Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.
Цель работы: аналитический обзор литературы по теме «Жестокое обращение с детьми».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Влияние наказания  на человеческое поведение чрезвычайно  неоднозначно и зависит от ряда факторов. Например, было обнаружено, что наказание  приводит к снижению агрессии у тех мальчиков, которые почти полностью идентифицируют себя со своими отцами. При отсутствии такой идентификации наказание, напротив, стойко ассоциируется с агрессией.

Выявлена тесная связь между родительским воздействием и проявлениями детской враждебности. Наказание способствует проявлению агрессивных побуждений за пределами той ситуации, где оно имело место, а сдерживающий эффект наказания проявляется в границах узкого круга обстоятельств.

В настоящее  время, подавляющее большинство  исследователей признает, что применяемое по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения. Во многих случаях агрессия в виде наказания не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.

Агрессивность и жестокость в воспитании детей  формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать  семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе. Эскалация физического наказания в воспитании имеет абсолютно противоположный результат относительно преследуемой цели. Так 
А.И. Григорьева и Л.Г. Егорова, ссылаясь на П. Лич // Педагог в гуманистической воспитательной системе школы.,// пишут [30, c.108]: «Ни одного доброго слова нельзя сказать про физические наказания. Исследования показали, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью, а вовсе не раскаиваясь. 
Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Вы даете ему почувствовать себя беспомощным и никчемным, неспособным быть «хорошим». 
Надо дать ребенку понять, каковы результаты его собственных опрометчивых действий, о которых ему приходится жалеть. Любое другое наказание воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет».

 
Глава 2. Жестокое обращение в семье  и школе

 
2.1 Вербальные и невербальные  отношения в семье и психологическая заброшенность

Социальный  портрет современной семьи в  развитом обществе характеризуется  достаточно устойчивыми тенденциями:[2]

. рост числа  семей с 1-2 детьми, когда практически  не воспроизводится репродуктивная  функция семьи;

. уменьшением  числа ежегодно заключаемых браков (1990 год – 8,9 в перерасчете на 1000 населения; в 1995 г. – 7,3; 1997 – 6,3);

. увеличение  числа разводов (1990 год – 3,8 на 1000 населения; в 1995 –

4,6; 1997 г. –  3,79).

. снижение суммарного  коэффициента рождаемости сократился  с 2,0 до 1,28 и рост доли однодетных семей с 29,7% до 31%.

В соответствии с динамикой разводов с 1989 по 1995 год  в 1,14 раза возросла доля неполных семей  с одним родителем с детьми до 18 лет.

Социальная  динамика современной семьи характеризуется  негативными тенденциями, особенно если смотреть на нее глазами детей, находящихся в особо трудных жизненных обстоятельствах. Это подтверждается следующими статистическими данными. Стабильно растет внебрачная рождаемость, которая достигла 25,3% детей от всех родившихся. Тревожной является социальная статистика, констатирующая эмоциональную депривацию детей и жестокое обращение с ними.

В рамках этих кризисных  явлений укорачивается период полноценной  и оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского  авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой социализирующий потенциал по выхаживанию и воспитанию детей. По мнению ведущих как отечественных, так и зарубежных специалистов, занимающихся ключевыми проблемами сохранения семьи, описанные социологические характеристики отражают новые формы вербального семейного поведения, которые включают в себя: сексуальную, контрацептивную и бракоразводную революции.

В основе динамики семьи, как основного фактора жестокого обращения с детьми, необходимо выделить два взаимосвязанных типа воздействия на ребенка: семейные отношения (вербальные отношения) и семейное воспитание 
(невербальные отношения).

Для здоровой семьи  характерна:

. сильная родительская позиция с четкими семейными правилами;

. гибкие, открытые  взаимоотношения между младшими  и взрослыми членами семьи  с определенными «образцами»  отношений и поведения;

. сохранные,  эмоционально теплые связи между  поколениями, которые составляют  основу «семейной памяти».

Опору семьи  создают взаимно солидарные и  поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство  безопасности для детей.

Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны  «запутанные отношения» – это  семья:

. с отцом  (отчимом), который находится на периферии семейного поля;

. семья с  разъединенными, конфликтно существующими  родителями;

. семья с  хронической неприязнью между  отдельными членами семьи, родственниками  по материнской и отцовской  линиям.

В таких семьях часто наблюдаются проблемы с алкоголем. Постоянно, особенно у женщин, встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами нарушения со стороны здоровья, поэтому могут наблюдаться 
«хронические, трудно излечимые заболевания». Характерные черты поведения и вербальных отношений взрослых и детей в такой семье. Сборник тезисоф международной конференции: Подростки и молодеж в меняющимся обществе 
(проблемы девиантного поведения) – М.: Новый отсчет, 2001[36, с.78]:

. общение между  ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота, юмор, радость от общения;

. в межличностных  отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание  вины;

. активное нежелание  членов семьи обсуждать внутрисемейные  проблемы с кем- либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей;

. по отношению  к семейным проблемам легко  возникают состояния тревоги  и паники;

. часто наблюдается  тенденция разрешать возникающие  проблемы на эмоциональном уровне;

. постоянно  проявляется несоответствие между  словами и действиями;

. между одними  посланиями со стороны родителей  типа: «Я тебя люблю» и другими  – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся», что вызывает противоречивость  чувств и реакций со стороны  ребенка.

Во многом это  определяет и невербальную сторону  семейных отношений. В таких семьях дети переживают тревогу перед неопределенностью  будущего, они могут тяготиться домом, стремятся больше проводить время  на улице. У детей отмечается заниженная самооценка, так как они часто проецируют причину ссор на себя. С началом наркотизации при углублении семейного кризиса наркотизирующийся ребенок может начинать выступать с одним из родителей против другого.

Для распавшейся  семьи характерно соединение неприязненных отношений с застывшими, уходящими в прошлое конфликтами. Такая ситуация утяжеляется в тех случаях, если поведение ребенка, связанное с употреблением алкоголя или наркотиков, помогает сохранить замкнутый, конфликтный круг отношений, т.к. за этим может стоять неосознаваемое ребенком желание восстановить распавшиеся отношения. В подобных случаях дети и подростки могут прибегать к использованию наркотиков для своеобразного «шантажа» и демонстрации своих ожиданий от взрослых.

Для асоциальной  семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны:

. сочетание  затяжных, конфликтных внутрисемейных  отношений с криминологической  и наркологической отягощенностью;

. нарастающая  социальная изоляция с выключением  семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в доме, микрорайоне.

Дети, проживающие  в такой семье, испытывают различные  формы психологического давления:

. разъединенность  и эмоциональное отвержение со  стороны родителей;

. заброшенность  и насилие;

. чувство вины и стыда за поведение членов семьи.

Они вынуждены  соизмерять свое поведение с «двойным стандартом правил» – аморальным как нормой поведения внутри своей  семьи и моральными требованиями, правилами поведения вне семьи  – в школе, в общении с другими. 
В такой ситуации дети стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают отпора.

Большой интерес  для исследования агрессивности  ребенка как фактора определяющего  жестокость в обращении с ребенком представляют ответы детей младшего дошкольного возраста на вопрос: «Что тебе запрещают делать дома?». 
Эти ответы определенным образом характеризуют стиль семейного воспитания. 
При их анализе было выделено четыре группы запретов (по значимости и частоте) Колосова С. Агрессия и агрессивность// Школьный психолог,2000г.,[18, №27]:

. первое место  заняли запреты (предъявляемые  преимущественно матерями), оберегающие  вещи и порядок в доме;

. второе место  – запреты, связанные с безопасностью  ребенка;

. третье место  – охрана покоя взрослых и  особенно отцов;

. четвертое  место – запреты нравственного  характера, касающиеся как внутрисемейных  отношений, так и правил поведения  (например, не рвать книги, не  ломать деревья, не разговаривать  грубо).

Формирующаяся под воздействием тоталитарного сознания взрослых двойная идентификация ребенка (когда есть разделение «я для себя» и «я для семьи») оказывается мощной основой для внутреннего отчуждения ребенка от семьи. И даже при сохранении высокой эмоциональной привязанности ребенка к родителям, им крайне трудно транслировать свои ценности (особенно нравственные и духовные) следующим поколениям. По существу, речь идет о трансляции внутриличностного конфликта и агрессивных побуждений из поколения в поколение в условиях тоталитарного воспитания, о деформациях психики ребенка.

Отсюда нередки  случаи психологического насилия в  современной семье, а сексуальное, физическое насилие, жестокость по отношению  к ребенку представляют собой  крайнее выражение психологического насилия.

Можно добавить, что «строгий стиль» воспитания, ориентированный  на воспитание детского послушания, приводит к возникновению у ребенка  повышенной эмоциональности, делая  для него маловероятными размышления  о своих действиях или восприятие новой информации о моральных принципах.

Все вышесказанное заставляет серьезно задуматься над следующими проблемами: способны ли современные  родители адекватно проявлять свою любовь к ребенку, быть искренними в  отношениях с ним.

 
2.2 Психологические последствия  плохого обращения в неблагополучных семьях

Главным вопросом о психологических  последствиях плохого обращения, который  встает перед специалистом, обращающимся к анализу вербальных и невербальных семейных отношений, является вопрос о  характере семейного воспитания. Речь идет о том, сколько сил, времени и внимания уделяется родителями ребенку и в какой мере их отношение нацелено на удовлетворение значимых для него потребностей. Последствиями такого воспитания как раз и является отклонение девиантное поведение ребенка и его терпимость к жестокому обращению.

Настоящее время российское общество характеризуется таким  положением, когда каждая отдельная  семья остается одни на один с проблемами своих детей 
(уходы из дома и бродяжничество, алкоголизация и наркотизация, нарушения сексуальной ориентации и другие, грозящие риском проблемного развития нарушения поведения) и вынуждена действовать вслепую. При этом неблагополучные семьи демонстрируют образцы злоупотребления алкоголем и наркотиками; в дисфункциональных, конфликтных семьях, вследствие запутанности семейных отношений, доминирует стремление ограничиться эпизодическим вмешательством в проблемное поведение детей. В благополучных семьях, как правило, преобладает тревога за складывающуюся ситуацию. Однако обычно сочетается с конфронтацией по отношению к влиянию сверстников, друзей ребенка по классу и по двору, т.е. доминирует установка на изоляцию от детско-подростковой среды, что фактически невозможно и не предупреждает различных форм проблемного, рискованного поведения и саморазрушающих 
«экспериментов» с наркотиками или злоупотребления ими.

Необходим учет следующих  форм неадекватного семейного воспитания (в качестве примера рассмотрим явление  наркотизации как наиболее негативного  вида девиантного поведения) Моделирование  воспитательных систем:теория- практике//под ред. Л.И.Новиковой, Н.Л. Селивановой – М.: Изд. РОУ.1995 год. 
[26, с.67-68]:

Гиперпротекция (доминирующая или потворствующая) – этот стиль  воспитания характеризуется или  постоянным контролем над любыми проявлениями поведения ребенка с недоверием к "правильности" его самостоятельных поступков, или некритичным удовлетворением любых запросов ребенка. При употреблении подростком наркотиков в условиях такого воспитательного подхода с его стороны быстро формируются выраженные формы протестно-вызывающего поведения, облегченно закрепляется патологическая лживость. В родительской реакции при начале употребления наркотиков чаще со стороны матери могут возникать реакции со страхом потери ребенка, которые, как правило, усиливают готовность идти у него на поводу. Со стороны отца обычными являются полярные реакции, когда недоумение «почему это случилось с моим ребенком», сменяется попытками отвержения материнского стиля отношений, установления тотального контроля с угрозами наказания, что встречает протестное отношение и со стороны матери, и со стороны ребенка. В итоге фиксируются спутанные и непоследовательные отношения. При таком воспитательном отношении родители не могут установить рамок в поведении ребенка и в своих требованиях. Ребенок продолжает вести себя своевольно, сам определяет круг друзей, время возвращения домой, характер своего время провождения.

Информация о работе Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества