Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:49, курсовая работа
Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.
Цель работы: аналитический обзор литературы по теме «Жестокое обращение с детьми».
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных
слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском
обществе и их воздействие на ребенка
4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности
населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения
в семье и психологическая заброшенность
11
2.2 Психологические последствия плохого
обращения в неблагополучных семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое
отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка
21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия
по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии
в вопросах насилия по отношению к детям
26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
Введение
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы насилия по отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения. В нашей работе мы будем рассматривать жестокое обращение с детьми с точки зрения теорий девиантности, поскольку именно в жестоком обращении с детьми многие отечественные и зарубежные психологи видят причину отклоняющегося поведения детей и подростков.
В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики видов и поиска, более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Все это стимулирует вовлечение более широкого круга специалистов – психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков.
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.
Цель работы: аналитический обзор литературы по теме «Жестокое обращение с детьми».
Глава 1. Рост насилия
в социально-неблагополучных
1.1 Изменения в современном
В настоящее время в результате экономической нестабильности, утраты духовно- нравственных ориентиров появился ряд опасных тенденций, прежде всего, – возрастание асоциального поведения в детской, подростковой и молодежной среде (бродяжничество, ранняя алкоголизация, наркомания и проституция, нарушение норм морали, рост самоубийств). Растет число детей и подростков, находящихся в состояние школьной и социальной дезадаптации, все острее встает вопрос о росте криминализации в среде детей и подростков.
Сохранение тенденций устойчивого роста количества детей с различными проблемами в развитии приведет в ближайшее время к увеличению доли социально дезадаптированных лиц среди граждан трудоспособного возраста и дальнейшему обострению социально-экономических проблем.
В то же время современная педагогическая практика при всех ее проблемах, трудностях, недостатках сохраняет статус одного из основных институтов социализации личности, ее становления и развития, антиподом которых становится девиантное развитие. Комплексное решение проблемы профилактики девиантного поведения школьников с участием социологов, юристов, педагогов, психологов в условиях организованного детского коллектива.
Процесс социализации сложен для детей, воспитывающихся в полноценных семьях, а тем более – в условиях социальной депривации (в учреждениях интернатного типа, неблагополучных семьях). Ребенок является центром пересечения целого комплекса проблем: социальных, экономических, психологических, правовых. Следовательно, необходим комплексный подход к вопросу социализации подростка, что позволит на качественно новом уровне решать вопросы:
. своевременного выявления и коррекции отклоняющегося развития ребенка;
. социализации
и адаптации подростка в
. формирование культурной среды;
. снятие эмоционального
напряжения и агрессии
. привитие интереса к самообслуживающему труду на базе современной бытовой техники;
. обучения здоровому
образу жизни при интенсивных
занятиях общефизической
Вследствие
этого основные вопросы, которые
рассматривает современная
. виктимность
ребенка как следствие
. осознанная
или малоосознанная, но, как правило,
не совпадающая с
. неприятие
подростково-юношеской средой
. приспособление
несовершеннолетних к «
Мир психологии,1998.[44с.14],
когда наркотизация, проституция, криминализация
несовершеннолетних – это удобные
формы инструментального
Во всех этих позициях несовершеннолетний, его возрастное психическое, личностное развитие всегда рассматривается через призму его социальной ситуации развития, его индивидуальных особенностей социализации и взаимоотношений с той социальной средой, в которой реализуется и осуществляется его жизнедеятельность. В связи с этим необходимо рассмотреть базовые понятия, связанные с социальной ситуацией развития, особенностями социального функционирования ребенка в основных сферах его жизнедеятельности: семье, школе, ближайшем окружении сверстников, его малом и большом социуме. Социальные факторы в детстве играют ведущую роль в особенностях становления ребенка как личности, т.е., в характере его социализации в широком смысле этого понятия.
Однако, анализ
современных тенденций
Основные причины
этого явления, безусловно, имеют
как общие, так и региональные особенности, так в Курганской
области эти данные выглядят следующим
образом [36, с.79]:Cборник тезисов международной
конференции:
-М.: Новый отсчет,2001.
. материальное положение – 45 %;
. социально-педагогическая запущенность – 33 %;
. болезнь – 17%;
. другие причины – 5%.
Проведенное Беляничевым
В.В. Сборник тезисов международной
конференции.
[36, с.83-84] изучение средовой адаптации
у детей с делинквентным поведением в
г. Щексна, Вологодской области. Позволили
определить, что большинство детей с деликвентным поведением – это
дети из неблагополучных семей с безнадзорностью
и гипоопекой (94%), со стойким периодом
не только школьной, но и социальной дезадаптации
с асоциальным поведением с 10-12 лет.
