Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:49, курсовая работа
Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.
Цель работы: аналитический обзор литературы по теме «Жестокое обращение с детьми».
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
Воспитание с возложением
на ребенка повышенной моральной
ответственности.
При этом воспитательном подходе требования
к ребенку (чаще девочке), как правило,
велики и оправдываются необходимостью
«строгого контроля». Высокие запросы
к ребенку могут сочетаться с пониженным
вниманием к его актуальным интересам
и потребностям или не соотноситься с
его возможностями, что обычно сопровождается
риском психогенной травматизации. В складе
личности стимулируются черты педантичности,
строгого следования установленному порядку
в сочетании с неуверенностью в себе и
конформностью. Риск наркотизации обычно
входит в структуру подростковой реакции
эмансипации от родителей в сочетании
с пассивным отношением к более активной
позиции сверстников, которые раньше начали
экспериментировать с наркотиками.
Гипопротекция со стороны
одного из родителей. При этом стиле
вербальных отношений как в
С началом наркотизации ребенка семейный
кризис, как правило, усиливается, и одному
из супругов, например, отцу, может приписываться
вина и ответственность за наркотизацию
ребенка. При этом наркотизирующийся подросток
и активно вовлеченная в его проблемы
мать легко образуют своеобразную "пару"
против отца, который начинает считаться
главной причиной наркотизации (уклонялся
от воспитания, от обсуждения проблем,
отвергал материнский стиль отношения
и пр.). За этой позицией стоит неспособность
родителей установить новые отношения
с наркотизирующимся ребенком, неосознанное
желание не нести ответственности за его
вовлечение в употребление наркотиков.
Неустойчивый стиль воспитания.
Этот стиль характеризуется
Эмоциональное отвержение, гипоопека и жестокое обращение. В основе такого отношения может лежать неосознаваемое отождествление ребенка с отрицательными моментами в жизни родителей. При эмоциональном отвержении на первый план выходит невнимание к ребенку, который воспринимается как помеха в жизни. При жестоком обращении эмоциональное отвержение сочетается с мало мотивированными и неоправданно суровыми наказаниями в виде лишения удовольствий, избиений и наказаний. Такой стиль воспитания ведет к задержанному психическому развитию, к формированию невротических расстройств и к усилению черт эмоционально-волевой неустойчивости или импульсивности. Неустойчивый характер воспитания и эмоциональное отвержение часто становятся причинами саморазрушающего поведения ребенка с употреблением наркотиков. Еще одной причиной начала наркотизации или срыва ремиссии может быть наличие скрытой или явной психотравмирующей ситуации, отсутствие у ребенка способов психологической защиты, позволяющих ему справляться с эмоциональным напряжением.
На основе выше сказанного
можно заключить, что понимание
и учет семейных отношений позволяют
избежать прямолинейных попыток
разъяснительной работы, что оказывается,
как правило, неэффективным. Ответы на
вопросы о типе семьи, о характере семейного
воспитания, о личных проблемах родителей,
определяющих особенности воспитательного
подхода, приводят к пониманию семьи как
живой системы, которая имеет свою историю,
традиции, динамику, и позволяют использовать
семейный потенциал в предупреждении
девиантного поведения подростка, в частности,
экспериментирования с наркотиками и
"срывов" при воздержании от их употребления.
2.3 Школа и насилие в школе
– критическое отношение
Недостатки в подготовке
детей к самостоятельной
Школа является вторым по значимости после семьи социальным институтом участвующий в формировании личности ребенка. В школе, кроме того, что приобретаются знания, так же формируется самостоятельность и адекватность самооценки. В этом процессе кроме самого ребенка участвуют так же сверстники, учителя и родители. Все это формирует определенные и, не редко противоречивые, требования к поведению ребенка, которые вызывают у него внутренний конфликт и попытки его компромиссного разрешения вызывают определенное жестокое обращение с каждой стороны.
Конфликтность, а так же
жестокое обращение с биологической
точки зрения является последствием
органических психопатий, среди которых
наиболее часто встречается возбудимый
тип, более распространенный среди мальчиков.
