Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:12, курсовая работа
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути», который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». Жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе и т. д.
Традиционная система социализации никак не может быть образцом для динамичного, быстро меняющегося общества, озабоченного в первую очередь проблемой инновации. Усложнение содержания и методов социализации часто воспринимается старшими по возрасту и социальному статусу отрицательно, как простое нарастание трудностей. Особенно много страхов вызывает сегодня интернет, который позволяет молодежи получать информацию через головы не только конкретных социализаторов (родителей и учителей), но и государства и совокупного общества взрослых. Однако объективно усложнение социализации – это позитивный социальный процесс, обеспечивающий, пусть противоречиво, предпосылки для формирования более сложной и творческой индивидуальности. Чем быстрее развивается общество, тем более динамичными становятся процессы и более индивидуальными и непредсказуемыми – результаты социализации. Не случайно такой острый характер приняла в России полемика о государственных стандартах образования, по которым предполагается оценивать деятельность образовательных учреждений.
При всем уважении к историческому прошлому, необходимо смотреть не назад, а вперед. Педагогические, как и научные, инновации не могут основываться на философии традиционализма и религиозного фундаментализма. Общая эффективность институтов социализации и конкретных методов воспитания и обучения должна оцениваться сегодня не только и не столько по тому, насколько успешно они обеспечивают усвоение и воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, сколько по тому, как они готовят молодежь к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений.
Как правило, выделяют три основные сферы жизни, в которых происходит социализация личности: деятельность, общение и самосознание, в каждой из которых происходит обретение, расширение и усложнение социальных связей личности с внешним и внутренним миром.
В качестве критериев социализированности личности принято выделять1:
Однако в качестве главного, внешнего критерия социализированности следует считать не степень приспособленчества, конформизма личности, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности. Главная цель социализации заключается в удовлетворении потребности личности в самоактуализации (А. Маслоу), личностном росте, в развитии ее способностей, а не в унификации личности, нивелировке собственного «Я».
В истории психологии существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Психоаналитическая концепция связывает эти стадии с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов. 3. Фрейд считал, что основные личностные характеристики формируются в первые пять лет жизни ребенка на первичной, стадии, социализации, которая подразделена на оральную, анальную, фаллическую.
В такой позиции роль бессознательного в социализации личности неоправданно абсолютизируется. Действительно, решающее значение на этой стадии имеют овладение ребенком социальными ролями в ходе игровой деятельности, процессы самоидентификации, возникающая система ожиданий и характер их удовлетворения, требования со стороны родителей, практика их обращения с ребенком.
Следующая стадия социализации — маргинальная (промежуточная, или псевдоустойчивая) — это социализация подростка. Данный переходный возраст (от детства к взрослости) связан главным образом с самоутверждением личности, ее групповой идентичностью.)
Устойчивая социализация совпадает с овладением личностью определенным статусом и выполнением широкого спектра социальных, межличностных ролей. Эта стадия связана со стабильным положением человека в обществе. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.
Последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей вследствие выхода человека на пенсию. В это время личность, как правило, тяжело переживает положение, в котором оказалась, дезадаптируется. Негативные эмоциональные переживания могут быть вызваны утратой близких людей, смысла жизни, необратимым старением организма, чувством одиночества и ненужности. Но такие переживания могут компенсироваться обретением новых смыслов жизни, нахождением своей полезности.
Социологический подход основное значение в процессе социализации придает усвоению человеком репертуаров социальных ролей, завоеванию положения в определенной социальной общности, овладению ценностями, нормами, культурой общества.2
Анализ условий для решения конкретной воспитательной задачи в научных исследованиях, да и на практике зачастую упрощается. Словно в природе существует определенный набор заклинаний или вербальных схем, имеющих лечебное свойство для определенных проблемных ситуаций воспитания ребенка. На практике поиск подобного «уни-нереального средства» вызывает только разочарование, так как в большинстве случаев эти условия различны. А попытки любого обобщения даже самых эффективных приемов легко опровергаются многочисленными исключениями.
Перед родителями стоит множество задач, которые решаются при рассмотрении вопросов семейного воспитания: развитие педагогически оправданного взаимовлияния родителей и детей друг на друга, усиление роли семьи с ростом самосознания ее членов и т.п.
Рост сознательности родителей означает развитие способности критически относиться к себе как к члену семьи и воспитателю. Усиление взаимовлияния в семье проявляется в возрастании педагогического уровня родителей, что сказывается на развитии и поведении ребенка.
Главная задача семьи — выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т. е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.
Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания — здоровье ребенка, его счастье и благополучие.
Все зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создать счастливую семейную жизнь3.
Условно можно выделить несколько уровней развития сознания родителей. 1) воспитание через уход за ребенком; 2) интуитивный подход к воспитанию (минимальное количество осознанных принципов воспитания у родителей); 3) воспитание у детей привычек и навыков; 4) воспитание, основанное на общих принципах (родители опираются на усвоенные ими принципы воспитания).
Представления родителей о воспитании могут быть определены так:
1) неделимое представление;
2) властолюбивое представление (родители подчеркивают свой авторитет и стремятся подчинить детей себе);
3) нормативное представление (родители стремятся привить ребенку следование правилам или нормам общежития);
4) представление о необходимости общего руководства воспитанием детей (основными методами воспитания родители считают беседы и советы с детьми)4. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Чем более сложен живой организм, тем дольше должен он оставаться в тесной зависимости от материнского организма. Человек принадлежит к наиболее сложным биологическим организмам, поэтому никогда не станет полностью независимым. Человек не может черпать жизненные силы только из самого себя.
Человеческая жизнь, как говорил выдающийся психолог А.Н. Леонтьев, это разъятое, разделенное существование, главным признаком которого является потребность сближения с другим человеческим существом.
Уже Аристотель обратил внимание на особые чувства, связывающие детей и родителей. Идея сводится к тому, что разрушение единства семьи влечет за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития.
Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.
Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, особо выделяют родительскую любовь5. Она величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, мажорного мироощущения, уверенности в себе. Она — условие и неиссякаемый источник отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям. В атмосфере любви и близости удовлетворяется потребность ребенка в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения. Общение в атмосфере близости, любви, доверия, забота друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств.
«Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека, — писал в этой связи В.А. Сухомлинский, — все это постигается, прежде всего, в семье».
Австрийский педагог — психолог X. Райнпрехт также считает основной силой, без которой невозможно воспитание ребенка, формирование его личности, — любовь. Он полагает, что любовь стоит в начале и в конце воспитания. Детства, полного любовью, хватает на всю оставшуюся жизнь. Она наполняет ребенка внутренними защитными силами против всего, что мешает его творческим задаткам. Необходимо наполнить воспитание любовью привязанностью.
Только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его. Тот, кто никогда не переживал этого в семье, кто был лишен этой духовной защиты, страдает всю жизнь.
Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий... — он там свой.
Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям» (А.И. Захаров).
Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом6.
1. Семья как основа чувства безопасности
Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений — их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоение новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
2. Модели родительского поведения
Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же как, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.
Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.
3. Семья и приобретение жизненного опыта
Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.
Информация о работе Семья как институт социализации личности