Семья как институт социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути», который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». Жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология курсовая.docx

— 109.05 Кб (Скачать файл)

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и будут положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Дисциплина и формирование поведения

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

В плане воспитания выделяют 5 видов власти, характеризующих отношения между ребенком и взрослыми в семье:

Власть вознаграждения — ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. За социально одобряемым и ожидаемым поступком следует награда, за социально порицаемым — наказание.

Власть принуждения — в основе ее лежит жестокий контроль над поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному — угроза, либо физическому).

Власть эксперта — основана на большой компетентности родителей в том или ином деле (социальная или профессиональная компетентность).

Власть авторитета — в ее основе лежит уважение одного из родителей, который является образцом — носителем социально одобряемого поведения.

Власть правила — единственная форма вне личностной власти, носителями и истолкователями правил поведения для ребенка являются взрослые и, в частности родители.

5. Общение в семье

Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

В семье даже самые сдержанные родители не могут не демонстрировать ребенку стиль отношений между собой. Этот стиль информирует отнюдь не только о моральной, но и о психосексуальной сторонах отношений между людьми вообще и между родителями.

Забота друг о друге, прикосновения, объятия, поцелуи, не всегда произвольно контролируемые эротические реакции и т. д. постепенно вводят ребенка в стиль отношений мужчины и женщины7.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей — продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья — это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного.

    • По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему не проходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.
    • Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания.

Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым.

 Выросший же в атмосфере  чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

    • Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие    ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.
    • Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности — интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.
    • Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит и любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, и служебной командировке.

 И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно  не видимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.

Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности — все эти качества личность приобретает в семье. Отношения между людьми в зрелой семье бывают наиболее глубокими и прочными.

 Они включают четыре  основных подвида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные.

 Психофизиологические — это отношения биологического родства и половые отношения.

 Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку.

 Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр.

 Культурные — это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловлены с традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т. п.), внутри которой данная семья возникла и существует.

Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание. Зрелая семья способна создать внутри каждого из видов отношений согласие и понимание, гибкость и бесконфликтность, что положительно сказывается на развитии ребенка.

Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, следует считать такие:

 

    • неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (или недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
    • бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
    • авторитаризм, либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество; безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье; отсутствие нормального психологического климата в семье;
    • фанатизм в любых его проявлениях;
    • безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);
    • противоправное поведение взрослых.

 Согласно Орлову, личность  находится между областью субъектного и объектного содержания и формируется как посредник между ними в процессе социализации. Ребенок практически полностью зависит от социального окружения в первые десятилетия своей жизни, в результате чего приобретает совокупность «привычек, ролей, вкусов, предпочтений, понятий, представлений и предубеждений, желаний и мнимых потребностей, каждая из которых отражает особенности семейной и социальной среды, а не действительно внутренние тенденции и установки»8.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, предлагается9следующая система принципов семейного воспитания:

    • дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
    • родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
    • воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
    • диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
    • личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;
    • воспитание должно строиться с опорой на положительное начало в растущем человеке;
    • все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;
    • оптимизм и мажор — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены, дополнены, видоизменены. Главное, чтобы они были. И чтобы были пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности Ребенка10.

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, семья имеет очень большое влияние на  формирования личности. Социальный опыт, который выносится разными членами семьи из объективно одинаковых ситуаций, существенно различается. Именно поэтому лежащее в основе социализации усвоение социального опыта становится источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает. Кроме того социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной. Исходя из этого, семья является только фундаментом для создания личности, сильным толчком для дальнейшей социализации на протяжении всей жизни в различных социальных институтах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Т. Киммел, Ф.В.Клайн, Д.Фэй, С.Р.Бенуа. (1995). Воспитание с любовью и логикой. М: Центр общечеловеческих ценностей.

Б., Ш. Л. (2008). Семейная Психология. М: Академический проект;Трикста.

В., С. (1992). Как строить себя и свою семью. М: Педагогика-Пресс.

Исаев Д.Н., Каган В.Е. (1988). Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. Л: Медицина .

Реана, П. р.-к. (2008). Психология Детства. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК.

Сосновского, П. р. (2005). Психология: Учебник для педагогических вузов. М: Юрайт.

Ю., Х. (1993). Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М: Просвещение.

Я., Т. В. (1987). Семья и формирование личности. М: Мысль.

 

 

 

1 Сосновский Б. А. Психология: Учебник для педагогических вузов. М. 2005 С.295

2 Сосновский Б. А. Психология: Учебник для педагогических вузов. М. 2005. С. 295-296

3 Воспитание с любовью и логикой. М., 1995

4 Хямяляйнн Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М.,1993.

5 Титаренко В. Я. Семья и формирование личности

6 Торохтий В.С.  Психология социальной работы в семье. М., 1996.

7 Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. Л.,1998.

8 Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека // Вопросы психологии. 1995. №2. С.10

9 Торохтий В.С.  Психология социальной работы в семье. М., 1996.

10 Воспитание с любовью и логикой. М., 1995

 


Информация о работе Семья как институт социализации личности