Его клинической основой является аффективная
и двигательная возбудимость.
Лубовский Д.В.Психологический тренинг
для детей из трудных семей//Детский практический
психолог.1995. [22], ссылается на ранее проведенные
В.В.
Лебединским исследования, в которых тот
приводит сравнительную характеристику
проявлений эпилептоидной психопатии
в детском и взрослом периодах жизни: при
эпилептоидной психопатии у взрослых
наряду с взрывчатостью, жестокостью наблюдается
и склонность к угодничеству и слащавости.
В то время как дети обращают на себя внимание
легкостью возникновения аффективных
вспышек со злобностью, агрессией, упрямством,
негативизмом, без проявления лести. В
ответ на малейшие замечания у этих детей
возникают бурные реакции протеста, уходы
из дома, школы, нередко связанные между
собой. Тяжелые аффективные разряды часто
заканчиваются астеническим состоянием
с расслабленностью, вялостью, слезами.
В детском коллективе трудно сосуществовать с такими детьми не только из-за силы и длительности их аффективных вспышек, эмоциональной вязкости, но из- за конфликтности, связанной с постоянным стремлением к самостоятельности, из-за властности и жестокости. В подростковом возрасте у детей с органической психопатией возбудимого круга складывается стойкая конфликтная ситуация в школе, которая способствует «выталкиванию» такого ребенка в асоциальное внешкольное окружение.
Нередко именно школа провоцирует проявление насилия со стороны родителей по отношению к ребенку. Учитель сообщает родителям о том, что их чадо прогуливает и получает двойки. Цель такого обращения понятна: родители должны принять меры. Можно заранее прогнозировать характер этих мер: минимум – моральное воздействие, максимум – физическое.
Практика показывает, что чаще всего принятые меры отражают не столько степень реального проступка ребенка, сколько степень пережитого родителями стыда при общении с учителем. В этом случае наказание изначально не может быть объективным и справедливым. Поэтому нет никаких оснований ожидать изменений к лучшему в поведении ребенка в результате такого воспитания. При этом взрослый остается во власти иллюзий, что он сделал все что мог.
Глава 3. Виктимность поведения ребенка
Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что в силу особенностей возраста, личностной несформированности и незащищенности несовершеннолетние обладают повышенной виктимностью – субъективной "предрасположенностью" стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.
Виктимология как одно
из важных направлений в криминологии
изучает личность потерпевшего, его
связи, взаимоотношения с
Центральная проблема виктимологии
– это оценка "вклада" жертвы
в юридически значимую ситуацию, ее
роли в преступлении и во взаимоотношениях
с преступником. Некоторые авторы
проводят параллели между формами
взаимодействия и поведением. Так, Ю.М.
Антонян (1991) указывает, что под процессом
взаимодействия живых существ с окружающей
средой, который
«опосредован их двигательной и внутренней
психической активностью, подразумевается
процесс поведения»[3]. О поведении стоит
говорить, когда субъект приобрел способность
воспринимать, хранить и преобразовывать
информацию для самосохранения, приспособления
к окружающим условиям и их преобразования.
Поведение человека носит социальный
характер и социально значимо. В поведении
человека и в его отдельных действиях
сложно переплетаются осознанное и бессознательное,
рациональное и эмоциональное.
Поэтому, при рассмотрении поведения потерпевшего
на всех этапах юридически значимой ситуации
принимаются во внимание не только вышеперечисленные
аспекты, относящиеся к поведению, но и
последующее его изменение в процессе
взаимодействия.
Таким образом, каких бы аспектов исследования насилия над детьми мы ни касались, будь то проблемы виктимологии, проблемы оказания помощи детям, перенесшим насилие, либо проблема предупреждения насилия над детьми и т.д., мы сталкиваемся с необходимостью изучения и раскрытия особенностей психосексуального развития детей и подростков для оказания им более квалифицированной помощи и объективной экспертной оценки.
Различные формы физического и сексуального насилия, такие как инцест, физические наказания в детстве являются важным этиологическим фактором для формирования целого ряда личностных расстройств. Пограничные пациенты значительно чаще других становились свидетелями сцен семейного насилия, прослеживается положительная корреляция между физическим насилием и сексуальными атаками в дальнейшем.
Анализ поведения жертвы требует соотнесения выявленных личностных характеристик со структурой объективной ситуации случившегося. Изучение ситуации по материалам уголовного дела, опросов жертвы и свидетелей дает важную информацию о поведении жертвы, способах ее защиты.
И.С. Кон Введение
в сексологию – М.: Речь,1997.[19, с.267]
указывает, что природа виктимности
находится в прямой зависимости
от связи между ребенком и взрослым.
Дети зачастую не осознают, что с
ними делают, их
"добровольность" может быть фиктивной. Он также обращает внимание,
что в области сексуальных злоупотреблений
детьми бытует много ложных представлений.
Среди них мнение о том, что:
. сексуальные покушения на детей редки и являются признаком морального распада и деградации общества;
. большинство сексуальных покушений совершают посторонние;
. все взрослые,
развращающие детей – "
. сексуальные покушения на
. рассказывая о сексуальных покушениях, дети лгут, выдают воображаемое за действительное;
. ребенок – пассивный объект сексуальных посягательств.
Проблема виктимности
кроется в особенностях пограничной
личности, такие, как диффузная
- Другой", зависимость и постоянный
эмоциональный голод, опосредуя все отношения
с окружающим миром, создают "генерализованную
готовность к виктимности широкого спектра"
Соколова Е. Т. Проективные методы исследования
личности –М.: изд-воМГУ.1980[37] и провоцируют
повторение ситуаций насилия снова и снова.
Исследование виктимности должно основывалось
на предположении, что существует "группа
риска" формирующая личностные расстройства
и обладающая так называемой "пограничной
личностной организацией" (ПЛО). Особенно
ярко это проявляется у девушек в возрасте
от
12-18 лет. Если рассматривать поведение
данной выборки с точки зрения виктимного
поведения, то в большинстве случаев в
ходе исследования можно сексуального
и физического насилия в детстве и отрочестве.
Кроме перечисленного случаи родительского
пренебрежения и депривации встречаются
значимо чаще, чем в среднем в популяции.
Среди таких детей сексуальное насилие
в детстве пережили 31%, жестокие телесные
наказания родителями перенесли 41% испытуемых,
более 92% девушек росли в семейной ситуации,
для которой характерно либо отсутствие
матери (смерть матери, уход матери из
семьи после развода), либо наличие матери,
неспособной воспитывать детей
(матери-алкоголички) и, таким образом,
ее "эмоциональное отсутствие", либо
появление фигуры отца или отчима, угрожающей
как матери, так и дочери.
Васильев В.Л., Мамайчук И.И. О некоторых
вопросах судебно- психологической экспертизы
несовершеннолетних // Вопросы психологии
1993.[9].
С целью более углубленного анализа особенностей поведения в ситуации конфликта мы исследовали способы реагирования на фрустрацию у пострадавших девочек. В контрольной группе девочек во фрустирующих ситуациях преобладала внешне обвинительная направленность реакций. В группе пострадавших достоверно доминировали безобвинительные реакции. Такой тип реакций можно рассматривать как своеобразную психологическую защиту личности. Девочки с преобладанием безобвинительных реакций на этапах предварительного следствия были склонны воспринимать случившееся с ними как нечто неизбежное, фатальное. У них проявлялась тенденция ухода в себя, которая позволяла ослабить вовлеченность в ситуацию, смягчить имеющийся эмоциональный дискомфорт в связи со случившимся с ними. У пострадавших девочек наблюдалось также достоверно низкое количество упорствующих реакций, отражающих активность личности в ситуации фрустрации. В основном у них преобладали препятственно-доминантные реакции, свидетельствующие о повышенной фиксации на имеющихся препятствиях. Следует отметить высокую информативную значимость данной методики в судебно-психологической экспертизе.
Информация о работе Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества