Государственные формы устройства детей,
оставшихся без попечения родителей наиболее
развитые и наиболее широко используемые
в нашей стране. Это обусловлено, с одной
стороны, коллективистским образом жизни
советских граждан на протяжении более
чем 70 лет, а также возможностью страны
с государственным регулированием экономики
с наименьшими затратами обеспечить минимальную
прожиточную норму наибольшему числу
детей.
На сегодняшнее время
по данным Министерства образования
проживание, содержание одного ребенка
в детском доме, обходится примерно
в 6 тысяч рублей в месяц. В то
же время выплаты, гарантируемые
государством на содержание ребенка
в приемной семье, не достигают
даже 3 тысяч рублей в месяц [6,с.13].
Дом ребенка – учреждение
здравоохранения, предназначенное
для воспитания и оказания
медицинской помощи детям сиротам,
подкинутым детям, детям родителей,
не имеющих возможности воспитывать
своих детей, и детям с дефектами
физического и психического развития.
В доме ребенка воспитываются дети от
рождения до 3 лет, дети с дефектами физического
и психического развития до 4 лет. Дети
попадают в дом ребенка из роддомов (отказные
дети), из больниц и из семей.
Основная деятельность
дома ребенка – воспитательная
и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся
в доме ребенка обеспечиваются
питанием, одеждой, обувью, инвентарем
и игрушками в соответствии
с утвержденными нормативами. Выписка
детей из дома ребенка производится
при возвращении их в семью,
переводе в детский дом системы
образования, дом-интернат системы
социального обеспечения или
передаче их на усыновление, опеку.
Детский дом – государственное
образовательно-воспитательное учреждение,
в котором обеспечивается содержание,
развитие, образование и воспитание
детей в возрасте от 3 до 18 лет,
лишившихся попечения родителей
(вследствие их смерти, лишения родительских
прав, отобрания детей в установленном
порядке и других причинах), а также детей
одиноких матерей, испытывающих затруднения
в их содержании и воспитании.
Различают детские
дома для детей дошкольного
возраста (3-7 лет), школьного возраста
(7-18 лет) и смешанного типа. В детский
дом принимаются дети из домов
ребенка, от населения, частных лиц
(в том числе родителей, родственников),
из приемников-распределителей системы
МВД.
Основная задача детского
дома: создание детям условий
для воспитания и получения
образования, оказание помощи в
выборе профессии, подготовка их
к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности. Они обеспечиваются
питанием, одеждой, обувью, инвентарем
по установленным нормам, игрушками,
школьными принадлежностями. Воспитанники
принимают участие в самообслуживании,
работают в мастерских, на опытном
участке, занимаются в различных
кружках, секциях, участвуют в спортивных
соревнованиях и творческих конкурсах.
Выпускники детского дома могут
быть возвращены родителям, лицам
их замещающим, или направлены
для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы
или на работу. Все воспитанники
детского дома школьного возраста,
как правило, обучаются в ближайшей
общеобразовательной школе.
Школа-интернат – государственное
учреждение, которое обеспечивает
содержание, обучение, развитие и
воспитание детей-сирот школьного
возраста, а также детей из
семей, имеющих проблемы в развитии
или обучении.
Различают несколько
типов интернатов:
- интернаты с общеобразовательной
программой для детей без серьезных проблем
в личностном развитии;
- вспомогательные интернаты
для детей с легкой степенью олигофрении
и задержкой психоречевого развития (эти
интернаты, как и первые, находятся в ведении
Министерства образования);
- интернаты для детей с глубокой
умственной отсталостью, находящиеся
в ведении Министерства социальной защиты.
В последние годы
стали появляться интернаты для
одаренных детей, оставшихся без
попечения родителей.
Приют – государственное
специализированное учреждение
системы социальной защиты населения,
новая форма помощи детям-сиротам
и детям, оказавшимся в трудной
ситуации. Приюты создаются также
общественными организациями.
Приют – учреждение
временного пребывания ребенка.
Главными задачами сотрудников
приюта являются: оказание детям
психолого-педагогической поддержки,
их социализация, а также –
определение дальнейшей судьбы
ребенка.
Вид помощи, оказываемый
в приюте, зависит от его типа.
