Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:49, курсовая работа
Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.
Цель работы: аналитический обзор литературы по теме «Жестокое обращение с детьми».
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
Влияние наказания на человеческое поведение чрезвычайно неоднозначно и зависит от ряда факторов. Например, было обнаружено, что наказание приводит к снижению агрессии у тех мальчиков, которые почти полностью идентифицируют себя со своими отцами. При отсутствии такой идентификации наказание, напротив, стойко ассоциируется с агрессией.
Выявлена тесная связь между родительским воздействием и проявлениями детской враждебности. Наказание способствует проявлению агрессивных побуждений за пределами той ситуации, где оно имело место, а сдерживающий эффект наказания проявляется в границах узкого круга обстоятельств.
В настоящее время, подавляющее большинство исследователей признает, что применяемое по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения. Во многих случаях агрессия в виде наказания не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.
Агрессивность
и жестокость в воспитании детей
формирует людей
А.И. Григорьева и Л.Г. Егорова, ссылаясь
на П. Лич // Педагог в гуманистической
воспитательной системе школы.,// пишут
[30, c.108]: «Ни одного доброго слова нельзя
сказать про физические наказания. Исследования
показали, что дети, которых отшлепали,
совсем не помнят, за что их наказали. Они
убегают от взрослых, кипя злостью, а вовсе
не раскаиваясь.
Часто взрослый, наказывая, только унижает
ребенка. Вы даете ему почувствовать себя
беспомощным и никчемным, неспособным
быть «хорошим».
Надо дать ребенку понять, каковы результаты
его собственных опрометчивых действий,
о которых ему приходится жалеть. Любое
другое наказание воспринимается ребенком
как месть, как желание утвердиться за
его счет».
Глава 2. Жестокое обращение в семье
и школе
2.1 Вербальные и невербальные
отношения в семье и психологич
Социальный портрет современной семьи в развитом обществе характеризуется достаточно устойчивыми тенденциями:[2]
. рост числа
семей с 1-2 детьми, когда практически
не воспроизводится
. уменьшением числа ежегодно заключаемых браков (1990 год – 8,9 в перерасчете на 1000 населения; в 1995 г. – 7,3; 1997 – 6,3);
. увеличение числа разводов (1990 год – 3,8 на 1000 населения; в 1995 –
4,6; 1997 г. – 3,79).
. снижение суммарного
коэффициента рождаемости
В соответствии с динамикой разводов с 1989 по 1995 год в 1,14 раза возросла доля неполных семей с одним родителем с детьми до 18 лет.
Социальная
динамика современной семьи
В рамках этих кризисных явлений укорачивается период полноценной и оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой социализирующий потенциал по выхаживанию и воспитанию детей. По мнению ведущих как отечественных, так и зарубежных специалистов, занимающихся ключевыми проблемами сохранения семьи, описанные социологические характеристики отражают новые формы вербального семейного поведения, которые включают в себя: сексуальную, контрацептивную и бракоразводную революции.
В основе динамики
семьи, как основного фактора жестокого
обращения с детьми, необходимо выделить
два взаимосвязанных типа воздействия
на ребенка: семейные отношения (вербальные
отношения) и семейное воспитание
(невербальные отношения).
Для здоровой семьи характерна:
. сильная родительская позиция с четкими семейными правилами;
. гибкие, открытые
взаимоотношения между
. сохранные,
эмоционально теплые связи
Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.
Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» – это семья:
. с отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля;
. семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями;
. семья с
хронической неприязнью между
отдельными членами семьи,
В таких семьях
часто наблюдаются проблемы с алкоголем.
Постоянно, особенно у женщин, встречаются
психосоматические, т.е. связанные с психогенными
причинами нарушения со стороны здоровья,
поэтому могут наблюдаться
«хронические, трудно излечимые заболевания».
Характерные черты поведения и вербальных
отношений взрослых и детей в такой семье.
Сборник тезисоф международной конференции:
Подростки и молодеж в меняющимся обществе
(проблемы девиантного поведения) – М.:
Новый отсчет, 2001[36, с.78]:
. общение между
ними находится на низком уровн
. в межличностных
отношениях доминируют
. активное нежелание
членов семьи обсуждать
. по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники;
. часто наблюдается
тенденция разрешать
. постоянно
проявляется несоответствие
. между одними
посланиями со стороны
Во многом это
определяет и невербальную сторону
семейных отношений. В таких семьях
дети переживают тревогу перед
Для распавшейся семьи характерно соединение неприязненных отношений с застывшими, уходящими в прошлое конфликтами. Такая ситуация утяжеляется в тех случаях, если поведение ребенка, связанное с употреблением алкоголя или наркотиков, помогает сохранить замкнутый, конфликтный круг отношений, т.к. за этим может стоять неосознаваемое ребенком желание восстановить распавшиеся отношения. В подобных случаях дети и подростки могут прибегать к использованию наркотиков для своеобразного «шантажа» и демонстрации своих ожиданий от взрослых.
Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны:
. сочетание
затяжных, конфликтных внутрисемейных
отношений с криминологической
и наркологической
. нарастающая
социальная изоляция с
Дети, проживающие в такой семье, испытывают различные формы психологического давления:
. разъединенность и эмоциональное отвержение со стороны родителей;
. заброшенность и насилие;
. чувство вины и стыда за поведение членов семьи.
Они вынуждены
соизмерять свое поведение с «двойным
стандартом правил» – аморальным
как нормой поведения внутри своей
семьи и моральными требованиями,
правилами поведения вне семьи
– в школе, в общении с другими.
В такой ситуации дети стремятся
перенести стиль внутрисемейных «образцов
поведения» на свои взаимоотношения с
окружающими, навязать его, если не встречают
отпора.
Большой интерес
для исследования агрессивности
ребенка как фактора
Эти ответы определенным образом характеризуют
стиль семейного воспитания.
При их анализе было выделено четыре группы
запретов (по значимости и частоте) Колосова
С. Агрессия и агрессивность// Школьный
психолог,2000г.,[18, №27]:
. первое место заняли запреты (предъявляемые преимущественно матерями), оберегающие вещи и порядок в доме;
. второе место
– запреты, связанные с
. третье место – охрана покоя взрослых и особенно отцов;
. четвертое
место – запреты нравственного
характера, касающиеся как
Формирующаяся под воздействием тоталитарного сознания взрослых двойная идентификация ребенка (когда есть разделение «я для себя» и «я для семьи») оказывается мощной основой для внутреннего отчуждения ребенка от семьи. И даже при сохранении высокой эмоциональной привязанности ребенка к родителям, им крайне трудно транслировать свои ценности (особенно нравственные и духовные) следующим поколениям. По существу, речь идет о трансляции внутриличностного конфликта и агрессивных побуждений из поколения в поколение в условиях тоталитарного воспитания, о деформациях психики ребенка.
Отсюда нередки
случаи психологического насилия в
современной семье, а сексуальное,
физическое насилие, жестокость по отношению
к ребенку представляют собой
крайнее выражение
Можно добавить, что «строгий
стиль» воспитания, ориентированный
на воспитание детского послушания, приводит
к возникновению у ребенка
повышенной эмоциональности, делая
для него маловероятными размышления
о своих действиях или
Все вышесказанное заставляет серьезно задуматься над следующими проблемами: способны ли современные родители адекватно проявлять свою любовь к ребенку, быть искренними в отношениях с ним.
2.2 Психологические последствия
плохого обращения в неблагополучных
семьях
Главным вопросом о психологических
последствиях плохого обращения, который
встает перед специалистом, обращающимся
к анализу вербальных и невербальных
семейных отношений, является вопрос о
характере семейного
Настоящее время российское
общество характеризуется таким
положением, когда каждая отдельная
семья остается одни на один с проблемами
своих детей
(уходы из дома и бродяжничество, алкоголизация
и наркотизация, нарушения сексуальной
ориентации и другие, грозящие риском
проблемного развития нарушения поведения)
и вынуждена действовать вслепую. При
этом неблагополучные семьи демонстрируют
образцы злоупотребления алкоголем и
наркотиками; в дисфункциональных, конфликтных
семьях, вследствие запутанности семейных
отношений, доминирует стремление ограничиться
эпизодическим вмешательством в проблемное
поведение детей. В благополучных семьях,
как правило, преобладает тревога за складывающуюся
ситуацию. Однако обычно сочетается с
конфронтацией по отношению к влиянию
сверстников, друзей ребенка по классу
и по двору, т.е. доминирует установка на
изоляцию от детско-подростковой среды,
что фактически невозможно и не предупреждает
различных форм проблемного, рискованного
поведения и саморазрушающих
«экспериментов» с наркотиками или злоупотребления
ими.
Необходим учет следующих
форм неадекватного семейного
[26, с.67-68]:
Гиперпротекция (доминирующая или потворствующая) – этот стиль воспитания характеризуется или постоянным контролем над любыми проявлениями поведения ребенка с недоверием к "правильности" его самостоятельных поступков, или некритичным удовлетворением любых запросов ребенка. При употреблении подростком наркотиков в условиях такого воспитательного подхода с его стороны быстро формируются выраженные формы протестно-вызывающего поведения, облегченно закрепляется патологическая лживость. В родительской реакции при начале употребления наркотиков чаще со стороны матери могут возникать реакции со страхом потери ребенка, которые, как правило, усиливают готовность идти у него на поводу. Со стороны отца обычными являются полярные реакции, когда недоумение «почему это случилось с моим ребенком», сменяется попытками отвержения материнского стиля отношений, установления тотального контроля с угрозами наказания, что встречает протестное отношение и со стороны матери, и со стороны ребенка. В итоге фиксируются спутанные и непоследовательные отношения. При таком воспитательном отношении родители не могут установить рамок в поведении ребенка и в своих требованиях. Ребенок продолжает вести себя своевольно, сам определяет круг друзей, время возвращения домой, характер своего время провождения.
Информация о работе Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества