Продолжала развиваться опека,
очень большой отпечаток на воспитание
накладывала сословность. Требования
к воспитанию малолетнего дворянина отличались
от требований к воспитанию мещан и купцов.
Однако при всех более или менее значительных
различиях в регламентации отношений
по опеке всякий раз устанавливались правила,
относящиеся к имущим группам населения.
Не случайно, поэтому, речь идет об опеке
над имением (имуществом) и личностью ребенка.
Следовательно, состоявшиеся
при Екатерине Великой перемены в правовом
регулировании отношений, связанных с
опекой, поставили эту деятельность в
законные рамки.
Особо следует выделить Указ
"Учреждения для управления губерний".
В нем предлагалось устраивать детей в
семьи: "Приказ отдает неимущих сирот
за умеренную плату надежным добродетельным
и добронравным людям для содержания и
воспитания с обязательством, чтобы предоставить
их во всякое время Приказу", кроме того,
указывалось, что ребенок передается воспитателям
"дабы научился науке или промыслу или
ремеслу, и доставлен был ему способ учиться
добрым гражданином".
Деревенским семьям устанавливались
выплаты за воспитание ребенка – 2 рубля
в месяц.
Что касается усыновления крестьянских
детей, оставшихся без родителей, то в
крестьянском быту оно имело место только
тогда, когда в семействе не было прямых
наследников, обычно же крестьянские дети
поступали на воспитание родственников
или посторонних людей.
Первая половина XIX века не принесла
существенных изменений в правовое регулирование
семейных отношений, касающихся родителей
и детей.
Усыновление же подверглось
более тщательной и подробной правовой
регламентации. 11 октября 1803 года вышел
Указ, позволяющий бездетным дворянам
усыновлять ближайших законнорожденных
родственников путем передачи им при жизни
фамилии и герба и оставление по смерти
в наследство недвижимого имущества. Усыновленные
дети признавались как бы родными и имели
все родственные права.
В то же время начинает вводиться
патронат или патронаж, то есть помещение
беспризорных детей, больных и других
лиц, нуждающихся в домашнем уходе, в частные
семьи. Семье, принявшей к себе на патронат
ребенка, выплачивалось разное по размерам
пособие: 5 рублей на маленького ребенка,
потому что он ничем не помогал по хозяйству,
и гораздо меньше – на старших, так как
они уже могли помогать по хозяйству и
соответственно зарабатывать деньги.
К 14 годам выплаты прекращались. В таком
случае детей брали бедные сельские семьи,
для которых патронат был обычным промыслом.
Передача ребенка в патронатную
семью осуществлялась на условиях, определяемых
губернскими управами и лицами, берущими
детей на воспитание. Условия эти были
разнообразны как по своему существу,
так и по продолжительности действия.
Но в любом случае семья всегда могла вернуть
ребенка в приют.
Таким образом, в начале XIX века,
как и прежде, предметом государственной
заботы оставалось устройство осиротевших
бездомных детей в учреждения и заведения
различного рода.
Дальнейшее экономическое развитие
России не могло не сказаться на проблемах,
связанных с устройством сирот и в XX веке.
Государство стало перекладывать устройство
сирот на организации, в ведении которых
находились отдельные группы населения.
Первая мировая война принесла
детскому населению России физические
и нравственные страдания, разрушение
семей, гибель родителей, голод и нищету
в огромных масштабах. Положение ребенка
усугубила и Октябрьская революция 1917
года. Миллионы обездоленных сирот, согнанные
с постоянного места жительства, массы
беженцев с малолетними детьми, расстройство
правильного обучения детей в школах,
их подорванное длительными лишениями
здоровье – такова неприглядная картина
первых лет существования государства
новой формации.
После революции 1917 года, когда
молодая советская республика столкнулась
с массовым сиротством и беспризорностью,
основной, можно даже сказать единственной,
формой устройства стали государственные
детские дома. В 1918 году все дети были объявлены
государственными, и до 1989 года расширялась
сеть детских домов. Все дети новой России
признавались детьми государства и находились
под его защитой
В годы Великой Отечественной
войны был возрожден институт опеки и
патроната, который был отменен в первые
годы советской власти. В 1936 году было
принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР
"О порядке передачи детей на воспитание
(патронат) в семьи трудящихся". В 1942
году в патронатных семьях находилось
37 490 детей. По официальным данным в конце
войны в России из 678 тыс. сирот 278 тыс. (41
%) находились в семьях, которые заменили
родительскую. В 1943 году был принят специальный
Приказ Наркомпроса о передаче сирот рабочим
и колхозникам на патронат по договору,
с выплатой зарплат и пособий детям. Однако,
к сожалению, патронатное воспитание впоследствии
не вошло в законодательство о браке и
семье.
С 1960 года стали активно внедряться
школы-интернаты для детей-сирот. Многие
школьные детские дома были преобразованы
в школы-интернаты.
В течение последнего двадцатилетия
практика передачи детей, оставшихся без
попечения родителей, на воспитание в
семью, стала возрождаться в РФ первоначально
в виде создания детских домов семейного
типа, в том числе на основе крестьянских
(фермерских) хозяйств. В конце 80-х – начале
90-х гг. около 400 российских семей по собственной
инициативе приняли на воспитание более
2,5 тысяч детей-сирот и детей, утративших
родительское попечение. Однако окончательно
вопрос об образовании приемных семей
и их правовом статусе был решен только
с принятием Семейного кодекса, который
определяет приемную семью как одну из
форм устройства на воспитание в семью
детей, оставшихся без попечения родителей.
В итоге можно сказать, что процесс
усыновления детей в России имеет длительную
историю и уходит корнями еще в языческую
Русь. Тогда еще мотивы, побуждающие людей
к этой деятельности, носили чисто нравственный
характер. В христианской Руси попечение
о сиротах было частным делом князей и
церкви. Такое положение вещей продолжалось
до петровских времен, когда возникла
идея о государственном призрении беспризорников.
Со времен Екатерины Великой появляется
законодательное регулирование вопросов,
касающихся детей-сирот и их опекунов.
С XIX века начинает вводиться новое понятие
– патронат, что признается наиболее благоприятным
для развития ребенка. Советский же период
следует отметить повсеместное распространение
детских домов как единственной формы
благоустройства детей, оставшихся
без попечения родителей
1.2 Формы
устройства детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей
В современном обществе существует четыре
основные формы устройства детей, оставшихся
без попечения родителей:
· усыновление;
· опека (попечительство);
· государственные формы устройства;
· приемная семья.
Усыновление (удочерение) - наиболее
предпочтительная форма устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление - это переход прав и обязанностей
от биологических родителей (родителя)
ребенка к усыновителям (усыновителю),
при котором ребенок в правовом отношении
полностью приравнивается к биологическим
детям усыновителя. При этом, естественно,
утрачиваются все права и обязанности
родных (биологических) родителей ребенка.
[ ]
Усыновление является самой
предпочтительной формой устройства детей,
оставшихся без попечения родителей на
воспитание в семью. Усыновители, добровольно
принимая на себя всю полноту обязанностей,
возложенных законом на родителей, приравнены
к ним во всех отношениях и наделены теми
же правами
Усыновление допускается в отношении
несовершеннолетних детей и только в их
интересах. При устройстве ребенка в семью
необходимо учитывать множество факторов,
среди которых можно выделить: этническое
происхождение ребенка, его принадлежность
к определенной религии и культуре, родной
язык, возможность обеспечения преемственности
в образовании и воспитании, а также возможность
обеспечить детям полноценное физическое,
психическое, духовное и нравственное
развитие.
Основанием возникновения усыновления
является юридический акт компетентного
государственного органа, по новому законодательству
— решение суда. Волеизъявление усыновителя
обычно рассматривается как одно из условий
усыновления. Представляется, что таким
образом принижается правовое значение
волеизъявления усыновителя. Решение
об усыновлении принимается судом, и правовые
последствия усыновления возникают лишь
с момента вступления этого решения в
законную силу. Однако и без волеизъявления
усыновителя усыновление не может возникнуть.
Усыновление нельзя рассматривать в качестве
соглашения между усыновителем и ребенком,
поэтому, основанием возникновения усыновления
следует считать сложный состав юридических
фактов: волеизъявление усыновителя и
решение суда об усыновлении. Согласие
на усыновление иных лиц — ребенка и его
родителей — не входит в состав юридических
фактов, влекущих возникновение усыновления.
В ряде случаев усыновление возможно и
без такого согласия.
Усыновление имеет одновременно
правоустанавливающее и правопрекращающее
значение. С вступлением решения суда
об усыновлении в законную силу между
усыновителем и усыновленным возникают
правоотношения, аналогичные родительским.
В этом состоит его правоустанавливающее
значение. Одновременно усыновление влечет
прекращение всех правоотношений между
усыновляемым, и его родителями и родственниками.
Усыновленные дети и их родители, и родственники
взаимно освобождаются от всех имущественных
и личных неимущественных прав и обязанностей.