Приют общего типа (открытый приют)
основан на принципе добровольности.
Ребенок сам определяет время
своего пребывания в приюте. Состав
и возраст детей, находящихся
в приюте общего типа, набор
предоставляемых (по желанию ребенка)
консультацией, определяется организаторами
конкретного приюта.
Приют диагностического
типа является местом круглосуточного
пребывания ребенка с соответствующими
целями. Такой приют в основном рассчитан
на детей, недавно оставшихся без попечения
родителей, из кризисных семей, на детей,
сбегающих из интернатных учреждений.
Основной задачей приюта данного типа
является диагностика наличной ситуации,
в которой находится ребенок, и определение
его дальнейшей судьбы. В подобные приюты
ребенка чаще всего определяют органы
опеки, социальные работники, специалисты
интернатных учреждений.
По статистическим
данным научной литературы сегодня
в России действует более 300 приютов.
Только в рамках президентской
программы «Дети России» в
стране было открыто около 200 учреждений
этого типа [8 ]
Центры временного
содержания – форма временного
устройства ребенка, организуемая
с целью оказания ему экстренной
специализированной помощи. Такая
помощь бывает, необходима, когда
ребенка в срочном порядке
изымают из семьи, когда возникает
потребность в организации срочной
психолого-педагогической или социальной
поддержки. Важным направлением работы
центров является организация коррекционно-реабилитационных
мероприятий. Чаще всего подобные центры
создаются органами социальной защиты
населения, а также общественными организациями.
Сегодня в нашей
стране около 150 социально-реабилитационных
центров, центров помощи детям, оставшимся
без попечения родителей, центров
временного пребывания детей-сирот
[8,с.1].
Приемная семья – форма устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без родительского
попечения, основанная на договоре о передаче
ребенка (детей) на воспитание в семью
между органом опеки и попечительства
и приемными родителями (супругами или
отдельными гражданами, желающими взять
детей на воспитание в семью).
На воспитание в приемную семью может
быть отдан ребенок (дети), оставшиеся
без попечения родителей:
· дети-сироты, то есть дети, чьи родители
умерли;
· дети, родители которых неизвестны;
· дети, родители которых лишены родительских
прав, ограничены в родительских правах,
признаны в судебном порядке недееспособными,
безвестно отсутствующими, осуждены;
· дети, родители которых по состоянию
здоровья не могут лично осуществлять
их воспитание и содержание;
· дети, покинутые их родителями, находящиеся
в воспитательных, лечебно-профилактических
учреждениях, учреждениях социальной
защиты населения или других аналогичных
учреждениях.
Приемными родителями могут быть совершеннолетние
лица обоего пола, за исключением:
· лиц, признанных судебным решением недееспособными
или ограниченно дееспособными;
· лиц, лишенных по суду родительских
прав или ограниченных в родительских
правах;
· отстраненных от обязанностей опекуна
(попечителя) за ненадлежащие выполнение
возложенных на него законом обязанностей;
· бывших усыновителей, если усыновление
отменено по их вине;
· лиц, имеющих заболевания, при наличии
которых нельзя взять ребенка (детей) в
приемную семью.
Общее число детей в приемной семье, включая
и родных и усыновленных, не должно превышать,
как правило, восьми человек.
Приемная семья образуется на основании
договора о передаче ребенка (детей) на
воспитание в семью.
Устройство детей в приемную семью не
влечет за собой возникновения между родителями
и приемными детьми алиментных и наследственных
правоотношений, вытекающих из российского
законодательства.
Итак, мы рассмотрели четыре основные
форму устройства детей, оставшихся без
родительского попечения. Безусловно,
у каждой из них есть свои плюсы и минусы,
и какую форму выбрать зависит от личных
качеств родителей, решившихся на данный
шаг.
ГЛАВА II. Совершенствование
форм устройства детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей в
г. Магнитогорске
2.1 Обобщение опыта
работы с замещающими родителями
на примере работы «Центра
социальной помощи семье и
детям» школы приемных родителей.
Исходя из актуальности проблемы
сиротства и отсутствия эффективных программ
социально-психологической помощи семьям,
планирующим взять на воспитание приемных
детей в г. Магнитогорске, специалистами
центра социальной помощи семье и детям
разработана и внедрена программа «Школы
родителей» « Возрождение», которая
создана для оказания помощи семьям, желающим
принять ребенка в семью, либо уже воспитывающим
приемного ребенка.
Целью работы школы является
профилактика отказа от приемного ребенка
и возврата его в детский дом.
В рамках программы
« Школы приемных родителей»
психологи оказывают следующие
услуги всем обратившимся гражданам:
1. Психодиагностика.
Диагностика психологической
готовности граждан, изъявивших желание
принять в семью ребенка (любая форма семейного
устройства — опека, усыновление или приемная
семья).
Диагностика детско-родительских
отношений с целью определения места жительства
ребенка (диагностика привязанности ребенка
к родителям или другим родственникам).
Диагностика эмоционально-личностных
особенностей ребенка.
Диагностика проводится по
запросу замещающих родителей либо по
направлению отдела опеки и попечительства
2. Психологические консультации,
индивидуальные психокоррекционные
занятия.
Консультации проводятся для
замещающих родителей в случае нарушения
детско-родительских отношений с приемным
ребенком. Индивидуальные занятия для
опекаемых детей проводятся с целью коррекции
возникающих психоэмоциональных нарушений.
3. Групповые психологические
занятия:
Курсы компетенции для приемных
родителей
Цель: подготовка кандидатов
к приему ребенка в семью. На курсах кандидаты
в приемные родители смогут:
- разобраться в требованиях,
предъявляемых к усыновителям и опекунам;
- реально оценить собственные силы и возможности принятия ребенка в семью;
- понять особенности развития и состояния здоровья детей из учреждений;
- узнать о реалиях тайны усыновления, о проблемах контакта с биологическими родителями;
- узнать про типичные родительские ошибки, ожидания и разочарования;
- научиться интерпретировать поведение детей в процессе их адаптации в семье и изучить педагогические приемы, помогающие общению с детьм.
4.Группа психологической поддержки
для опекунов.
Целью является повышение психолого-педагогической
грамотности граждан, являющихся опекунами.
Курсы помогают опекунам найти конструктивное
решение при возникновении трудностей
во взаимоотношениях с опекаемыми и подопечными,
а так же дают возможность поделиться
опытом преодоления трудностей в воспитании
опекаемых детей .
Самым сложным является, как
правило первый год жизни ребенка в
семье. В это время служба сопровождения
– психологи, педагоги, специалисты по
социальной работе – чаще всего встречаются
с подопечными. Практика показывает , что
если успешно пережит первый год , то семья
обращается к специалистам лишь в конкретных
случаях. Поэтому программа « Школы родителей
направлена на оказание полноценной (психологической,
педагогической, юридической, медицинской)
подготовки поддержки се6мьи в принятии
ребенка.
Сложным вопросом является
подготовка специалистов, осуществляющих
сопровождение, которые должны реально
помогать семье, на профессиональном уровне,
и быть с ней в контакте.
Четвертый этап. Обучение приемных
родителей с учетом сформированных установок,
реальной ситуации и потребностей ребенка
На этом этапе успешное обучение
приемных родителей зависит от правильного
выбора формы обучения и дидактического
материала. Особое внимание уделяется
навыкам терапии супружеских, родительских
и детских отношений и отношений между
детьми. Обучающая модель строится на
этапах: мотивация - целевые установки
- инструктивные программы - обучение навыкам.
Важно, чтобы родители ощутили помощь
в решении их проблем, сами приняли активное
участие. То есть родители, как субъекты
сопровождения, реализуют идею «от помощи
к самопомощи». Цели обучения: возникновение
сплоченности, адаптивности и конструктивности
в общении всех членов семьи, укрепление
и развитие семьи.
Базисные условия для родителей:
современные научные знания о семье, интерес
к обучению, толерантность, умение вести
дискуссию, легко вступать в общение, проявлять
сочувствие.
Особое внимание в ходе обучения
обращают: на сопротивление изменениям
в семейной системе, на стили воспитания
или стили общения в семье, на объективные
стрессовые факторы, на отношения между
приемной и биологической семьей, на коммуникативные
умения членов приемной семьи.
На данном этапе также реализуется
идея обучения родителей в контексте:
«Родитель как учитель своих детей».