Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования - влияние семейного неблагополучия на девиантное поведение.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования предстояло решить следующие задачи:
1. Проанализировать основные направления исследования проблемы девиантного поведения в зарубежной и отечественной литературе;
2. Охарактеризовать пути влияния семейного неблагополучия на девиантное поведение подростков;
3. Обосновать необходимость профилактики девиантного поведения подростков;
4. Провести профилактическую деятельность, направленную на уменьшение количества отклонений у подростков.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания
1.1 Функции семьи
1.2 Типы семьи
1.3 Неблагополучные семьи. Характеристика семейного неблагополучия
Глава 2. Девиантное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
2.1 Сущность девиации в поведении
2. 2 Причины девиантного поведения подростков
2. 3 Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения
Глава 3. Профилактика девиантного поведения подростков из неблагополучных семей
3.1 Результаты исследований причин девиантного поведения подростков из неблагополучных семей
3. Система профилактической работы с подростками, направленная на профилактику девиантного поведения
3.3 Эффективность апробированной системы профилактики девиантного поведения подростков из неблагополучных семей
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА девиантное поведение.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

 

Девиантное поведение - это конфликтное поведение, всегда основанное на противоречиях, существующих в обществе, в социальных группах, между личностями и внутри самой личности. Подростки - та возрастная группа, которая более других страдает от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах.

 

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, который можно назвать антидисциплинарным. Типичные проявлениями являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции: агрессия, вызов, попытки суицида, пьянство и алкоголизм, отклонения от учебы, антиобщественные действия сексуального характера.

 

Делинквентное поведение - повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижением ребенка возраста уголовной ответственности. Выделяют следующие виды делинквентного поведения:

 

Агрессивно-насильственное поведение;

 

Корыстное поведение;

 

Распространение и продажа наркотиков.

 

Этот вид поведения выражается как в поведенческой, так и во внутренней, личностной сфере, где происходят деформация ценностных ориентаций и ослабление контроля системы внутренней регуляции.

 

Криминальное поведение - противоправная деятельность, которая по достижения возраста уголовной ответственности служит показанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса.

 

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

 

Видам преступления (уголовные и административные) и аморальных поступков (пьянство и проституция);

 

Уровню или масштабности отклонения (индивидуальное или массовое отклонение);

 

Внутренней структуре отклонения (когда отклонение связывают с принадлежностью к какой-либо социальной группе или половозрастными особенностями);

 

Ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления) или на самого себя (суицид, алкоголизм).

 

2.2 Причины девиантного поведения подростков

 

 

Подростковый период онтогенеза - это остро протекающий период от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С одной стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов - возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д.

 

До сих пор не изжито мнение, что причины кризиса - в физиологических изменениях подростка. В фундаментальных работах психологов (Л. И. Божович, В. В. Белоус, Д. И. Фельдштейн и др.) показано, что половое созревание, как и другие изменения, связанные с развитием организма, несомненно, оказывают свое влияние на психическое развитие ребенка, но, во-первых, это влияние, опосредовано отношениями подростка к окружающему миру, сравнениями себя со сверстниками и взрослыми, во-вторых, не биологические особенности являются определяющими в развитии растущего человека как личности, а его выход на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. В подростковом возрасте наблюдается рассогласование разнородных подсистем "интегральной индивидуальности" (В. В. Белоус). Отсюда - проявление несдержанности, агрессивности, неадекватности и девиантности поведения подростков. Поэтому девиантное поведение подростков следует объяснять не только общественными причинами (психогормональная перестройка организма, влияние социальной среды, воспитание и т.п.), но и отсутствием достаточной координации разноуровневых свойств интегральной индивидуальности [30, с. 29-32].

 

Таким образом, говоря о факторах отклоняющегося поведения можно выделить следующие: биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические, морально-этические, которые находятся в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

 

Влияние биологических факторов требует как социально-педагогической, так и медицинской коррекции. Генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, венерические заболевания); влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом. Психофизиологические факторы связаны с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, химического состава окружающей среды. Новых видов энергии, приводящих в свою очередь к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям. Негативное отношение со стороны окружающих вызывают дефекты речи, внешняя непривлекательность, то есть физиологические факторы, и приводят к искажению межличностных отношений в среде сверстников.

 

Психологические факторы включают наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения чаще всего выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией нуждаются в помощи психиатров, дети с акцентуированными чертами характера - в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера. Возможны два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок испытывал недостаток ласки родителей, любви, внимания, то защитным механизмом в таких случаях будет выступать отчуждение, проявляющееся в эмоциональной неустойчивости, повышенной уязвимости, невротических реакциях, психических патологиях. Такие подростковые реакции, как отказ, протест, группирование, чаще всего являются следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. Если не сформирована система нравственных ценностей подростка, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Такие подростки инфантильны, примитивны в суждениях, бравируют криминальным поведением, пренебрежительно относятся к существующим нормам и правам другого человека, оправдывают свои действия внешними обстоятельствами, тем самым, пытаясь уйти от ответственности за свое поведение.

