Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:02, курсовая работа
Предмет исследования - влияние семейного неблагополучия на девиантное поведение.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования предстояло решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные направления исследования проблемы девиантного поведения в зарубежной и отечественной литературе;
2. Охарактеризовать пути влияния семейного неблагополучия на девиантное поведение подростков;
3. Обосновать необходимость профилактики девиантного поведения подростков;
4. Провести профилактическую деятельность, направленную на уменьшение количества отклонений у подростков.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания
1.1 Функции семьи
1.2 Типы семьи
1.3 Неблагополучные семьи. Характеристика семейного неблагополучия
Глава 2. Девиантное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
2.1 Сущность девиации в поведении
2. 2 Причины девиантного поведения подростков
2. 3 Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения
Глава 3. Профилактика девиантного поведения подростков из неблагополучных семей
3.1 Результаты исследований причин девиантного поведения подростков из неблагополучных семей
3. Система профилактической работы с подростками, направленная на профилактику девиантного поведения
3.3 Эффективность апробированной системы профилактики девиантного поведения подростков из неблагополучных семей
Заключение
Литература
Семья является одним из главных источников социальной ориентации ребенка. И эти ориентации складываются не только на уровне сознания формирующегося человека, но и на бессознательном уровне его личности.
Функция первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательность в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения. Она осуществляет формирование и поддержку правовых и моральных санкций при нарушении норм взаимоотношений между членами семьи. При удачном воспроизводстве социальной структуре общества в малой социальной группе, соответствующей общим требованиям, обеспечивается представление социального статуса каждому члену семьи, и создаются условия для удовлетворения индивидуальных потребностей в социальном продвижении.
Сферу духовного и эмоционального общения часто отождествляют с рекреативной и коммуникативной семейными функциями. Семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, финансовое положение, успехи или неудачи. Выражение "мой дом - моя крепость" хорошо выражает эту мысль, потому что здоровая неконфликтная семья - наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы. Сейчас, когда общество и государство не могут обеспечить бесплатное медицинское обслуживание, гарантировать безопасность граждан и т. п., эти функции все чаще реализуются семьей, роль которой в обеспечении нравственно-психологической защиты своих членов возрастает. Можно говорить и о получении эмоциональной поддержки, удовлетворении потребности в личном счастье и любви, то есть о реализации фелицитологической функции в семье (от итальянского "фелиците" - счастье).
Досуговая функция также ставит целью поддержание гармонии в семье ее членами. Она предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке. Совместный отдых с детьми - фактор, благотворно влияющий на крепость семьи. Организация семейного досуга - это и социальная функция, моральный долг перед обществом, поскольку способствует нравственному укреплению семьи.
Сексуальная функция - соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членов семьи (супругов) при воспитании у индивида реальных представлений об интимных отношениях. С этой функцией, с точки зрения соответствующего воспитания, плохо справляются родители.
Отсутствие грамотного полового воспитания в школе и беспомощность родителей в семье на фоне социально-экономического кризиса и резкого понижения уровня жизни приводят к половой распущенности, деморализации в сфере полового поведения, проституции как форме девиантного поведения, выражающейся в беспорядочных, обезличенных, внебрачных половых отношениях, осуществляемых за плату.
Итак, функции семьи отражают связь семейной группы с обществом, находятся в постоянном взаимодействии, вытекают из требований самого общества.
1.2 Типы семьи
Существует множество различных типологий семьи, таких как педагогические, психологические, социологические. Рассматривая данную тему лучше предложить следующую комплексную типологию, которая предусматривает выделение четырех категорий семьи, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального работника, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному работнику необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности значительно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального работника. В зависимости от характера проблем социальный работник оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Асоциальные семьи - те семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. С этими семьями должны работать во взаимосвязи и социальные работники и правоохранительные органы, а также органы опеки и попечительства.
1.3 Неблагополучные семьи. Характеристика семейного неблагополучия
В рамках данной темы речь идет именно о неблагополучных семьях, характеристику которых я хотела бы дать сейчас. Неблагоприятным психологический климат в семье является в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, то есть снятие стресса и усталости, восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи. В этой ситуации социально-психологический климат - низкий. Причем неблагоприятные отношения могут трансформироваться в кризисные, характеризующиеся полным непониманием, враждебностью друг к другу, вспышками насилия (психического, физического, сексуального), желанием разорвать связывающие узы. Примеры кризисных отношений: развод, побег ребенка из дома, прекращение отношений с родственниками.
