Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 13:49, реферат
По многим вопросам изучения языка советское языкознание продолжает традиции отече¬ствен¬но¬го языкознания (см. Языкознание в России). После Октябрьской революции 1917 языкознание превра¬ти¬лось в многоотраслевую дисциплину, располагающую богатейшей эмпирической базой. При наличии разных школ и направлений советское языкознание опирается на единую методологию (см. Методология в языкознании). Для лингвистической теории в СССР характерно понимание языка как средства общения людей и как практического действительного сознания, признание социальной природы языка, неизменный учёт передаваемого им внеязыкового содержания (откуда следует верность языкознания теме: язык и мышление), историзм в подходе к языку как объекту исследования. Особенностью развития языкознания в СССР является разработка теории языка в тесной связи с практикой языкового строительства. Задачи культурного строительства — создание алфавитов для 50 ранее бесписьменных языков, реформы старых алфавитов, в первую очередь русского, а также ряда тюркских и других языков (переход с арабского алфавита сначала на латинский, а затем на русский), разработка принциповорфографии и пунктуации, создание терминологии, словарей, грамматик,
В Молдавской ССР публикуются работы по вопросам романского языкознания, проблемам языковых контактов молдавского и восточнославянских языков, исследуется роль русского языка как языка межнационального общения (С. Г. Бережан, Т. П. Ильяшенко, Н. Г. Корлэтяну, К. С. Удлер и другие).
В Таджикской ССР изучаются памирские языки (Д. К. Карамшоев).
В Татарской АССР всесторонне изучается литературный татарский язык, его диалекты, грамматика (М. З. Закиев, Д. Г. Тумашева),
в Туркменской ССР исследуются проблемы истории языка, нормативности и др. (Азимов, З. Б. Мухамедова, Б. Ч. Чарыяров).
В Узбекской ССР, помимо всестороннего изучения современного узбекского языка и его диалектов, создана грамматика староузбекского языка, выявлены взаимосвязи староузбекского языка сдревнеуйгурским, старотуркменским (Ф. А. Абдуллаев, Г. А. Абдурахманов, К. Каримов, С. М. Муталлибов, А. Мухтаров, Э. И. Фазылов, Ш. Ш. Шаабдурахманов, Ш. М. Шукуров и другие). Созданы начальные курсы языков урду и хинди, преподавание которых введено в средних школах. Исследуются проблемы словообразования, осуществляется координация ведущихся в СССР работ по фразеологии (Самарканд).
В УССР проводятся исследования по проблемам общего языкознания, социальной лингвистики (Белодед, Мельничук, Русановский и другие).
В Эстонской ССР изучаются языки и диалекты советского Севера, а также все прибалтийско-финские языки (Аристэ, А. Каск и другие), ведётся работа в области прикладного языкознания.
Исследование