложизненные; материально-вещные, духовно интеллектуальные, этические, эстетические и т.п.

Ценности современной профессиональной социальной работы располагаются на различных уровнях. Среди которых выделяются следующие:

1. общечеловеческие, признаваемые большинством современного человечества;

2. социетальные, признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе;

3. профессиональные, имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности;

4. индивидуальные – ценности специалистов, их клиентов, других личностей, санкционирующих в социальной работе в различном качестве.

Ценности социальной работы обосновывают весь процесс практической деятельности и одновременно становятся одним из важнейших факторов и условий социального прогресса. В социальной работе должны быть представлены в равной степени как индивидуальные ценности и цели личности, так и социальные ценности и цели общества, поскольку господство как социального над индивидуальным, так и господство индивидуального над социальным приводит к нарушению гармонии в обществе в целом. Поэтому, в отличие от других видов деятельности, в которых находятся в различном соотношении социально или индивидуально значимые ценности, социальная работа является особым, специфическим видом деятельности, основным смыслом, содержанием и целями которой является обеспечение баланса и реализации как социально-значимых ценностей, так и индивидуально-значимых ценностей. Таким образом, все группы ценностей должны быть гармонично представлены в социальной работе.

 

 

 

 

Заключение

Если говорить о взаимосвязи антропологии и социальной работы на теоретическом уровне, то, прежде всего, необходимо отметить сходство объектов изучения этих наук:

1.Объект педагогической антропологии – человек и человеческое общество.

2.Объект социальной работы - специфические  сферы жизнедеятельности,

все люди (при широкой трактовке), отдельные личности и группы,

нуждающиеся в помощи (при узкой трактовке): старики, пенсионеры, инвалиды; дети-сироты; попавшие в трудную жизненную ситуацию люди;

Антропология является, в некотором смысле, основанием социальной работы, поскольку предметом её изучения является происхождение и эволюция физической организации человека и его рас. Антропология утверждает, что все люди, независимо от пола, цвета кожи, и иных внешних особенностей имеют общее происхождение и относятся к одному биологическому виду «Человек разумный».

Таким образом, современная антропология представляет собой научное основание для признания равенства всех людей и гарантии их прав, которые закреплены Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г. И Декларацией прав ребёнка от 20 ноября 1959 г., а также рядом других международных документов.

Воспитание человека человеком изучается целостно, системно – как педагогико-антропологическая наука. Педагогическая антропология не просто изучает человека как воспитателя и воспитуемого, но и сама воспитывает того, кто систематически и серьезно изучает ее.

Чтобы присваивать опыт человечества, надо хотеть этого и необходимо располагать условиями, в частности временем, помощниками (учителями, воспитателями), учебными материалами, а так же нужно уметь это сделать.

Любая по характеру и содержанию культура, которую впитал тот или иной человек и которая сделала его тем или иным человеком, представляет собой историческое образование. Она создавалась настолько издавна, что спрессовала в себе опыт мириад породивших нас людей.

Антропологическое течение сознательно и преднамеренно предпосылает себе педагогическую антропологию. Оно строит свои основоположения в ходе органического синтеза педагогического человековедение. Оно отличается многофакторным подходом к истокам и движущим силам развития личности. Как и к педагогическому вмешательству в этот процесс. Педагоги-атропологи исследуют действие биологических, и социальных, и духовных факторов в структуре воспитывающегося и воспитывающего человека.

Итак, педагогическая антропология представляет собой фундамент, основание педагогики. Она изучает природу ребенка, детей, их групп, а также среды, в которой взрослеют дети. В ней решаются вопросы о сущности человека как воспитуемого и воспитателя. Ею исследуется сущность воспитания, обучения, образования, взятых в их взаимодействии с окружающим их миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бим – Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие.– М., 1998.
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2001.
  3. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2004.
  4. Ушинский К.Д. Человек как предмет педагогической антропологии: Опыт педагогической антропологии// Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1990. – Е. 5,6.
  5. Пайн М. Современные теории социальной работы. Лондон, 1991. С.20.
  6. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. 1995. №1. С.10.
  7. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/BimBad/index.php

 

 

 

 


 



Информация о работе Роль педагогической антропологии в социальной работе