Хотелось бы написать, что внешне вполне благополучные семьи также могут оказаться неблагополучными в отношении к своим детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что может сформировать у детей гипертрофированные потребности или, напротив, не сформировать эмоциональные связи детей с родителями, совместные положительные эмоциональные переживания, что препятствует к развитию нравственных чувств [6, с. 35-41].
Критерием благополучия или неблагополучия семьи, как я уже сказала, может служить ее воздействие на детей, стиль отношения к ребенку. Порой, даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными, ибо эти нарушения, как правило, приводят к деформации личности в процессе социализации детей.
Выделяют следующие типы неблагополучных семей:
Конфликтная семья - наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.
Аморальная семья - семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.).
В конфликтной и аморальной семьях положение детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного.
Педагогически несостоятельная семья - семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований, на конфронтацию с миром.
Асоциальная семья - семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и делинквентного поведения.
Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы, между ними существуют разноуровневые причинно-следственные связи. Можно выделить три группы причин:
1. Причины микросоциального характера, то есть кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее воспитательный потенциал.
2. Причины психолого-педагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.
3. Причины медико-психологического характера (физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность у детей, наличие в семье детей-инвалидов). Эта группа причин семейного неблагополучия, обусловленная генетической, физической или психической патологией, мной рассматриваться не будет в силу своей особой специфики.
Среди причин социально-экономического характера можно назвать падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей; сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; нерешенная жилищная проблема и новые коллизии с жильем в связи с его приватизацией; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов; усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.
Среди психолого-педагогических и медико-психологических причин семейного неблагополучия необходимо отметить в первую очередь нарастание отчуждения между детьми и родителями.
Нередко родители самоустраняются от детей, не выполняют своих воспитательных функций, ориентируясь главным образом на внесемейные интересы.
Глава 2. Девиантное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
Как нам известно, в зарубежной науке психология девиантного поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. В России эта наука не имеет такого теоретического и эмпирического опыта: она на пути становления. Тем не менее, и у зарубежных, и у отечественных авторов не сложилось единой точки зрения на термин "отклоняющееся поведение". Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие - предлагают включить в это понятие только нарушения правовых норм, третьи - различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголизм и др.), четвертые - социальной творчество.
2.1 Сущность девиации в поведении
Девиантное поведение всегда связано с каким - либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности - распространенным в обществе или его группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ценностям, ожиданиям, установкам.
Так, например, по мнению А. Коэна, отклоняющееся поведение это "такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы" [15, с. 520-521].
Девиантным называется поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни ученые предпочитают в качестве точки отчета ("нормы") использовать экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие - аттитюды (эталоны, образцы) поведения [29, с.3]. Некоторые полагают, что девиантным может быть не только поведение, но и идеи (взгляды) [30, с.2]. Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют как "отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя" [25, с.203].
Говоря о предпосылках возникновения девиации как социально-педагогической проблемы, нельзя не отметить важность в этом аспекте самого сложного из всех детских возрастов - подросткового возраста. Характерными особенностями подросткового возраста является эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать свое поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Подросток - это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта погранична между детством и взрослостью. Личность развита еще не настолько, что ее можно считать взрослой, но в то же время настолько, что может вступать в отношения с окружающими и следовать общественным нормам и правилам. Подросток - это лицо, вступившее в период правовой и личностной ответственности за свое поведение.
Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, принято называть "трудными" или трудновоспитуемыми. Трудновоспитуемость подростка в науке рассматривается как отклонение, девиация. Девиация является одной из сторон явления изменчивости, присущего как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое в свою очередь может быть нормальным и отклоняющимся.
Нормальное поведение подростка предполагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечает потребностям и возможностям его развития и социализации. Отклоняющееся поведение - такое взаимодействие подростка с микросоциумом, которое нарушает развитие и социализацию подростка вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляется в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.
Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей