Гипотеза:
- В XXI веке карьера считается приоритетней, чем любые другие сферы человеческой жизни.
- Имидж семьи в сознании человека формируется с детства на примере собственной семьи.
- Многодетность в сознании современной молодежи не счастье, а обуза.
Метод организации
исследования – стандартизированное (формализованное)
интервью. Стандартизированное
интервью – интервью, при котором
используется опросный лист с четко определенными
порядком и формулировками вопросов с
целью получения точных данных. В проводимом
исследовании это один из самых удобных
способов для получения необходимой информации.
Опрос был запущен с помощью сети Интернет.
Особенности данного
опросного листа:
- Небольшое количество вопросов (5) (связано с частым нежеланием людей тратить время на всякого рода опросы, анкеты, не имеющие ценность для самого респондента);
- Разные виды вопросов – открытые, закрытые (с вариантами ответов, расстановкой последовательности);
- Нейтральная формулировка вопросов и вариантов для ответа, дающих полную свободу мысли для респондента.
Место проведения
исследования: сеть Интернет (социальная
сеть Вконтакте); НГТУ им. Р.Е. Алексеева.
Участники интервью:
молодые люди мужского и женского (преимущественно)
пола от 16 до 35 лет.
3.2 Анализ результатов
исследования
В 1 вопросе среди таких
сфер человеческой жизни, как карьера,
общественная жизнь, внутренняя (духовная)
жизнь, развлечения/хобби на первое
место поставили вариант СЕМЬЯ
87% респондентов. Это абсолютно опровергает
заявленную в программе гипотезу
о том, что сейчас молодые люди
стремятся в первую очередь добиться
успехов в карьере. Подавляющее
большинство респондентов и мужского,
и женского пола поставили на первое
место «семья», при этом вариант
«карьера», редко когда был выше
3 позиции.
Во 2 вопросе 40% респондентов
определяют семью как Семья – фундамент
государственной крепости и процветания,
45% - как объективно установленную форму
человеческого существования для духовного
развития, созидания и деторождения и
5% - как ячейку общества, единицу общественного
устройства. Вариант ответа «Семья – пережиток
доиндустриального (патриархального,
традиционного) общества» не был выбран
ни одним респондентом. То есть, большинство
респондентов выделяет семье особую роль
в жизни общества, государства, народа
и каждого человека в отдельности. Лишь
немногие определяют семью только как
социальное образование, институт.
3 вопрос был открытого
типа – на чем строится крепость
семьи. Самый популярный ответ
– любовь. В этом смысле можно
сказать о некорректности вопроса,
так как ответ вполне очевиден,
и возникает вопрос о том,
что понимает респондент по
словом «любовь». В вопросе все-таки
было указано, что ответ необходимо
аргументировать, поэтому есть
некоторые дополнения к ответу
«любовь». В основной массе респонденты
называли «прописные истины»
- понимание, уважение, взаимопомощь.
Судить об этом можно по-разному:
либо за неимением времени
и желания респонденты отвечали
кратко, по существу, о понимании
того, о чем пишут судить не
приходится, либо в таком узком
русле опрашиваемые мыслят. Если
верен второй вариант, а, на
мой взгляд, он отчасти верен,
то можно сказать о том, что
изначально воспитание родительское
и то, что окружает ребенка
(все виды СМИ) не дают полноценную
и правильную ценностную ориентацию.
Несколько респондентов указали
главный принцип любви – жертвенность.
Это либо женатые/замужние, либо
люди православные (так как в
православии жертвенность – одно
из ключевых понятий).
В 4 вопросе мы выясняли то,
какие семьи респонденты считают
образцовыми. Это позволит узнать источники
имиджа семьи. Вопрос открытого типа. 87%
респондентов приводили свою семью или
семью родственников как образцовую С
большим энтузиазмом опрашиваемые писали
истории своей семьи, своих родителей.
При этом многие упоминали о том, что не
без трудностей в их семье и восхищенно
указывали, сколько лет прожили в браке
их родители. Это позитивная тенденция
и подтверждение факта о том, что имидж
семьи складывается изначально в семье,
пример родителей формирует отношение
ребенка к семье в целом. Несколько респондентов
привели в пример царскую семью Романовых,
а именно семью Николая II. Этот факт очень
порадовал, так как можно сделать вывод
об интересе респондентов историей, жизнью
исторических личностей. 2% затруднились
ответить и 0,1% ответили, что ни на кого
не ориентируются. Из телевизионных персонажей
был назван Иван Охлобыстин, это был единственный
ответ, где упоминался известный в светских
кругах человек, экранный персонаж, больше
никто из респондентов не отмечал подобных
героев. Это может говорить о том, что телевидение
не имеет большого влияния, людям важен
личный пример родственников, знакомых,
близких людей, личная убежденность в
существовании положительного примера
семейности.
