Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования - влияние семейного неблагополучия на девиантное поведение.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования предстояло решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные направления исследования проблемы девиантного поведения в зарубежной и отечественной литературе;
2. Охарактеризовать пути влияния семейного неблагополучия на девиантное поведение подростков;
3. Обосновать необходимость профилактики девиантного поведения подростков;
4. Провести профилактическую деятельность, направленную на уменьшение количества отклонений у подростков.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания
1.1 Функции семьи
1.2 Типы семьи
1.3 Неблагополучные семьи. Характеристика семейного неблагополучия
Глава 2. Девиантное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
2.1 Сущность девиации в поведении
2. 2 Причины девиантного поведения подростков
2. 3 Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения
Глава 3. Профилактика девиантного поведения подростков из неблагополучных семей
3.1 Результаты исследований причин девиантного поведения подростков из неблагополучных семей
3. Система профилактической работы с подростками, направленная на профилактику девиантного поведения
3.3 Эффективность апробированной системы профилактики девиантного поведения подростков из неблагополучных семей
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА девиантное поведение.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)


КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Социальная работа с семьей и детьми»

 

тема: «Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей»

 

 

.

 

Ульяновск

 

2006 г.

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания

 

1.1 Функции семьи

 

1.2 Типы семьи

 

1.3 Неблагополучные семьи. Характеристика семейного неблагополучия

 

Глава 2. Девиантное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема

 

2.1 Сущность девиации в поведении

 

2. 2 Причины девиантного поведения подростков

 

2. 3 Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения

 

Глава 3. Профилактика девиантного поведения подростков из неблагополучных семей

 

3.1 Результаты исследований причин девиантного поведения подростков из неблагополучных семей

 

3. Система профилактической работы с подростками, направленная на профилактику девиантного поведения

 

3.3 Эффективность апробированной системы профилактики девиантного поведения подростков из неблагополучных семей

 

Заключение

 

Литература

 

Приложение

 

Введение

 

 

Обращение к проблеме исследования девиантных подростков насчитывает в настоящее время огромное количество работ. Среди основных концепций и теорий можно выделить: антропологические (Х. Шелдон, Э. Кречмер, А. Дриль и др.), психоаналитические (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм и др.), социально-психологические (Р. Мертон, Д. Матс, Т. Сайкс и др.).

 

Необходимо серьезное изучение специфики социально-экономической и социокультурной ситуации, индивидуальной и социальной психологии, этических норм, традиций общественного и семейного воспитания, с учетом которых должна строиться отечественная социальная политика и работа с девиантными детьми и подростками.

 

Следует отметить, что имеются свои традиции организации практической деятельности с девиантными детьми и подростками. Так, в 30-е годы особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление в социальной и коррекционно-реабилитационной работе, представленное такими талантливыми педагогами, как А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий. В своих опытно-экспериментальных работах они, по сути дела, заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социально-психологической работы с детьми и подростками, в том числе и трудновоспитуемыми, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда.

 

В то же время в трудах выдающихся отечественных психологов Л.С. Выготского и П.П. Блонского и их последователей. Особую ценность эти работы представляли своей практической направленностью, отчетливо выраженной ориентацией на потребности и запросы школы, семьи, родителей, воспитателей, педагогов.

 

С начала 60-х годов и позднее получают развитие многочисленные, разрозненные исследования по проблемам отклоняющегося поведения детей и подростков. Проблемы педагогической запущенности учащихся в Академии педагогических наук исследовались специальной лабораторией, возглавляемой М.А. Алемаскиным.

 

Однако работы этого периода характеризуются серьезными ограничениями, которые выражались в том, что было весьма затруднено и практически невозможно системное исследование природы социальных отклонений и, исходя из этого, разрабатывать программы превентивной и коррекционной работы. Психолого-педагогическая и криминологическая науки сосредоточились на личности делинквента, на его самосознании, мотивах, направленности как первопричине социальных бед. В этот период исследования по психологии ориентированы на процесс обучения и посвящены вербальному интеллекту и психическим познавательным процессам.

 

Психология девиантного поведения, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному решению этой острой социальной проблемы.

 

Специфичность воздействия социальных факторов на поведение подростков заключается в их опосредованном позитивном и негативном влиянии через ближайшее окружение. Углубленный анализ связей между обобщенно-абстрактными константами и конкретными жизненными ситуациями показал, что в жизненных ориентациях подростков многое обусловлено их семейной ситуацией. Так, корреляция статистической картины девиаций подростков со статистической картиной семейного неблагополучия (расторжение брака между родителями, имеющими детей) сравнительно высокая, что позволяет судить об уровне подростковой преступности не по уголовной статистике, а по статистике разводов. При увеличении первого показателя растет и другой.

 

Семейное неблагополучие - одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения подростков. Понятие "семейное неблагополучие" охватывает негативные различные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, производством, досуговыми и другими учреждениями). Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования личности подростка.

 

Психологический климат семьи, степень ее сплоченности определяется согласованностью представлений и фактическим распределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием и взаимопомощью ее членов. Основы любой семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу и к детям. Отрицательное влияние на поведение подростков оказывает понимание ими неоднозначной позиции родителей в их воспитании. Исследования показали, что родители девиантных подростков не смогли добиться четкого отношения детей к социальным нормам, сформировать прочные убеждения.

 

В семьях, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм. Анкетирование таких подростков показало, что общение с родителями часто ограничивается упреками, чтением морали, отвержением самостоятельного мнения подростков. Склонность к девиантному поведению наблюдается у тех подростков, которые не признают авторитет родителей, не уважают их. Такое отношение развивается, если подростки при сопоставлении слов и поступков родителей с общественными нормами замечают их большое расхождение. Если взрослые не могут своевременно изменить характер отношений с подростками, сохранить влияние на них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их жизненных установок.

 

С учетом данного противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: неблагополучная семья может выступать одним из факторов девиантного поведения.

 

Решение этой проблемы составляет цель исследования - проанализировать влияние неблагополучной атмосферы в семье на развитие девиации в поведении подростка и найти пути профилактики этого влияния.

 

Объект исследования - девиантное поведение подростков.

 

Предмет исследования - влияние семейного неблагополучия на девиантное поведение.

 

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования предстояло решить следующие задачи:

 

1. Проанализировать основные направления исследования проблемы девиантного поведения в зарубежной и отечественной литературе;

 

2. Охарактеризовать пути влияния семейного неблагополучия на девиантное поведение подростков;

 

3. Обосновать необходимость профилактики девиантного поведения подростков;

 

4. Провести профилактическую деятельность, направленную на уменьшение количества отклонений у подростков.

 

Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания

 

 

Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. В семье человек рождается, в ней он делает свои первые шаги, узнает первые радости и огорчения, из семьи уходит в большой мир, к ней он устремляется, когда ему становится особенно неуютно в этом мире.

 

Все социальные проблемы современности в той или иной степени касаются семьи, отражаются в ее самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями. Роль семьи в обществе очень велика, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в социуме. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

 

Семья есть всегда объединение людей, причем объединение, основанное на любви, доверии, взаимопомощи и безусловной поддержке [1, с. 12].

 

Какой бы замкнутой семья ни казалась, она тысячами нитей связана с обществом. Отношения в семье складываются не только по воле ее членов, но и под влиянием внешних условий социальной жизни общества. В то же время и семья влияет на отношения в обществе, на характер всех процессов общественной жизни. Она не только удовлетворяет потребности людей, вступивших в семейный союз, но выполняет ряд социальных функций и поэтому является неотъемлемым элементом социальной структуры общества.

 

Сегодня значительно изменились роль и место семьи в системе воспитательных институтов. Все большую актуальность приобретают межличностные отношения в семье, баланс взаимоотношений между полами как необходимое условие благополучия семьи в современном обществе [11, с. 48-49].

 

Семья порождает первичную, глубинную социальность, которая потом воплощается и усложняется в социальных связях, объединяющих индивидов в общество. Судьбы семьи и общества взаимосвязаны, а их функции взаимодополняемы. Поэтому семью можно назвать социальным институтом, характеризующимся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей.

 

1.1 Функции семьи

 

 

Говоря о функциях семьи, можно выделить функции: общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. В связи с этим функции семьи можно поделить на социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе.

 

Функции семьи глубоко историчны, тесно связанны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется не только их характер, но и иерархия. Если в прежние годы семья выполняла экономическую, репродуктивную, воспитательную, рекреативную, коммуникативную и регулятивную функции. То применительно к современной семье основные функции семьи в обществе связаны с формами ее жизнедеятельности. Причем важно разделить их, с одной стороны, на удовлетворяющие преимущественно материальные, хозяйственно-бытовые, а с другой - эмоциональные и социально-психологические потребности людей. Также важно отметить, что значение последних в современной семье возрастает [11, с. 23-25].

 

Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. Специалисты выделяют три типа репродуктивности семьи: многодетный, среднедетный и малодетный. Демографическая ситуация в России в последнее время складывается не наилучшим образом: уровень смертности превышает уровень рождаемости. Наиболее распространенной является семья, состоящая из 2-3 человек. А на супругов детородного возраста все больше распространяется установка на бездетность. Это связано в первую очередь с растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом и другими причинами. Демографы отмечают, что потребность в семье с большим количеством детей заметно сократилась. Более того, потребность в рождении все чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей - каждый пятый ребенок появляется вне брака.

 

Экономическая и хозяйственно-бытовая функция связана с воспроизводством средств к жизни, реализацией потребностей в питании, одежде, жилище и др. Эта функция вечна, так как она имеет природно-биологическую основу. В основе данной функции лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Благосостояние зависит как от доходов, так и от характера потребностей, ценностных ориентаций, сочетания общественных и личных интересов членов семьи.

 

Воспитательная функция обеспечивает первичную социализацию личности подрастающего поколения, поддержание на определенном уровне культуры общества и удовлетворение индивидуальных потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации родителей в своих детях. Первичная социализация в семье обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Именно эти связи определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальной развитие ребенка. Её роль состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Опыт ребенка, приобретенный в семье, является подчас единственным критерием его отношения к окружающему миру, людям, особенно в младшем возрасте.

 

Воспитание в семье невозможно без формирования социальных и ценностных ориентаций у детей. Воспитательная функция в семье должна выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Воспитать ребенка - значит закрепить у него:

 

Определенные социальные ориентации;

 

Необходимые ценностные ориентации;

 

Общественно-полезные навыки - от навыков полноценного общения до навыков труда, теоретического мышления, творческого самораскрытия.

 

Человек социален по своей природе, следовательно, ему присущи собственно "социальные потребности". Иногда они оказываются столь же острыми как, например, потребность в пище, в отдыхе и т. п. К ним, прежде всего, относятся потребность в контактах (потребность в человеческих связях, в привязанностях) и потребность в самоуважении (в занятии известного места в группе), в "самосознании", то есть ощущении своей "самостоятельности и отдельности от других".

Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей