Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 12:24, курсовая работа
Символический интеракционизм - одна из ведущих парадигм в социологии, которая ставит своей целью понимания поведения людей, причем поведение воспринимается так, как люди сами его понимают. Сторонники этой теории уверены в том, что каждый индивид имеет собственное толкование своих действий, поступков в любом акте взаимоотношений.
Введение…………………………………………………………………………3
Раздел 1. Основоположник символического интеракционизма………..… 4
Создание основ теории «Я»………………………………………........4
Сущность символического интеракционализма………………..….....6
Раздел 2. Чарльз Кули и его теория «зеркального Я»……………………. 9
Раздел 3. Символический интеракционализм Джорджа Мида…………...15
Раздел 4. Другие концепции символического интеракционализма…........20
Заключение…………………………………………………………………....25
Список литературы…………………………………………………………...26
Чарльз Кули предложил и метод исследования сознания индивидов, названный им симпатическим самонаблюдением (sympathetic introspection). Его суть состоит в том, что социолог представляет себя в виде социального субъекта в различных ситуациях, предполагая соответствующее им своё поведение. Социолог полагал, что тем самым можно понять значения и мотивы социального поведения вообще.
В обыденной жизни «зеркальное Я» проявляется повсеместно.
Чарльз Кули пишет, что отличительной чертой идеи, именами которой являются местоимения третьего лица, выступает некий характерный тип чувства, которое можно назвать «чувством моего (my-feeling)» или «чувством присвоения (sense of appropriation)». Почти все виды идей могут быть связаны с этим чувством и быть, поэтому названы «я» или «мое». Чувство, или ощущение, самости можно рассматривать как инстинктивное, оно, несомненно, развивалось в связи с его важной функцией по стимулированию и объединению всевозможных особых деятельностей индивидов. Оно, таким образом, очень глубоко укоренено в истории человеческого рода и, очевидно, необходимо для любой системы жизни вообще, которая схожа с нашей.
Чарльз Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного «Я» происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Даже скупец, втайне любующийся своим спрятанным золотом, может почувствовать «мое» только в том случае, если он вспоминает о мире людей, над которым он имеет тайную власть.
Самость может быть агрессивной, и тогда она выражается в присваивании себе объектов общего желания.
Из понятия самости следует концепция «зеркального Я», имеющая очень большое значение в социологии.
Каждый человек, по предположению Чарльз Кули, строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению.
Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.
Как отражение в зеркале дает образ физического «Я», так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального «Я». При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.
Чарльз Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального «Я». «Уже в возрасте шести месяцев, - отмечает Чарльз Кули - ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. Юный актер скоро научается быть разным для разных людей, показывая, что он начинает понимать, что такое личность и как она организует свою деятельность»11. В этом наблюдении Чарльза Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и прочих «микросоциологических» концепций, детальная разработка которых - заслуга позднейших теоретиков символического интеракционизма.
Идеи Чарльза Кули были развиты Джорджем Гербертом Мидом (1863 – 1931).
Раздел 3. Символический интеракционализм Джорджа Мида.
Джордж Мид родился в штате Массачусетс, США. Учился в Гарвардском университете, а также в Лейпциге и Берлине, где испытал сильное влияние Вильгельма Вундта. Хотя он никогда не имел ученой степени, преподавал социальную психологию в университете Чикаго с 1892 г. до конца жизни. Здесь, в Чикагском университете, через Роберта Парка, бывшего студента Георга Зиммеля, познакомился со взглядами Георга Зиммеля, что оказало сильное влияние на его теоретические воззрения. Не имея формального статуса, Джордж Мид не опубликовал ни одной своей книги. Несмотря на это он имел большое влияние, и его лекции были собраны и опубликованы уже после его смерти.
По Джорджу Миду, общество и социальный индивид (социальное «Я») конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других («обобщенного другого») — этапы превращения физиологии организма в рефлексивное социальное «Я». Происхождение «Я», таким образом, целиком социально, а главная его характеристика — способность становиться объектом для самого себя, причем внешний социальный контроль трансформируется в самоконтроль.