Последний вопрос включал
в себя два аспекта – количество
детей в семье и причины
немногодетности большинства российских
семей. Здесь наблюдается общая
тенденция – 90% респондентов говорят
о неэффективной государственной
политики в социальной сфере, о том,
что государство не платит деньги
на содержание детей, то есть вся вина
исключительно на государстве., никак
не на самих людях. Следовательно, практически
все снимают ответственность
с себя и перекладывают ответственность
на государство. Исходя из анализа изменения
семьи в разные эпохи развития
России, можно отметить, что перекладывание
функции воспитания детей на государственные
организации в Советское время
(октябрята, пионеры, комсомольцы) могло
породить и перекладывание ответственности
за своих детей на детский сад,
школу, на государство. Отсюда следует
иного и других проблем, связанных
с тем, что в детский садах,
школах и университетах сейчас больше
ориентированы не на воспитание, а
на обучение. Соответственно, заполнять
пробел в «ценностном аппарате»
ребенка некому.
Таким образом, проведенное
исследование показало, что семья
остается и доныне важной частью человеческой
жизни, основным и главным путем
существования большинства людей.
Но при этом имеется множество
проблем, которые мешают нормальному
существованию семей в современном
обществе, нормальному развитию и
воспитанию детей в семьях, не говоря
уже о детях, растущих в неполных
семьях или не имеющих семьи вообще.
Самая главная проблема – это
духовно-нравственная дыра, от которой
и идут все трещины и в понимании
семьи вообще, и в понимании
обязанностей всех членов семьи, в разграничении
ответственности государства и
личной ответственности и т.п.
В целом эффективность
и информативность опроса можно
оценить как среднюю. В будущем
нужно учитывать предполагаемые
ответы и конкретизировать вопросы,
чтобы избежать двусмысленности
и неопределенности ответов; кроме
того, уменьшить количество вопросов
открытого типа, так как респонденты
не слишком охотно пишут свое мнение.
В общем, можно сделать
вывод, что ответ респондента
зависит также во многом от жизненного
опыта, поэтому в конце анкеты
были внесены данные для заполнения
– пол, возраст, семейное положение.
Заключение
Целью курсовой работы было
определить место семьи в ценностном
аппарате молодых людей от 16 до 35
лет.
В процессе работы было рассмотрено
историческое изменение семейных ценностей
и отношений через призму трех
исторических периодов развития России,
деятельность государственных органов,
некоммерческих организаций и РПЦ
по поддержке семьи, материнства
и детства, проведено социологическое
исследование с помощью метода стандартизированного
интервью.
Как выяснилось, семья претерпела
серьезные изменения в сравнительно
небольшой период, патриархальная семья
дореволюционного времени доживала
свои дни, а в Советской России
создавались семьи с иным укладом
– равенство супругов, необязательное
государственное закрепление брака
(гражданские браки), нравственная свобода
всех членов семьи. Данные изменения
непосредственно связаны с политикой
государства, которая определяла и
ценностные ориентиры общества. Так,
большую роль в «сломе ценностей»
сыграло исключение Церкви государством
из жизни общества и в дальнейшем
антицерковная политика. Как напоминание,
людям оставалась только совесть.
Одним из примечательных фактов
оказалось то, что изменение семейных
отношений, распределения ролей
в семье и государственная
политика отняли главное предназначение
семьи, воспитание детей и отдали
государству. То есть родители работали,
детей воспитывали организации
– октябрята, пионеры, а затем
и комсомольцы. Этот факт можно отнести
к причинам нынешнего состояния
семьи, а именно привычка полагаться
на государство. Во многом и сейчас
воспитание детей не стало снова
главной обязанностью родителей, так
как дети сейчас с самого детства
также находятся в государственных
учреждениях – детский сад, школа,
затем университет, но только спорный
вопрос о том, занимаются ли эти учреждения
именно воспитанием детей, а не только
обучением.