Основным принципом, на котором
строится весь институт усыновления, является
наилучшее обеспечение при усыновлении
защиты интересов ребенка. Интересы ребенка
должны быть определяющим критерием при
оценке лиц, желающих стать усыновителями,
при вынесении решения об усыновлении,
при отмене усыновления и при решении
всех иных, более частных вопросов. Так,
например, не допускается усыновление
разными лицами братьев и сестер, если
до этого они воспитывались вместе, за
исключением случаев, когда это соответствует
интересам этих детей.
В последнее время об усыновлении говорится
много, власти всячески призывают россиян
к этому благородному и заслуживающему
вниманию поступку. Вот, например, что
заметил по этому вопросу первый вице-премьер
Дмитрий Медведев: "Идеально, если все
семьи станут многодетными. И для этого,
кстати, необязательно рожать самим. В
России около 750 тысяч сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей и проживающих
в детдомах. Однако детдом – это, извините
пережиток коллективно-лагерного сознания.
Понятно, что нормальное, полноценное
воспитание возможно, когда у ребенка
есть папа и мама, он окружен постоянной
заботой и вниманием родных людей. Да,
многие наши соотечественники прошли
через детдома, получив там определенную
закалку. Но сегодня вряд ли допустимо
то, с чем приходилось мириться еще несколько
десятилетий назад".
Важной проблемой процесса усыновления
является отношение общества к сиротам.
Люди бояться брать чужих детей на воспитание.
И это вполне объяснимо. Люди не хотят
нагружать себя дополнительными материальными
и бытовыми заботами, или они попросту
стесняются общественных мнений.
Помимо этого существуют и другие важные
проблемы, к которым стоит отнести:
· недостаток в жилищных условиях для
желающих усыновить ребенка;
· тяжелые условия медицинского сопровождения
не очень здоровых усыновленных детей;
· недостаток специалистов по специальной
психологической помощи усыновленным
детям и приемным родителям.
То есть можно сделать вывод, что для
того, чтобы успешно реализовать идею
об усыновлении, настроенные на эту идею
люди, помимо собственной нравственности,
души и морали, обязательно должны иметь
активную поддержку государства.
Опека и попечительство – это форма устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в целях их содержания, воспитания
и образования, а также для защиты их прав
и интересов.
Попечительство – это форма защиты личных
и имущественных прав и интересов несовершеннолетних
(и некоторых других категорий людей).
Близко к понятию опеки.
Опека – это "форма охраны личных и
имущественных прав недееспособных лиц
(детей, лишившихся родителей, душевнобольных)".
Опека – это также лица и учреждения, на
которых возложено это наблюдение.
Так в чем же различие между опекой и
попечительством? Под попечение попадает
значительно более широкая категория
детей. Это дети, родители которых:
- умерли;
- лишены родительских прав;
- ограничены в родительских правах;
- признаны безвестно отсутствующими;
- недееспособны (ограниченно дееспособны);
- отбывают наказание в исправительных
колониях;
- обвиняются в совершении преступлений
и находятся под стражей;
- уклоняются от воспитания детей;
- отказываются забрать детей из лечебных,
социальных учреждений, куда ребенок помещен
временно.
Опека устанавливается над детьми, не
достигшими возраста 14 лет, попечительство
устанавливается над этой категорией
детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Опекун или попечитель назначается в
случае установления органом опеки и попечительства
необходимости предоставления недееспособному
или не полностью дееспособному лицу в
случаях, предусмотренных законом, индивидуальной
защиты его прав и интересов.
Для назначения опекуна или попечителя
необходимо лишь его согласие.
Подбор кандидатуры должен осуществляться
в соответствии со следующими обязательными
требованиями к нему:
· совершеннолетие лица, то есть достижение
им 18 лет;
· полная гражданская дееспособность
лица, то есть отсутствие вступивших в
силу решений суда о признании гражданина
недееспособным или об ограничении дееспособности
гражданина;
· отсутствие в отношении кандидата вступившего
в законную силу решения суда о лишении
его родительских прав (независимо от
времени его вынесения).
Условия для назначения лица опекуном
или попечителем:
1) способность к выполнению обязанностей
опекуна (попечителя), под которой понимается
состояние здоровья и возраст лица, позволяющие
полноценно совершать как фактические,
так и юридические действия в пользу подопечного;
2) отношения между опекуном (попечителем)
и ребенком;
3) желание самого подопечного видеть
в качестве своего опекуна или попечителя
определенное лицо;
4) отношение к ребенку членов семьи опекуна
(попечителя), а также желание самого ребенка.
Следующее это государственные формы
устройства.