Таким образом, основное понятие символического интеракционизма — взаимодействие (интеракция). И взаимодействие это представляет собой обмен символами. Символический интеракционизм (Джордж Мид, Юрген Хабермас, Герберт Блумер), взяв за основу взгляды Георга Зиммеля, развил его идею об обществе как построенном на обмене жестами и символами: интеракции осуществляются посредством языка, через обмен жестами, символами. Для понимания человеческого поведения необходимо познание внутреннего символического смысла (кода, воплощенного, прежде всего в языке, понятном участникам взаимодействия) — раскрытие значимых символов коммуникативного общения. Использование коммуникативных символов предполагает, что все участники взаимодействия адекватно понимают этот условный язык и тем самым успешно общаются друг с другом. Благодаря значимым символам люди легче представляют последствия своего поведения с точки зрения других и легче адаптируются к их ожиданиям.
Основным механизмом социального действия является жест. Жесты бывают «незначащие» (фехтовальщики на спортивном помосте инстинктивно приспосабливаются друг к другу) и «значащие» (вызов соперника на дуэль требует размышления о намерении нанести Вам обиду своим действием). Жест, который вызывает реакцию одного типа у действующего и того, на кого направлено действие, называется значащий символ. Благодаря значащим символам возможна символическая интеракция. Поэтому коммуникация в собственном смысле слова возможна только между людьми. Наиболее ярким представителем значащего символа является язык. Поскольку мы усваиваем значения различных символов в процессе социального взаимодействия, они для всех нас оказываются общими. Слово кошка или собака вызывает у произносящего слово человека такой же мысленный образ, что и в тех, кому оно адресовано.
Изучение характера, форм и средств использования людьми тех или иных символов, а также социальных значений и смыслов, придаваемых им индивидами в ходе их взаимодействия, является одним из основных способов исследования социального поведения, деятельности личности, в целом получения определенной картины и модели конкретного общества.
Центральным в учении Джорджа Мида является понятие межиндивидуального взаимодействия (так же как и у Чарльза Кули — основателя интеракционизма). С этой категорией тесно связана другая, не менее важная в творчестве Джорджа Мида, — социальный акт. Он рассматривается как диалог между индивидами, как постоянный, непрекращающийся обмен установками и действиями между ними. Социальный акт включает четыре стадии: импульс, восприятие, манипуляцию и консуммацию (потребление). Импульс рассматривается как побуждение участника взаимодействия внешней социальной средой к действию, восприятие (перцепция) — как формирование в сознании индивида представления об объекте будущего действия, манипуляция, как процесс взаимодействия субъекта и объекта, консуммация (потребление) — как получение пользы от объекта взаимодействия и ее оценка.
Рассматривая социальный акт как взаимодействие, американский исследователь выделяет два его типа — несимволическое и символическое взаимодействие. Первый тип означает непосредственную реакцию людей на действия друг друга. Что касается второго, основного типа взаимодействия — символического, то в ходе его происходит обмен "установками, смыслами и значениями" в различных формах, в первую очередь языковой. Последняя может выступать как жестовая, письменная, вербальная форма коммуникации. Рассматривая различные виды жестов, особое внимание Джордж Мид уделяет анализу голосового жеста и превращению его в значимый символ взаимодействия. Совокупность и взаимосвязь голосовых жестов рассматривается им как речь.
Американский ученый постоянно подчеркивает, что социальный мир человека и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет "символическое окружение". Согласно Джорджу Миду, общение между людьми осуществляется при помощи особых средств — символов, к которым он относит жест и язык. Символическое окружение человека оказывает на него решающее влияние, поскольку способствует формированию сознания личности и человеческого «Я». Жест — это начальный, незавершенный элемент человеческого поведения. Жест и реакция на него опосредуется значением, которое как бы "располагается" между жестом и воспринимающим его человеком. Смысл жеста вызывает (если он понятен) инстинктивную реакцию. Джордж Мид пишет: "Жест выражает некое результирующее социального действия, результирующее, на которое имеется определенный отклик со стороны вовлеченных в это действие индивидов: таким образом, смысл дается или формулируется в терминах отклика" 12.
Но жест не имеет социально закрепленного значения. Зато его имеет язык. Как указывает социолог, "решающее значение языка для развития человеческого сознания заключается в том, что этот стимул обладает способностью воздействовать на говорящего индивида так, как он воздействует на другого" 13.
По мере трансляции символов индивид передает партнеру и ряд стимулов к поведению. На этой основе межличностное взаимодействие сводится к процессу "перенимания ролей". В результате своеобразного копирования действий социального партнера происходит передача определенной социально значимой информации.
Концепция межиндивидуального взаимодействия Джорджа Мида включает в себя положение об обусловленности его (взаимодействия) социальными факторами. Характер восприятия индивидом окружающей социальной действительности детерминирован опытом его общения с другими людьми и собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено символами (жестами и языком).
По мнению социолога, человеческие действия имеют изначально значимый социальный характер. Объяснить поведение индивида можно лишь в терминах организованного поведения социальной группы; если же действия индивида не рассматривать как единое целое, то объяснить их нельзя.
Джордж Мид подробно исследует проблему приспособления действий индивидов друг к другу в рамках социального процесса. Приспособление, характеризуемое им как взаимодействие, "происходит посредством коммуникации: посредством жестов на более низких уровнях человеческой эволюции и посредством значимых символов (жестов, обладающих смыслом и являющихся, следовательно, чем-то большим, чем простые заместительные стимулы) на более высоких уровнях человеческой эволюции" 14. В качестве основного фактора приспособления действий индивидов (рассматриваемого как взаимодействие) у ученого выступает смысл, который "возникает и располагается в пространстве отношений между жестом данного человеческого организма и последующим поведением этого организма, возвещенным другому человеческому организму посредством этого жеста15". Отклик же одного организма на жест другого в любом данном социальном действии и будет смыслом этого жеста.
Согласно взглядам Джорджа Мида, совокупность процессов взаимодействия создает общество и социального индивида. Происхождение «Я» целиком социально, главная его характеристика — способность становиться объектом для себя самого, следовательно, способность к самосознанию, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов.
Раздел 4. Другие концепции символического интеракционизма.
Блумер Герберт (1900-1987) - американский социолог. В 1925-1952 работал - в Чикагском, с 1952 - в Калифорнийском университетах. Представитель Чикагской школы, ученик Джорджа Герберта Мида.
Герберт Блумер придумал термин символический интеракционизм в 1937 г. Это – неологизм. С течением времени понятие начало жить собственной жизнью. Герберт Блумер заострил некоторые идеи Мида, представил их в более явном ключе. Герберт Блумер: «Действующие лица создают в процессе взаимодействия значимые символы»16 (символы рождаются, изменяются и поддерживаются в интеракции).
Герберт Блумер сформулировал символические предпосылки символического интеракционизма (методологические постулаты):
- люди действуют в отношении «вещей» и на основе значений, которыми они для них обладают (вещи, т.е. физические предметы; другие люди; институты; идеалы; поступки других людей).
- значения вещей создаются
или возникают во
- эти значения вещей
используются и изменяются в
процессе интерпретации
Общество для Герберта Блумера – цепочка интеракций, другими словами, процесс производства смыслов, которые способствуют упорядочиванию социальных отношений.
Как и Джордж Мид, он выделяет два уровня взаимодействия — несимволический и символический. Различия между ними Герберт Блумер видит, прежде всего, в том, что несимволическое взаимодействие характерно для живой природы, тогда как символическое, определяемое наличием коммуникации между участниками интеракции посредством использования символов, присуще только человеческому обществу. Несимволическое взаимодействие входит в формирование установок. Герберт Блумер пишет, что именно несимволическое взаимодействие содержит такие виды чувств, которые входят в социальные и коллективные установки.
Установка – это некая ориентация индивида, направленная на то, чтобы действовать определенным образом в определенной ситуации; некий план действия, зависящий от значимого характера объекта или ситуации, на которые она направлена. Установка включает в себя два аспекта: чувственный (аффективный) и символический (символический аспект – центральный, а чувственный как бы примешивается). Эффективный аспект гарантирует установке живость, движение, силу и напористость.