Структура нарушений
поведения характеризовалась
. бродяжничество – 196 чел. (95%);
. воровство – 194 чел. (94%);
. хулиганские действия – 127 чел. (60%);
. ранняя алкоголизация и наркотизация – 65 чел. (41%);
. сексуальные девиации – 10 чел. (4,5%).
Результативность деятельности по определению причин жесткого обращения с детьми, во многом зависит от достоверности информации о количестве таких детей.
1.2 Причины и последствия роста
агрессивности населения
Причинами жесткого обращения с детьми является общий агрессивный фон общества, обычно определяемый как массовые враждебные действия, направленные на причинение страдания, физического или психологического вреда или ущерба либо даже на уничтожение данной массой (толпой) других людей или общностей.
Психологически
за агрессией всегда стоит внутренняя агрессивность
– эмоциональное состояние, возникающее
как реакция на переживание непреодолимости
каких-то барьеров или недоступность чего-то
желанного.
Именно высоким эмоциональным накалом
стихийная агрессия, а именно она является
основной причиной жесткого обращения
с детьми отличается от агрессии организованной,
например солдаты, вполне могут не испытывать
сильных эмоций к своим противникам, даже
убивая их. На практике стихийная агрессия
всегда сопровождается еще и дополнительными
сильными эмоциями негативного комплекса
типа гнева, ненависти и т.п.
В психологии существует несколько десятков различного рода теорий, объясняющих те или иные аспекты агрессивности, – от врожденных биологических инстинктов до специальных форм социального научения, необходимых для успешной социальной адаптации в нашем сложном мире.
Проявление
агрессивности как причины
Ольшанский Д.В. Психология масс-СПб.:Питер,2001.[29]
пишет, что блокирование права на самозащиту
ведет к агрессивности, например при навязывании
решения. В результате агрессии человек
вторгается в сферу власти или престижа,
или на территорию другого человека и
частично захватывает то, что удается.
Если же агрессия блокирована, спираль
ее принимает еще более крутую форму, взрыв
насилия происходит по психологическим
причинам приобретая экстатический характер
и становится для его участников самоцелью.
Как показывают исследования современных массовых беспорядков, волнений и восстаний, «важнейший лежащий в их основе фактор – чувство полного блокирования всех надежд»[1]. Факторы, предшествующие агрессии – известны:
. постоянная и массовая безработица;
. неинтересная и низкооплачиваемая работа;
. напряженные отношения между населением и властью.
К условиям возникновения агрессии исследователи обычно относят:
1) физиологические условия – алкоголь, наркотики.
2) психологические условия – уже упоминавшееся ощущение фрустрации,
«невозможности исполнения никаких надежд»,
3) ситуационные
условия в виде наличия
4) провокационные
действия властей или их
Для развития агрессии обычно требуются:
1) некоторый
конкретный повод,
2) люди, готовые
поддержать это ощущение
«качнуть» толпу против тех, кто в этом может быть обвинен;
3) конкретный
объект агрессии –
Среди наиболее важных для нашего понимания вариантов агрессивного поведения различаются экспрессивная, импульсивная, аффективная, враждебная и инструментальная агрессия:
Экспрессивная агрессия – это устрашающе-агрессивное поведение, главной целью которого является выразить и обозначить свои потенциально агрессивные намерения, запугать оппонентов. Это не всегда и не обязательно выражается в непосредственно разрушительных действиях.
Импульсивная
агрессия – обычно спровоцированное
в результате действия какого-то фактора,
мгновенно возникающее и достаточно быстро
проходящее агрессивное поведение. Такая
агрессия может носить прерывистый
(«импульсный») характер, возникая как
бы «волнами», в виде своеобразных
«приливов» и «отливов» агрессивного
поведения.
Аффективная агрессия – чисто эмоциональный феномен, практически полностью лишенный действенного компонента. Этим она отличается от экспрессивной формы агрессии. Аффективная агрессия, как правило, представляет собой наиболее впечатляющий, но и самый бессмысленный вид агрессии. Это то, что иногда называется «агрессивным ажиотажем» – особое состояние, требующее немедленных, любой ценой, жертв и разрушений.
Соответственно, общим законам подчиняются и механизмы формирования агрессивного ребенка в основе, которого лежит стиль воспитания, называемого исследователями «строгим стилем» воспитания. Колосова С. Агрессия и агрессивность.» Школьный психолог,2000г.,» [18, №26].
«Строгий стиль» воспитания в качестве основного средства воздействия на личность подразумевает наказание. Проблеме наказания посвящено немало отечественных исследований, которые обращают внимание на недостаточную эффективность наказания как метода воспитания. Многие данные говорят о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания.
Информация о работе Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества