Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 12:24, курсовая работа
Символический интеракционизм - одна из ведущих парадигм в социологии, которая ставит своей целью понимания поведения людей, причем поведение воспринимается так, как люди сами его понимают. Сторонники этой теории уверены в том, что каждый индивид имеет собственное толкование своих действий, поступков в любом акте взаимоотношений.
Введение…………………………………………………………………………3
Раздел 1. Основоположник символического интеракционизма………..… 4
Создание основ теории «Я»………………………………………........4
Сущность символического интеракционализма………………..….....6
Раздел 2. Чарльз Кули и его теория «зеркального Я»……………………. 9
Раздел 3. Символический интеракционализм Джорджа Мида…………...15
Раздел 4. Другие концепции символического интеракционализма…........20
Заключение…………………………………………………………………....25
Список литературы…………………………………………………………...26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Кафедра социальных наук
Курсовая работа
на тему
«Символический интеракционизм: сущность, основные принципы и место в социологии и социальной психологии XX века»
Исполнитель:
Руководитель:
г. Владивосток, 2014 г
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Основоположник символического интеракционизма………..… 4
Раздел 2. Чарльз Кули и его теория «зеркального Я»……………………. 9
Раздел 3. Символический интеракционализм Джорджа Мида…………...15
Раздел 4. Другие концепции символического интеракционализма…........20
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Символический интеракционизм - одна из ведущих парадигм в социологии, которая ставит своей целью понимания поведения людей, причем поведение воспринимается так, как люди сами его понимают. Сторонники этой теории уверены в том, что каждый индивид имеет собственное толкование своих действий, поступков в любом акте взаимоотношений.
Подобным способом люди, с которыми индивид постоянно вступает во взаимоотношения, вырабатывают свои собственные интерпретации его слов и поведения. Поэтому мы должны, прежде всего, понять, что означают слова поступки людей для них самих, если они включены в общение с другими.
Актуальность данной темы заключается в том, что с точки зрения современного символического интеракционализма общество возникает из бесчисленных трансакций социальных деятелей. Для исследователей символического интеракционализма характерно преодоление разрыва между абстрактной теорией и эмпирикой. С 1990 года в символическом интеракционализме отмечается интерес к семиотике, который способствует более тонкому пониманию базисного понятия символа. Из этого всего можно сделать вывод, что символический интеракционализм играет неотъемлемую роль современном обществе.
Целью моей курсовой было изучить теоретические основы парадигмы символического интеракционализма.
Задачи курсовой:
Раздел 1. Основоположник символического интеракционизма.
Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект). Это различие ясно зафиксировано в языке, поэтому говорить, что человек, с одной стороны, обладает сознанием, а с другой - осознает самого себя как один из элементов действительности, - значит сложно объяснить очевидную вещь «Я» подобное различение, но так просто учесть в психологической теории, поскольку всякий рефлексивный акт предполагает идентификацию (Я-как-объекта) и в то же самое время устанавливает нерасторжимую связь познаваемого и познающего: одно без другого в данном случае немыслимо. Поэтому личностное Я - это всегда одновременно и (Я-сознающее), и (Я-как-объект).
Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как содержание психических процессов, существующее в отрыве от сознания. Всякий опыт психической жизни человека связан с переживанием какого-то содержания. Прекрасно понимая это, Уильям Джемс использовал зафиксированные в языке структуры для того, чтобы различить познаваемое и познающее как разные аспекты единого интегрального «Я», то есть самой личности. Таким образом, то, что предложено Уильямом Джемсом, является обоснованной (но все же гипотетической) моделью структуры личностного «Я».
По мысли Уильяма Джемса, (Я-как-объект) - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Уильям Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное «Я», материальное «Я», социальное «Я» и физическое «Я».1
Постулат Уильяма Джеймса: «В развитом обществе человек имеет возможность выбора целей. Мы можем сами устанавливать себе цели, связанные с различными компонентами нашего «Я», и оценивать успешность наших жизненных проявлений относительно этих целей.»2 Из этого и вытекает "постулат Джемса": наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. Наверное, всем людям свойственно стремление максимально развить всевозможные грани своего «Я», однако ограниченность способностей человека, ограниченность его существования в пространстве и во времени в принципе заставляют каждого подходить реалистически - выбирать лишь отдельные аспекты личностного развития и ставить по отношению к ним конечные цели, с достижением которых человек связывает свой жизненный успех. Насколько скоро такой выбор сделан, самооценка отсчитывается уже относительно притязаний: она повышается, если они реализуются, и понижается, сели человеку, но удается их реализовать.