 

Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящие к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов, школьных навыков. Плохая подготовленность к школе, негативное отношение к домашним заданиям, безразличие к оценкам приводят к учебной дезадаптации, проходящей в своем развитии несколько стадий:

 

Учебная декомпенсация (затруднения в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе);

 

Школьная дезадаптация (пропуски занятий, трудности в обучении, нарушения поведения, конфликты с одноклассниками и педагогами);

 

Социальная дезадаптация (полная утрата интересов к учебе, асоциальные компании, спиртные напитки, наркотики);

 

Криминализация среды свободного времяпрепровождения.

 

К социально-экономическим факторам относятся: социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной части населения; низкий заработок, безработица; инфляция и социальная напряженность.

 

Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии "вещизма", падения нравов; с другой стороны - в нейтральном отношении общества к проявлению девиантного поведения.

 

Таким образом, девиантное поведение можно рассматривать как нормальную реакцию на ненормальные для ребенка условия (социальные или микросоциальные), в которых он оказался, как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны [26, с. 222].

 

Данные современной науки убеждают, что девиантный подросток - это, прежде всего, обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества девиантности он приобретает под влиянием ошибок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

 

В течение последних лет практически во всех сферах жизнеобеспечения населения произошли негативные изменения. Подрастающее поколение социализируется в условиях того государства, где оно живет. Его сильные и слабые стороны - зеркальное отражение социальных проблем общества в целом. А нынешнее его состояние, которое характеризуется как кризисное, способствует проявлению новых негативных моделей поведения детей и подростков вплоть до преступного.

 

Ученые и практики отмечают увеличение числа общественно опасных действий, совершаемых несовершеннолетними. Снижаются возрастные границы многих видов преступлений, изменяется половой состав несовершеннолетних правонарушителей - среди них возрастает доля девочек. Тревожным симптомом является тот факт, что возрастает число несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, проявляющимся в таких видах и формах, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, половой аморализм, хулиганство, вандализм, нарушение общественного порядка. Наиболее трагичной формой проявления девиантного поведения является суицид. Это свидетельствует об особой сложности ситуации в подростковой среде. С одной стороны, у подростков назрело множество серьезных социальных проблем, с которыми они не в силах справиться самостоятельно. С другой стороны, общество справедливо беспокоит запоздалое гражданское созревание части молодежи, трудовая пассивность, социальная незрелость.

 

2.3 Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения

 

 

В последнее время в научной литературе появилось понятие "динамического семейного диагноза", под которым подразумевается определение типа семейной дезадаптации и неправильного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и нарушениями поведения, аномалиями в формировании личности подростка (А. И. Захаров, Б. Д, Карвасарский, И. Н. Пятницкая, Н. Г. Найденова). При нарушении структуры и функции семьи возникает психологическая напряженность и конфликтность внутрисемейных отношений, родители не в состоянии управлять воспитанием детей, привить им положительные качества, необходимые для становления полноценного члена общества. В такой семье ребенок становится жертвой негативной социализации, но не субъектом и объектом успешной социализации [14, с. 56].

 

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучная семья. В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на детей, подростков, юношество. Тем более что качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждения, грубости, неприязни, социального дистанцирования, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для появления девиантного поведения, демонстративного неповиновения, разрушительных действий. Однако, как отмечает У. Бронфенбреннер, дезорганизующие силы зарождаются первоначально не в самой семье, а в образе жизни всего общества и в объективных обстоятельствах, с которыми семьи сталкиваются и от которых в особенности страдает психическое здоровье ребенка (Бронфенбреннер, 1996).

 

Выделяются следующие стили семейных отношений, которые ведут к асоциальному поведению несовершеннолетних:

 

Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений (гиперопека, конфликтные ситуации, двойная - "для других" и "для себя" - мораль и т.д.);

 

Нестабильный стиль воспитательных влияний в неполной семье (ситуация развода, раздельное проживание детей и родителей);

 

Асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье (систематическое употребление алкоголя, наркотиков, аморальный образ жизни, криминальное поведение родителей, семейная жестокость, насилие).

 

Дети, которые подвергались жестокому обращению, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно: ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации. Важным представляется то, что наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна и др.) повышается агрессивность, драчливость, жестокость; большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.

 

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них находится в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.

 

Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и подчас становятся необратимыми. Это и дефекты психического развития ребенка, и его трудный характер, и социальная дезадаптация, и девиантное поведение. В результате страдает не только семья и вступивший в жизнь человек, но и все общество в целом, то есть первоначально личностная проблема, внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.

 

Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали, да и считают, что их главная задача - обеспечить содержание ребенка в семье, создать для него условия жизнедеятельности, а воспитание - дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. Порой самоустранение родителей достигает гипертрофированных форм, когда они бросают своих детей на произвол судьбы или отказываются от них.

 

Причинами, вызывающими ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями, являются сверхзанятость родителей, когда на ребенка и его воспитание просто не хватает времени; конфликтная ситуация в семье; пьянство родителей; случаи жестокого обращения с детьми; отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы; типичные ошибки родителей в воспитании детей; особенности подросткового возраста и др.

Информация о работе Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей