Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:25, реферат
Социология в Россию проникла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно в собственных национальных культурных традициях и политических условиях. На это обстоятельство с некоторым удивлением указал немецкий философ и социолог Л. Штейн в своем благожелательном обзоре русской социологии XIX в. За период с конца 60-х г. XIX в. до середины 20-х гг. XX в.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………3
СУБЪЕКТИВИСТСКАЯ ШКОЛА……………………………………………………………………………..4
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ…………………………………………………………………..9
НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ…………………………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………15
Мечников считал, что социальный прогресс в основном проходит те же ступени солидарности, что и в органическом мире, искусственно связывая основные этапы социального развития со своей схемой эволюции живых организмов.
Он резко и решительно выступил против социал-дарвинизма и расистских идей, что имело прогрессивное значение. Мальтузианскую теорию о народонаселении он характеризовал как реакционную, так как она теоретически оправдывала расизм.
Он считал, что “наследственность могучий фактор, в союзе с ней приспособление формирует человечество, но влияние ее не в состоянии освободить человека от еще более могучего влияния среды” /92, с.67/. Одновременно автор выступал против географического фатализма. Он согласен с тем, что “надлежит помнить, что общая форма земли и моря, и вообще географические особенности влияют в истории человечества различным образом, сообразуясь с состоянием культуры, которого достигла данная нация. Та же самая река, которая составляет непобедимое препятствие для некультурного народа, преображается в удобный путь для торговых сообщений у народа, вкусившего от плодов культуры и наконец может обратиться просто в ирригационный канал, направление которого управляется произволом человека — властелина природы. Та же самая гора, которая в начале истории была доступна одним охотникам и пастухам, на высшей степени культуры начинает привлекать рудокопов и промышленников, а вскоре и вовсе перестает быть препятствием благодаря пересекающим ее дорогам. Точно также и морская бухта, некогда ужасавшая своей величиной мореходные скорлупки наших предков, благодаря культурным ухищрениям, брекваторам (волнорезам) является убежищем для громадных современных судов...” /92, с.80/. Таким образом он выступал против каждого “провозглашающего наперекор фактам, что данная совокупность должна всюду играть одну и ту же неизменную роль”/92, с.81/.
Мечников хотел рассмотреть
механизм влияния природы на социальное
устройство общества. Так, в своей
работе он, не скатываясь к вульгарному
географическому детерминизму, пытался
объяснить неравномерность
С этой периодизацией он связывает основной закон развития культуры. На земле постепенно происходит эволюция культурно-географической среды, сначала она ограничена небольшими бассейнами нескольких культурно-исторических рек, постепенно расширяется и принимает характер средиземноморской, со временем охватывает Атлантический океан, с тем чтобы в конечном итоге распространиться на всех обитаемых местностях земного шара.
Причину прогресса древнего общества он видел в реках, но не во всех, а только в тех, которые могли обогатить человека и в то же время угрожали его развитию и жизни. Для борьбы со стихиями рек люди должны совместно трудиться, соединяться в кооперации. Так, “исторические реки” Нил, Тигр и Евфрат могли за короткий срок сделать плодоносными огромные области, которые могли прокормить миллионы людей или уничтожить все созданное человеческим трудом, привести к разорению и голоду. Поэтому жизнь вдоль этих рек требовала от множества людей кооперированного труда. При этом малейшая неточность или небрежность при возведении дамб или рытье каналов могли привести к огромным общественным бедствиям. Мечников пишет: “Под страхом неминуемой смерти река-кормилица внушает населению солидарность и стремление объединять свои силы, хотя на самом деле отдельные группы населения не знали и даже ненавидели друг друга. Она принуждает каждого члена общества к исполнению части общественной работы, полезность которой познается впоследствии, а вначале бывает непонятна громадному большинству. Зачастую даже это большинство не в состоянии дать себе отчет о плане исполнения общей работы. Вот где истинный источник боязливого благоговения и уважения, проявляемых народами по адресу рек, этих божеств, прокармливающих и управляющих, умервлщяющих и оживотворяющих, открывающих свои тайны только немногим избранным, а всеми остальными смертными повелевающих и управляющих, наподобие того, как управляет ими судьба” /92, с.118/. Поэтому в долинах перечисленных рек сложились крупнейшие цивилизации древности. Другие же реки мира, даже более крупные, окруженные плодородными землями, так и не смогли стать очагами древней цивилизации, так как условия жизни для селящихся вдоль них племен были слишком благоприятными и не требовали совместных усилий. Цивилизациями речного периода были Древний Египет, Ассиро-Вавилонское царство, древние Индия и Китай.
По мнению Мечникова, социологические
законы не сводимы к законам природы,
с их помощью нельзя внести ясность
в сложный мир социальных взаимоотношений
людей. Он считает: “Основать социологию
на дарвинском законе борьбы за существование
также немыслимо, как разрешить
вопрос о солнечных пятнах на основании
пифагоровой теоремы” /93, с.38/. “Общество
— не механизмы и организмы, а
также относятся к организмам,
как эти последние относятся
к механизмам. Говоря другими словами,
законы биологические также неспособны
объяснить нам явления
В историю русской социологии
Мечников вошел как создатель
оригинальной теории, в которой он
попытался связать проблему географического
фактора с условиями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социология росла и
прогрессировала. Имея тесные контакты
с европейской американской мыслью,
усваивая их ценный опыт, русская социология
была независимым и оригинальным
продуктом отечественной мысли,
вклад которой в мировую
Русские социологи находились
в лучшем положении по сравнению
с западными социологами. Они
имели возможность ознакомиться
с достижениями европейской мысли.
Ведь все основные работы известных
западных социологов, несмотря на цензуру,
переводились на русский язык и издавались
в России с серьёзными научными комментариями.
Благодаря систематическому ознакомлению
с мировым опытом и развитием
социологической науки в мире
социологи в России достигли больших
успехов. Но, несмотря на то, что, на развитие
социологии в России повлияли различные
течения западной социологии, она
всё же выдвинула ряд оригинальных
теорий, которые во многом были обусловлены
своеобразием развития российского
общества. В ряде случаев русские
социологи шагнули дальше западных,
часто они даже предугадывали
то, что позднее повторили западные
социологи. Они раньше всех начали обсуждать
проблемы, которые довольно быстро
стали принимать