Например, когда человек, считающий себя первоклассным теннисистом, проигрывает подряд целый ряд матчей, перед ним открывается несколько возможностей: а) каким-то образом объяснить свои поражения, прибегнув к рационализации, б) снизить уровень своих притязаний; в) заняться другой деятельностью, которая обещает принести больший успех. В конечном счете, мы сами создаем свои притязания и связываем их с определенными уровнями личностного развития. То, что для одного является безусловным успехом, другой воспринимает как неудачу.
Из этих теоретических рассуждений вытекает один довольно проблематичный вывод, а именно: быть лучшим в какой-то области автоматически означает высокую самооценку для данного индивида. Однако есть профессии, которые в обществе котируются не слишком высоко. Например, человек, считающий себя самым квалифицированным мусорщиком, вряд ли имеет при этом высокую самооценку.3
Истоки этой теоретической традиции связаны с понятием самости в том виде, в каком оно разрабатывалось Джорджем Гербертом Мидом, утверждавшим, что решающее значение для самости как социального феномена имеет рефлексивность. Социальная жизнь зависит от нашей способности воображать себя в других социальных ролях, а это принятие роли других зависит, в свою очередь, от нашей способности к внутреннему разговору с собой. Общество понималось Джорджем Мидом как обмен жестами, предполагающий использование символов. Таким образом, символический интеракционизм — это исследование отношений между самостью и обществом как процесса символической коммуникации между социальными деятелями. Это направление внесло важный вклад в анализ роли, социализации, коммуникации и действия. Особенно сильное влияние символический интеракционизм оказал на социологию девиантности, это касается в частности используемого в исследованиях девиантного поведения понятия карьеры. Интеракционистский подход представляет собой теоретическое основание «наклеивания ярлыков» теории, исследований стереотипов и стигмы. Он имел важное значение и для медицинской социологии благодаря исследованиям взаимодействия между врачом и пациентом и роли больного . Если Джордж Мид подчеркивал объективизм своего подхода (общество не является всего лишь субъективным сознанием деятелей, оно обладает объективным существованием), то с точки зрения современного символического интеракционизма общество возникает из бесчисленных трансакций социальных деятелей. В связи с этим символический интеракционизм подвергался критике за то, что он не придает должного значения объективным ограничениям социального действия. Несмотря на то, что в 1970-е гг. символический интеракционизм критиковался за невнимание к макроструктурам, историческому изменению и власти, он успешно институционализировался в американской социологии после состоявшегося в 1974 г. симпозиума, на котором было создано «Общество исследования символического взаимодействия» (SSSI). По мере развития символического интеракционизма стало возможным различие в его рамках ряда отдельных областей исследовательского интереса и теоретических разработок. Во-первых, существует значительный интерес к социологии повседневной жизни, при этом особое внимание уделяется социологии эмоций, разговорному анализу и культурным исследованиям. Во-вторых, для работ символических интеракционистов по-прежнему характерны акцент на эмпирических исследованиях и попытки преодолеть разрыв между абстрактной теорией и эмпирикой. В-третьих, символический интеракционизм пытается включиться в развитие новых направлений в социологии, таких, как постмодернизм и культурные исследования. Эти темы эмпирических исследований указывают на пять важных моментов, связанных с развитием символического интеракционизма в 1990-е гг. Символический интеракционизм в этот период отличали (1) стремление преодолеть традиционное различие между микро - и макросоциологией; (2) использование разработок в области теории литературы для изучения метафор в социальной жизни и понимания текстуальных черт взаимодействия; (3) интерес к семиотике, который способствовал более тонкому пониманию базисного понятия символа; (4) осознание того, что символический интеракционизм нуждается в разработке более строгой, общей и последовательной теории взаимодействия; (5) понимание того, что символические интеракционисты могут и должны в большей степени и более осознанно заниматься политическими вопросами.4 Это развитие говорит о том, что критика в адрес более ранних форм символического интеракционизма способствовала возникновению более устойчивой и разнообразной традиции социологического анализа социального взаимодействия.
Раздел 2. Чарльз Кули и его теория «Зеркального Я».
Чарльз Хортон Кули родился 17 августа 1864 года в Анн-Арборе (штат Мичиган) в семье профессора. Учился в Мичиганском университете, преподавал в этом учебном заведении с 1894 и до конца жизни. Чарльз Кули - представитель первого поколения американских социологов.
Мировая социологическая мысль ценит Чарльза Кули, прежде всего за его теорию «зеркального Я», в которой ученый стремился преодолеть противопоставления индивида и общества. В ней социолог исходит из постулата о том, что общество формирует индивидов, а индивиды, в свою очередь, конструируют общество. Среди главных трудов Чарльза Кули – «Человеческая природа и социальный порядок» (Human Nature and the Social Order, 1902), «Социальная организация» (Social Organization, 1909) и «Социальный процесс» (Social Process, 1918). Чарльз Кули известен своими идеями о личности, человеческой природе и «первичных группах», в которых она развивается, о характере взаимодействия лидеров и массы в общественном мнении, внутри классов и каст, а также о социальной значимости финансового статуса личности. Умер Чарльз Кули в Анн-Арборе 8 мая 1929 года.
Он являлся одним из исследователей самости (то есть понятий «я», «меня», «мое», «я сам»).
Прежде всего, нужно отметить, что, название теории Чарльз Кули переведено на русский язык не совсем корректно - правильнее её обозначить как теорию «зеркальной самости» (looking-glass self). В этой версии сохраняется изначальное представление родоначальников символического интеракционизма о сложной структуре личности индивида.
Теории Чарльза Кули «зеркального Я» основывается на следующих трех постулатах:
Чарльз Кули исходит из того, что самосознание и ценностные ориентации индивида как бы зеркально отражают реакции на них окружающих людей, главным образом из той же социальной группы. Социолог отмечает: «Социальную самость такого рода можно назвать отраженной, или зеркальной, самостью: Мы видим наше лицо, фигуру и одежду в зеркале, интересуемся ими, поскольку все это наше, бываем довольны ими или нет в соответствии с тем, какими мы хотели бы их видеть, точно так же в воображении воспринимаем в сознании другого некоторую мысль о нашем облике, манерах, намерениях, делах, характере, друзьях и т.д., и это самым различным образом на нас воздействует». 6
В процессе формирования самости особо важную роль играют первичные группы (семья, сверстники, соседи). Если представители первичных групп уважительно относятся к ребенку, то это зеркально отражается на нем - ребенок сам начинает уважать себя, что проявляется в адекватных социальных действиях. И напротив, если в силу разных причин ребенок лишается материнской любви, уважения окружающих, то это обязательно сказывается на становлении самости - роли, которые он способен играть, перестают соотноситься с ожиданиями близких ему людей, а позднее и более широкого общества.
«Процесс, в ходе которого у детей развивается самоощущение зеркального типа, можно проследить без особых затруднений, - пишет Чарльз Кули. - Изучая движения других столь пристально, как они это делают, они вскоре замечают связь между своими собственными действиями и изменениями этих движений, т.е. они замечают своё влияние на других людей или власть над ними.
Ребенок присваивает видимые действия своего родителя или няни, свое влияние на которых он обнаруживает, совершенно таким же образом, каким он присваивает одну из частей своего тела или какую-нибудь игрушку, и он пытается сделать что-нибудь с этой своей новой собственностью».7
На развитие самости с самого начала оказывают влияние половое различие и сексуальная социализация. Девочки, как правило, более откровенно заботятся о своем социальном образе. Они более склонны перейти на точку зрения окружающих, радуются или печалятся в зависимости от их расположения к себе. «Можно не сомневаться,- замечает Чарльз Кули, - что женщины, как правило, зависят от непосредственной личной поддержки и поощрения больше, чем мужчины. Мышление женщины нуждается в фиксации на каком-либо человеке, в сознании которого она может найти устойчивый и неотразимый образ самой себя, которым она может жить. Мужчины, более предрасположенные к агрессии, обладают большей по сравнению с женщинами самостоятельностью. Но в действительности никто не может выстоять в одиночку».8 Социолог отмечает, что «женщины, и мужчины нуждаются в постоянной поддержке со стороны общества. В зрелом возрасте - прежде всего со стороны вторичных общественных институтов. Студенты учатся лучше, когда ощущают одобрение профессора. Воины становятся смелее и самоотвержение, когда офицер одобряет их действия. Жена - более внимательной и заботливой, когда муж одобряет её наряд, с похвалой отзывается о ней как хорошей хозяйке. Чарльз Кули подчеркивает, что индивиды выбирают круг общения с теми людьми, которые поддерживают их самоидентификацию». 9
Чарльз Кули делает вывод, что «каждая общественная структура имеет свой механизм производства самоидентификации, и индивиды находят себе место в рамках системы социального контроля, соответствующей их самоидентификациям». 10