Особенности современной
семьи:
- В основе создания семьи по-прежнему лежит любовь как высшее человеческое чувство (однако проблематичным является сохранение ее в браке);
- Преимущественное преобладание гражданских, светских браков (хотя в последние годы заметна тенденция увеличения браков, оформленных и церковно);
- Равноправие мужчины и женщины в браке; защита прав все членов семьи законодательно (правда, в связи с изменяющимися условиями политической, экономической и социальной жизни общества очевидно несовершенство законодательства о семье);
- Заключение браков вне зависимости от социальной, национальной, религиозной, региональной принадлежности мужа и жены, свобода заключения и расторжения брака;
- Тенденция демократизации семейно-брачных отношений, экономическая и нравственная раскрепощенность всех членов семьи;
- Тенденция увеличения нуклеарных семей, состоящих из одного-двух поколений, потребность в свободе и самостоятельности молодых семей;
- Семьи, в основном, имеют одного-двух детей, многодетной в последнее время считается семья с тремя детьми, регулирование рождаемости.
Все эти особенности современной
семьи так или иначе являются
откликами или непосредственно
следствиями «перестройки семьи» в
советские годы.
Исходя из рассмотрения современной
поддержки семьи, можно сказать,
что государство и общество озабочены
сложившейся ситуацией, демографическим
и морально-нравственным упадком. Стоит
отметить большое количество некоммерческих
фондов и организаций по поддержке
семьи, материнства и детства, это
может говорить о том, что государственной
поддержки недостаточно, поэтому
общество пытается всеми силами помочь
ситуации.
Но все выше упомянутые
инстанции занимаются материальной
поддержкой семьи, которая, конечно, в
наше время немаловажна, а как
показал проведенный опрос, именно
материальный трудности препятствуют
рождению детей. Самая главная проблема
нашего времени – это ценностный
ориентиры, морально-нравственные устои,
а именно их неполноценность и
во многом даже ложность. Сейчас главное
для людей – свобода (политическая,
экономическая, общественная, нравственная).
Наблюдается тенденция «не быть
как все, не быть со всеми», поэтому
проявления этой самой мнимой свободы
самые разные, зачастую аморальные.
Это сказалось и на семье –
свобода от обязательств (гражданские
браки, сожительство), свобода от семейных
трудностей (развод), свобода от детей
(аборт) и т.п.
Таким образом, основным и
приоритетным направлением и в государственной
политике и общественной жизни должно
быть духовное развитие и просвещение
общества. Так как это залог
здоровья семьи, общества и нации
в целом.
Список литературы
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы. М., 1993
- Антонов А.И., Медков В.М. «Социология семьи», М., Издательство МГУ, 1996
- Благотворительный фонд защиты семьи, материнства и детства // Internet - http://www.semya.org.ru/pro-family/state_support/program.html
- Благотворительный фонд «Семья и детство» // Internet - http://bfsd.ru/index.php
- Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. М., 2005
- Волонтерское движение Нижегородской епархии «Милосердие» // Internet - http://www.miloserdie-nn.ru/
- Воспитать человека. Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационных материалов по проблемам воспитания. М., 2002
- Гавров С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака, Московский государственный университет дизайна и технологий, М., 2009
- Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб: Петрополис, 1998
- Загоровский А. И. Курс семейного права. М.: Гарант, 2003
- Захаров С. Рожать сегодня... и не рожать завтра // Открытая экономика : экспертный канал. 2010. 3 марта. URL: http://www.opec.ru/1212849.html
- Каталог НКО база данных некоммерческих организаций // Internet - http://basanko.so-nko.ru/
- Ловцова Н. «Здоровая, благополучная семья — опора государства»: гендерный анализ семейной социальной политики // Журн. исследований социальной политики. 2003. № 3/4. С. 323—339
- Локк Дж. Мысли о воспитании // Сочинения в 3 томах. Т. 3. М.: Мысль, 1988
- Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики. М., 2011
- Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи. М., 2000
- Нижегородская областная общественная организация «Крепкая Семья» // Internet - http://www.pokrov.nnov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=106&Itemid=119
- Новые меры семейной политики и их влияние на материально-имущественное положение семей с детьми / А. Бурдяк, И. Корчагина, Л. Овчарова, Л. Прокофьева, О. Синявская // Семья в центре социально-демографической политики? : сб. аналит. ст. / отв. ред. О. Синявская. М. : НИСП, 2009
- Нравственно-религиозные основы семейной политики Российской империи начала XX века // Internet - http://7ya.7bk.ru/viewtopic.php?id=90
- «Планирование семьи» № 4/1999 г
- Рабжаева М. Историко-социальный анализ семейной политики в России ХХ века // СОЦИС. 2004. № 6
- Семейная политика.рф // Internet -http://www.familypolicy.ru/
- Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. / Науч. ред. П.С. Гуревич. М.: АСТ, 1999
- Ульяновский региональный благотворительный общественный фонд «Мама» // Internet - http://fondmama.ulgov.ru/
- Хасбулатова О. Российская гендерная п<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Ti